г. Санкт-Петербург |
|
18 сентября 2014 г. |
Дело N А21-11227/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-х лиц: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16141/2014) ОАО энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.05.2014 по делу N А21-11227/2013 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по иску (заявлению) ОАО энергетики и электрификации "Янтарьэнерго"
к УФАС по Калининградской области
3-е лицо: 1. Комитет архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград",
2. ПК ТИЗ "Перспектива-Вест"
о признании недействительным и отмене решения и предписания
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" (адрес: 236040, Калининград, ул.Театральная, 34, ОГРН 1023900764832; ИНН 3903007130; далее - ОАО "Янтарьэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (адрес: 236006, Калининград, ул.Барнаульская, 4, ОГРН 1023901001552; ИНН 3905011090; далее - Управление; УФАС, антимонопольный орган) с заявлением о признании недействительными решения N АМЗ-04/2013 от 05.08.2013 года и предписания N 116-АМЗ/2013 от 05.08.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград", ПК ТИЗ "Перспектива-Вест".
Решением от 05.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Янтарьэнерго", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что судебные споры по вопросу права владения ПК ТИЗ "Перспектива-Вест" земельным участком, расположенным в г. Калининграде по Мамоновскому ш., являются для общества обстоятельствами, освобождающими его от ответственности за ненадлежащее исполнение договора N 183/02/10 от 02.03.2010 об осуществлении технологического присоединения в силу пункта 4.8 договора, так как являются обстоятельствами непреодолимой силы. Кроме того, общество полагает, что рассматриваемые правоотношения не подпадают по антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.
Стороны и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 02.03.2010 между ОАО "Янтарьэнерго" (исполнитель) и ПК ТИЗ "Перспектива-Вест" (контрагент) заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям N 183/02/10 энергопринимающего устройства - воздушной линии электропередачи, по адресу: г. Калининград, Мамоновское шоссе. По договору общество обязуется оказать услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств контрагента, а именно стройплощадки квартала индивидуальных жилых домов, а также квартала индивидуальных жилых домов, расположенного по адресу: г. Калининград, Мамоновское ш.
Согласно пункту 1.4 договора от 02.03.2010 N 183/02/10 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составлял 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
28.12.2010 между обществом и ПК ТИЗ "Перспектива-Вест" заключено дополнительное соглашение N 1 к договору, согласно которому, пункт 1.4 договора изложен в иной редакции, а именно: "срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения настоящего договора".
Таким образом, срок исполнения обязательств ОАО "Янтарьэнерго" по договору, согласно дополнительному соглашению N 1, закончился 02.03.2011.
Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: подготовку исполнителем технических условий (далее - ТУ), разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным ТУ, разработку контрагентом в границах его земельного участка проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным ТУ, выполнение ТУ со стороны контрагента и со стороны исполнителя, включая осуществление исполнителем мероприятий по подключению энергопринимающих устройств, проверку исполнителем выполнения ТУ контрагентом, осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств контрагента осуществляется представителями контрагента и исполнителя, действия по фактическому присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств контрагента к объектам электросетевого хозяйства исполнителя.
ОАО "Янтарьэнерго" выполнена только часть необходимых работ, а именно: подготовлено и утверждено техническое задание на проектирование, проведены конкурсные процедуры по выбору подрядчика на выполнение проектно-изыскательских работ и разработана проектная документация, проведены конкурсные процедуры по выбору подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ по титулу "Реконструкция ВКЛ 15 Кв N 15-01, ЗРУ 15 кВ на ПС 330/110/15 кВ 0-1 "Центральная", Строительство МТП 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ от ВЛ 15-01 в г. Калининграде, Мамоновское шоссе".
ПК ТИЗ "Перспектива-Вест" исполнило свои обязательства по договору и техническим условиям, о чем уведомило общество, согласовав 28.12.2011 с департаментом технологических присоединений ОАО "Янтарьэнерго" проектное решение рабочего проекта электроснабжения квартала индивидуальных жилых домов по адресу: г. Калининград, Мамоновское шоссе, разработанного ООО "Спецпроект", а также заключив 30.07.2012 с ООО "Спецмонтаж" договор N 16 по строительству распределительных газопроводов (газоснабжение) и по электроснабжению, со сроком выполнения работ по электроснабжению 45 календарных дней после фактического окончания работ по установке ТП и прокладке электросетей ОАО "Янтарьэнерго" к кварталу индивидуальных жилых домов.
На основании изложенного ПК ТИЗ "Перспектива-Вест" обратилось в Управление с заявлением о неправомерности действий ОАО "Янтарьэнерго", выразившихся в неисполнении обществом мероприятий по договору от 02.03.2010 N 183/02/10 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств квартала индивидуальных жилых домов ПК ТИЗ "Перспектива-Вест", расположенного по адресу: Калининград, Мамоновское шоссе, 14-й километр.
В ходе рассмотрения жалобы, Управление усмотрело признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что явилось основанием для возбуждения Управлением на основании приказа от 05.02.2013 N 22 в отношении ОАО "Янтарьэнерго" дела N АМЗ-04/2013 о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения данного дела УФАС пришло к выводу, что выполнить свои обязательства по договору в полном объеме для ПК ТИЗ "Перспектива-Вест" не представляется возможным в связи с тем, что обществом не определено точное место расположения точки присоединения его энергопринимающих устройств. Управлением установлено, что превышение установленного нормативными актами срока технологического присоединения к электрическим сетям составило 2 года 4 месяца 20 дней. ОАО "Янтарьэнерго" не представило антимонопольному органу доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила) и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заявителя и сетевой организации. На основании изложенного антимонопольным органом сделан вывод, что в результате несвоевременного выполнения ОАО "Янтарьэнерго" своих обязательств по указанному договору были ущемлены интересы ПК ТИЗ "Перспектива-Вест", так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств квартала индивидуальных жилых домов приводит к увеличению сроков выполнения строительно-монтажных работ.
Решением от 05.08.2013 N АМЗ-04/2013 действия ОАО "Янтарьэнерго" в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств ПК ТИЗ "Перспектива-Вест", установленных пунктом 16 Правил, которые повлекли ущемление интересов ПК ТИЗ "Перспектива-Вест" признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции.
На основании решения от 05.08.2013 N АМЗ-04/2013 комиссия УФАС вынесла обществу предписание от 05.08.2013 N 116-АМЗ/2013, в соответствии с которым ОАО "Янтарьэнерго" в срок до 01.12.2013 надлежит прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции в части ущемления интересов ПК ТИЗ "Перспектива-Вест", выразившееся в неисполнении условий договора от 02.03.2010 N 183/02/10 в сроки, предусмотренные Правилами, а именно, осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств квартала индивидуальных жилых домов товарищества индивидуальных застройщиков "Перспектива-Вест" - потребительский кооператив, расположенного по адресу: г.Калининград, Мамоновское шоссе, 14-й километр (кадастровый номер 39:15:15 13 16:0002).
Решение от 05.08.2013 N АМЗ-04/2013 и предписание от 05.08.2013 N 116-АМЗ/2013 обжалованы обществом в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отклоняя требования ОАО "Янтарьэнерго", пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "Янтарьэнерго" выявленных нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем, признал решение и предписание УФАС законными и обоснованными.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов ПК ТИЗ "Перспектива-Вест", проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.
Согласно части первой статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не - обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) также запрещаются Закон о защите конкуренции (пункт 3 части 1).
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта как нарушающих приведенный нормативный запрет, прежде необходимо доказать, что такое лицо занимает доминирующее положение на исследованном антимонопольным органом товарном рынке.
Частью пятой статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Судом первой инстанции правомерно установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 N 127/8 "Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I "Услуги по передаче электрической и тепловой энергии" ОАО "Янтарьэнерго" включено в Реестр естественных монополий по позиции - передача электроэнергии. Таким образом, факт доминирования ОАО "Янтарьэнерго" на исследованном товарном рынке в очерченных продуктовых и географических границах применительно к части пятой статьи 5 Закона о защите конкуренции является доказанным.
Кроме того, для установления состава вменяемого обществу нарушения антимонопольного законодательства, помимо доказанности факта доминирования, необходимы следующие условия: совершение доминантом действия (бездействие), характеризующегося как злоупотребление доминирующим положением и наступление (угроза наступления) одного из перечисленных последствий, а именно недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьи 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации утвердило Правила.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий. Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а" пункта 16 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 861 в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
Согласно пункту 16 Правил договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 1 год.
На основании изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что антимонопольный орган правомерно установил факт нарушения обществом предусмотренного пунктом 16 Правил и условиями договора срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, признаются апелляционным судом обоснованными.
Доказательства, подтверждающие, что ОАО "Янтарьэнерго" предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий договора в предусмотренные законом сроки, суду не представлены.
Доводы подателя жалобы о том, что проведение мероприятий по технологическому присоединению в момент оспаривания в судебных инстанциях права пользования земельным участком невозможно в связи с отсутствием права владения ПК ТИЗ "Перспектива-Вест" земельным участком по Мамоновскому шоссе, являются несостоятельными, поскольку на момент рассмотрения дела антимонопольным органом и судом первой инстанции право пользования ПК ТИЗ "Перспектива-Вест" земельным участком подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 21.03.2013 по делу N А21-10622/2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.11.2013. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от N ВАС-1297/14 от 18.03.2014 в в передаче дела N А21-10622/2011 Арбитражного суда Калининградской области в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Калининградской области от 21.03.2013, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.11.2013 отказано.
Доводы ОАО "Янтарьэнерго" об отсутствии оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям антимонопольного законодательства также отклоняются апелляционным судом. Как установлено выше, ОАО "Янтарьэнерго", являясь организацией, занимающей доминирующее положение на рынке, обязана оказывать услуги, входящие в предмет деятельности общества, надлежащим образом в соответствии с нормами законодательства, в том числе, с нормами антимонопольного законодательства, в частности, в сфере недопущения, ограничения, нарушения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц. Таким образом, указанные доводы общества основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому также отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные. Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 N 16008/10, согласно которому нормы, изложенные в Правилах N 861, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
Таким образом, антимонопольным органом правомерно установлены нарушения ОАО "Янтарьэнерго", как лица, занимающего доминирующее положение на рынке, законодательства в сфере присоединения энергопринимающих устройств, а также в сфере защиты конкуренции. При таких обстоятельствах, выводы арбитражного суда первой инстанции о необоснованности заявления ОАО "Янтарьэнерго" признаются апелляционным судом верными.
Суд апелляционной инстанции учитывает тот факт, что срок неисполнения обществом обязательств по технологическому присоединению энергопринимающего устройства ПК ТИЗ "Перспектива-Вест" на день принятия решения судом первой инстанции составляет более трех лет.
На основании изложенного, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованным и правомерным выводам о том, что общество нарушило требования Правил и Закона о защите конкуренции, в связи с чем у уполномоченного органа - УФАС имелись основания для вынесения оспариваемого решения, оно соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в свою очередь в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований. Таким образом предписание N 116-АМЗ/2013 от 05.08.2013, выданное на основе решения N АМЗ-04/2013 от 05.08.2013 также подлежит признанию законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная ОАО "Янтарьэнерго" государственная пошлина при обращении в суд апелляционной инстанции в размере 1 000 рублей подлежит возврату обществу в порядке статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.05.2014 по делу N А21-11227/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" (ОГРН 1023900764832, место нахождения: 236040, г. Калининград, ул. Театральная, 34) из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11227/2013
Истец: ОАО "Энергетики и электрификации "Янтарьэнерго"
Ответчик: УФАС по Калининградской области
Третье лицо: Комитет архитектуры и строительства Администрации ГО "Город Калининград", ПК ТИЗ "Перспектива-Вест"