г. Москва |
|
17 сентября 2014 г. |
Дело N А40-21295/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Седова С.П.,
Судей: Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2014 г.
по делу N А40-21295/14, принятое судьей Стрельниковым Е.В. (шифр судьи 169-181),
по иску Открытого акционерного общества "ТУЛАЧЕРМЕТ"
(ОГРН 1027100507125, 300016, г. Тула, ул. Пржевальского, д. 2)
к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(ОГРН 1037701021841, 105120, г. Москва, Костомаровский пер., д. 2)
о взыскании убытков, штрафа, процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов на оплату услуг представителя,
при участии в судебном заседании:
от истца: Сурин Е.В. по доверенности N 563 от 16.06.2014;
от ответчика: Никитенко А.Л. по доверенности от 19.11.2013;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Тулачермет" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями о взыскании с ФГП ВО ЖДТ России убытков в размере 366.720 руб. 30 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, так как истцом не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для взыскания убытков. Возмещать убытки должен перевозчик.
В отзыве на жалобу истец указывает, что вынесенное решение законно и обоснованно, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, нормы материального права применены правильно.
В судебном заседании апелляционного суда стороны поддержали свои правовые позиции.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, считает, что основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы отсутствуют.
К указанным выводам апелляционный суд пришел на основании следующих обстоятельств и норм права.
23 декабря 2011 года между ОАО "Тулачермет" (Заказчик) и ФГП ВО ЖДТ России (Охрана) заключен договор N 39916/УВО-3029 на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом.
В соответствии с п. 2.1 указанного договора Охрана обязуется оказывать возмездные услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом в пути следования по территории Российской Федерации.
Согласно п. 5.2 договора N 39916/УВО-3029 от 23.12.2011 г. Охрана несет ответственность за сохранность груза с момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта при передаче груза в вагоне от Заказчика (уполномоченного лица Заказчика или Перевозчика) на железнодорожных путях общего пользования на станции отправления до момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта и/или памятки приемосдатчика при передаче груза в вагоне Заказчику (уполномоченному лицу Заказчика или Перевозчику) на железнодорожных путях общего пользования на станции назначения.
В силу п. 2.2 Приложения N 2 к договору N 39916/УВО-3029 от 23.12.2011 г. прием экспортных грузов под охрану осуществляется Охраной от Заказчика на железнодорожных путях общего пользования станции отправления по акту приема (выдачи) грузов одновременно или после приема груза к перевозке и оформления перевозочных документов в установленном порядке. Акт приема (выдачи) грузов составляется Заказчиком в двух экземплярах, один из которых выдается Охране.
Моментом приема грузов Охраной от Заказчика является подписание обеими сторонами акта приема (выдачи) грузов с указанием времени окончания передачи.
В соответствии с п. 4.2 Приложения N 2 к договору N 39916/УВО-3029 от 23.12.2011 г., заключенному между ОАО "Тулачермет" и ФГП ВО ЖДТ России, передача грузов под охрану от заказчика (ОАО "Тулачермет") осуществляется после проведения сторонами осмотра вагонов, контейнеров с грузами, грузов на открытом подвижном составе.
Грузы, перевозимые насыпью или навалом в открытом подвижном составе, принимаются под охрану и сопровождение, в том числе при обеспечении ОАО "Тулачермет" равномерной погрузки груза в вагоне, при наличии выгрузочных люков в полувагоне увязки люковых закидок механическим способом проволокой диаметром 4-6 мм в один оборот с закруткой концов проволоки в три оборота при помощи воротка для закрутки дверей крытых вагонов и длиной концов проволоки не более 2 см. (п. 7.1. Приложения N 2 к договору от 23.12.2011 N 39916/УВО-3029).
19 сентября 2012 года в соответствии с актом приема (выдачи) вагонов с грузами N П17802/2575-52 стрелками Тульского отряда ведомственной охраны структурного подразделения ФГП ВО ЖДТ России на МЖД приняты под охрану полувагоны N 60955622, N 60397981, N 67753061 с грузом (чугуном), оформленные к перевозке в прямом международном сообщении накладными СМГС N АН602557, N АН602556, N АН602555.
Таким образом, факт принятия ответчиком полувагонов N 60397981, N 60955622, N 67753061 с грузом (чугуном) под охрану по акту от 19.09.2012 г. без замечаний свидетельствует, что на момент возникновения обязанности по сопровождению вагонов 19 сентября 2012 года загрузка была равномерной и нарушения увязки выгрузочных люков отсутствовали.
Отправка грузов по вышеуказанным накладным осуществлялась ОАО "Тулачермет" во исполнение своих обязательств по экспортному контракту с industrial Metallurgical Trading S.A." (контракт N 38146 от 17.11.2010 г., приложение N 82 от 03.09.2012 г. к контракту N 38146 от 17.11.2010 г.).
В силу п. 3.4.1 договора N 39916/УВО-3029 от 23.12.2011 г. Охрана обязана обеспечить охрану грузов по территории Российской Федерации, в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
При этом под Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом в рассматриваемом договоре понимаются разработанные в соответствии со ст. 3 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации - нормативные правовые акты, содержащие нормы, обязательные для перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, других юридических и физических лиц при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего и необщего пользования и регулирующие условия перевозок грузов с учетом их особенностей и сохранности грузов.
Согласно Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 38, при перевозке грузов со сменным сопровождением в международном сообщении через российские пограничные передаточные станции их сопровождение осуществляется проводниками в следующем порядке: при перевозках экспортных грузов - от станции отправления на территории Российской Федерации до выходной пограничной передаточной станции на территории Российской Федерации. Сопровождение осуществляется от момента приема груза к перевозке на станции отправления до момента отправления груза с выходной пограничной передаточной станции.
Согласно накладной принятые под охрану полувагоны с чугуном следовали от станции отправления Присады до выходной пограничной станции Красное (Эксп.) Московской железной дороги.
Таким образом, в обязанности стрелков ФГП ВО ЖДТ России входило обеспечение сохранности переданного ОАО "Тулачермет" груза на всем пути следования с момента подписания актов приема (выдачи) вагонов с грузами на станции Присады до момента отправления вагонов с грузом со станции Красное (Эксп.).
Однако в пути следования груза на территории Российской Федерации на станции Бекасово-Сортировочное МСК при перевеске вагонов N 60397981 (ж/д накладная N АН602556), N 60955622 (ж/д накладная N АН602557) выявлена недостача чугуна в количестве 16,42 тн., 13 тн. соответственно, что подтверждается коммерческими актами N МСК 1200547/34, N МСК1200546/33 от 23.09.2012 г., составленными в соответствии со ст. 18 СМГС.
В коммерческом акте N МСК1200547/34 от 23.09.2012 г. указано, что вагон N 60397981 в исправном техническом состоянии, торцевые стороны вагона цельнометаллические, люковые закидки увязаны металлической 6 мм проволокой. Груз погружен навалом, погрузка неравномерная. У первого разгрузочного люка закрутки не стандартные (скручены от руки), над первым разгрузочным люком просматривается дно п/вагона.
В коммерческом акте N МСК1200546/33 от 23.09.2012 г. указано, что вагон N 60955622 в исправном техническом состоянии, торцевые стороны вагона цельнометаллические, люковые закидки увязаны металлической 6 мм проволокой. Груз погружен навалом, погрузка неравномерная. У первого разгрузочного люка просматривается выемка до дна вагона. Закрутки у первого разгрузочного люка нестандартные, скручены от руки.
Таким образом, утрата груза произошла после принятия груза под охрану ввиду ненадлежащего исполнения ФГП ВО ЖДТ обязательств по обеспечению сохранности переданного груза.
Пунктом 5.3 договора N 39916/УВО-3029 от 23.12.2011 г. предусмотрена обязанность Охраны в случае недостачи, утраты груза при выполнении обязательств по договору N 39916/УВО-3029 от 23.12.2011 г., возместить Заказчику причиненный ущерб в размере стоимости недостающего, утраченного груза.
Согласно приложению N 82 от 03.09.2012 г. к контракту N 38146 от 17.11.2010 г. стороны согласовали цену на отгрузку чугуна в сентябре 2012 года в размере 360 долл. США/тн.
Таким образом, стоимость недостачи чугуна передельного, отгруженного в сентябре 2012 года по ж/д накладным N АН602556, N АН602557 составляет 10.591,20 долларов США, а именно:
-по вагону N 60397981: 360 долларов США * 16,42 тн. = 5.911,20 долларов США;
-по вагону N 60955622: 360 долларов США * 13 тн. - 4.680 долларов США. Ввиду недопоставки товара "Industrial Metallurgical Trading S.A".
В адрес ОАО "Тулачермет" направлена претензия с требованием возместить стоимость недостачи, в том числе в сумме 10.591,20 долларов США.
В свою очередь ОАО "Тулачермет" направило в адрес ФГП ВО ЖДТ России претензию N 27пр/13-2263 от 18.06.2013 г. с требованием возместить стоимость недостачи груза в размере 10.591,20 долларов США в рублях по курсу ЦБ РФ.
Вместе с тем, письмом N П-3/51-М/13 от 24.07.2013 г. претензия ОАО "Тулачермет" была отклонена.
Размер убытков ОАО "Тулачермет" согласно представленным истцом доказательствам и расчету составляет 366.720,30 руб.
Согласно ст.ст. 309, 310, ч.ч. 1, 2 ст. 393, ч. 1 ст. 15, ч.ч. 1, 2 ст. 434 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 393, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 118, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 38, и оценив представленные сторонами доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно установил факт ненадлежащего выполнения ответчиком обязательств по обеспечению сохранности груза и наступившими последствиями в виде возникновения убытков, а также наличие прямой причинно-следственной связи между ними.
Ссылка ответчика на параграф 1 ст. 23 Соглашения о международном грузовом сообщении от 01.11.1951 в данном случае необоснованна, так как утрата груза произошла на территории Российской Федерации в период исполнения ответчиком обязательств по его охране. Кроме этого ответственность ответчика не противоречит п. 6 параграфа 3 ст. 23 Соглашения о международном грузовом сообщении от 01.11.1951.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.07.2014 по делу N А40-21295/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.П. Седов |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-21295/2014
Истец: ОАО "Тулачермет"
Ответчик: ФГП "Ведомственная охрана ЖДТ РФ", ФГП ВО ЖДТ России