город Омск |
|
16 сентября 2014 г. |
Дело N А75-2520/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6581/2014) индивидуального предпринимателя Гусева Юрия Борисовича на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.05.2014 по делу N А75-2520/2014 (судья Фёдоров А.Е.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Гусева Юрия Борисовича
к Межрайонной ИФНС России N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
о признании частично незаконным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Индивидуального предпринимателя Гусева Юрия Борисовича - Киселев Сергей Викторович (паспорт, по доверенности от 26.06.2014 сроком действия на три года);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Индивидуальный предприниматель Гусев Юрий Борисович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 27.12.2013 N 26 (в редакции решения УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26.02.2014 N 07/081) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 в размере 699 068 руб., штрафных санкций в размере 51 292, 59 руб. и пени в размере 374 195,01 руб.; отказа возвратить НДС в размере 421 593,09 руб. и произвести налоговый вычет на сумму 813 814 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.05.2014 требования заявителя было удовлетворено в части. Оспариваемое решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27.12.2013 N 26 (в редакции решения Управления ФНС по Ханты-Мансийскому автономного округу - Югре от 26.02.2014 N 07/081) признано недействительным в части привлечения предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа по налогу на добавленную стоимость в размере 46 163.33 руб. В остальной части заявленных требований было отказано. Основанием для частичного удовлетворения требований заявителя явился установленный судом первой инстанции факт наличия в действиях предпринимателя обстоятельств, смягчающих его ответственность, которым явился факт совершения заявителем налогового правонарушения впервые.
В апелляционной жалобе налогоплательщик, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что несмотря на то, что в проверенных налоговым органом периодах налогоплательщик необоснованно применял специальный налоговый режим, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления предпринимателю сумм НДС (как элемента общей системы налогообложения), поскольку в силу положений статьи 145 НК РФ заявитель, имеет право на освобождение от уплаты НДС. Также податель жалобы отмечает, что налоговый орган, формулируя вывод о наличии у него обязанности по уплате НДС в ходе проверки безосновательно не учел его право налоговые вычеты по НДС.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу налогоплательщика налоговый орган выразил свое несогласие с доводами жалобы, считает, что предпринимателем не соблюдены требования статьи 172 НК РФ, в силу чего налоговые вычеты не могли быть учтены при определении суммы НДС подлежащей уплате заявителем по итогам налоговой проверки. Также налоговый орган считает в данной ситуации не подлежащими применению положения статьи 145 НК РФ, поскольку для целей освобождения заявителя от обязанности по уплате НДС в силу названной статьи НК РФ налогоплательщику надлежало подать в налоговый орган соответствующее заявление в строго установленные сроки, чего сделано предпринимателем не было.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки составлен акт от 12.11.2013 N 26.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика инспекцией вынесено решение от 27.12.2013 N 26, которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДФЛ за 2010 - 2012 годов, НДС за 4 квартал 2010 года, за 2011 год, за 2012 год на общую сумму 56 494,16 руб. Заявителю начислены пени в сумме 410 174,45 руб., предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 1 018 266,61 руб.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой на решение инспекции в части НДС и соответствующих сумм пеней и штрафа, по результатам рассмотрения которой решением Управления от 26.02.2014 N 07/081 обжалуемое решение утверждено в части предложения налогоплательщику уплатить недоимку по НДС за период 2010 - 2012 годов в размере 699 068 руб., недоимку по НДФЛ за период 2010 - 2012 годов в размере 267 182,89 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, по пункту 1 статьи 119 НК РФ в общей сумме 56 494,16 руб., а также в части пени в сумме 410 174,45 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
28.05.2014 решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры частично было удовлетворено заявление ИП Гусева Ю.Б.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит подлежащим его изменению, а апелляционную жалобу предпринимателя частичному удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что до проведения выездной налоговой проверки ИП Гусев Ю.Б. применял специальный налоговый режим в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.
Ответчиком проведена выездная налоговая проверка ИП Гусева Ю.Б. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 г., о чем составлен акт от 12.11.2012 N 26.(т.1, л.д. 18-52 ).
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика, ответчиком вынесено решение от 27.12.2013 г. N 26 (т.1, л.д 59-83), на основании которого доначислена оспариваемая сумма недоимки по НДС за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г., соответствующие пени и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату данного налога.
Основанием для спорных доначислений послужили выводы налоговой инспекции о том, что заявителем за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 г., осуществлялась предпринимательская деятельность в виде оказания услуг специализируемой техникой (автомобильным краном и бортовой машиной ГАЗ-33081-70), которая не подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, согласно ст.346.26, 346.27 НК РФ и соответственно не является оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, в связи с чем доход от указанных видов деятельности должен подлежать налогообложению по общей системе налогообложения, и следовательно предприниматель в спорный период являлся плательщиком НДС и налога на доходы физических лиц.
Суд первой инстанции поддержал означенную позицию налогового органа и отклонил доводы налогоплательщика о том, что в периоде 01.01.2010 по 31.12.2012 имелись основания, предусмотренные статьей 145 НК РФ для освобождения его от исполнения обязанности по уплате НДС, в связи с получением выручки ниже установленного данной нормой предела.
Суд первой инстанции, признавая решение налогового органа в части доначисления НДС, исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Согласно пункту 3 статьи 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 НК РФ, которые подтверждают право на такое освобождение в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Положениями пункта 4 статьи 145 НК РФ установлено, что по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы: документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей; уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 статьи 145 НК РФ (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные пунктом 5 статьи 145 НК РФ и подпунктами 1 и 4 статьи 145 НК РФ, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней (пункта 5 статьи 145 НК РФ).
Таким образом, лицо считается освобожденным от обязанности по уплате налога на добавленную стоимость при соблюдении им условий, предусмотренных названными нормами.
Поскольку в установленный НК РФ срок инспекция не получала уведомления об использовании предпринимателем права на освобождение от исполнения обязанности по исчислению и уплате НДС, постольку суд первой инстанции пришел к выводу о несоблюдении уведомительного порядка применения права на освобождение от уплаты НДС за спорный период.
Апелляционная коллегия находит названный вывод суда первой инстанции не соответствующим сложившейся арбитражной практике по рассматриваемому вопросу, в частности позиции, возлагающей на налоговый орган в ходе проведенных мероприятий налогового контроля достоверно определять размер налоговых обязательств налогоплательщика, не ограничиваясь лишь исследованием доходной части, без учета права на льготы, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 24.09.2013 N 3365/13 по делу N А52-1669/2012, по смыслу статьи 145 НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу не принял во внимание то обстоятельство, что на момент наступления срока для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС в спорных налоговых периодах, предприниматель считал себя необязанным по его уплате в связи с применением ЕНВД, в связи с чем, не мог исполнить в те периоды обязанность по подаче в налоговый орган соответствующего уведомления об освобождении и документов, определенных статьей 145 НК РФ.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать в том числе путем заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду).
Для случаев, когда о необходимости уплаты НДС предпринимателю становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, проведенных инспекцией, порядок реализации права на освобождение от уплаты НДС не предусмотрен.
Однако отсутствие установленного порядка не означает, что указанное право не может быть реализовано предпринимателем. Налоговый орган, установив неправильную квалификацию осуществляемой предпринимателем деятельности, должна была учесть его заявление о праве на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исполнением и уплатой НДС, и определить наличие у него данного права на основании представленных документов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 3365/13).
Из материалов дела усматривается, что ИП Гусев Ю.Б. до окончания выездной проверки и вынесения решения сдал уточненные декларации и оплатил НДФЛ. Также 25 декабря 2013 г.. до вынесения решения за совершение налогового правонарушения, в соответствии со ст. 145 НК РФ представил уведомление на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с уплатой НДС, в связи с тем. что в период с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г. у ИП Гусева Ю.Б. выручка за любые три календарных последовательных месяца не превысила 2 000 000 руб. (т. 1 л.д. 93-99).
Иными словами, предприниматель Гусев Ю.Б. в рамках выездной налоговой проверки заявил о применении к спорной деятельности положений статьи 145 НК РФ.
Налоговый орган не оспаривает доводы заявителя со ссылками на представленные в ходе проверки и при рассмотрении дела в суде документы, в том числе книгу учета доходов и расходов, о том, что сумма выручки в спорных периодах не превышала предела, установленного статьей 145 НК РФ.
Учитывая названные обстоятельства, и в частности тот факт, что предприниматель не признавался плательщиком НДС в соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ, постольку инспекция, установив неправильную квалификацию осуществляемой им деятельности, должна была учесть его заявление о праве на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, и определить наличие у него данного права на основании представленных им документов.
При таких обстоятельствах начисление спорной суммы НДС, и как следствие соответствующих названной сумме НДС пени и штрафа нельзя признать правомерным.
Решение суда первой инстанции в части названного эпизода подлежит отмене, апелляционная жалоба предпринимателя в соответствующей части - удовлетворению. В части названного эпизода по делу подлежит вынести новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения налогового органа от 27.12.2013 N 26 (в редакции решения УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26.02.2014 N 07/081) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 в размере 699 068 руб., штрафных санкций в размере 51 292, 59 руб. и пени в размере 374 195,01 руб.
Между тем апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя, в части утверждения о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным отказа налогового органа возвратить НДС в размере 421 593,09 руб. и произвести налоговый вычет на сумму 813 814 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты.
Между тем, как уже было отмечено выше, предпринимателя в силу положений статьи 145 НК РФ подлежит признать освобожденным в оспариваемых налоговых периодах от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. Таким образом, заявитель, не являясь налогоплательщиком НДС, не имеет правовых оснований для применения налоговых вычетов по названному налогу.
Также апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований налогоплательщика обязать налоговый орган возвратить уплаченный предпринимателем НДС по требованиям Инспекции, поскольку заявитель осуществил оплату налога не Инспекции как юридическому лицу, а, в соответствующий бюджет согласно требованиям НК РФ. Между тем порядок возврата излишне уплаченного (взысканного) налога из соответствующего бюджета установлен положениями статьи 78, 79 НК РФ. Именно в порядке названных статей предпринимателю надлежит обратиться в налоговый орган для удовлетворения означенных требований.
Поскольку требования предпринимателя носят материальный характер и в случае частичного их удовлетворения невозможно установить соответствующую пропорцию между удовлетворёнными и неудовлетворенными требованиями, постольку расходы заявителя подлежит возложить на налоговый орган как на проигравшую спор сторону.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, п.п 3.4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гусева Юрия Борисовича удовлетворить в части.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.05.2014 по делу N А75-2520/2014 изменить, изложив его в следующей редакции.
Признать недействительным и отменить решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 26 от 27.12.2013 г. о привлечении индивидуального предпринимателя Гусева Юрия Борисовича к налоговой ответственности в части доначисления НДС в размере 699 068 руб., штрафных санкций в размере 51 292 руб. 59 коп., пени в размере 374195 руб. 01 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу индивидуального предпринимателя Гусева Юрия Борисовича судебные издержки, связанные с рассмотрением заявления в суде первой и апелляционной инстанции в размере 300 руб. 00 коп.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Гусеву Юрию Борисовичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 руб. 00 коп., уплаченных при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру N 2280 от 03.06.2014 г. в излишнем размере.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2520/2014
Истец: ИП Гусев Юрий Борисович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по ХМАО-Югре
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по ХМАО-Югре