18 сентября 2014 г. |
Дело N А55-27953/2013 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Баклановой Е.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2014 года по делу А55-27953/2013 (судья Шабанов А.Н.)
по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия,
к открытому акционерному обществу "Приволжскнефтепровод",
о взыскании 22 709 232 руб.,
третье лицо:
- Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному федеральному округу,
с участием:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика - представитель Цветков Н.А., доверенность от 02.06.2014,
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области о взыскании с открытого акционерного общества "Приволжскнефтепровод" (далее - ответчик) вреда, причиненного почвам на землях сельскохозяйственного назначения в размере 22 709 232 руб.
Определением суда от 21.01.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца был привлечен Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (далее - третье лицо) по Южному федеральному округу.
Определением арбитражного суда от 02.04.2014 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А55-24990/2013, рассматриваемого Арбитражным судом Самарской области.
Определением арбитражного суда от 17.04.2014 возобновлено производство по делу.
Решением суда первой инстанции от 03 июня 2014 года в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного Самарской области от 03 июня 2014 года, исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, присутствует неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение по делу.
Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель ответчика считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В обоснование заявленных требований, истец указывает, что старшим госинспектором отдела земельного контроля и надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области Веремеевым Н.С., на основании письма Администрации Чертковского района Ростовской области N 188 от 28.01.2013 и прилагаемого к нему оперативного сообщения генерального директора ОАО "Приволжскнефтепровод" Сюмак А.Л., было вынесо определение N 08-33-001/2013 от 28.01.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении по факту обнаружения разлива нефти, загрязнению и порче земель сельскохозяйственного назначения по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и проведении административного расследования в сфере соблюдения земельного законодательства, в отношении ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы", зарегистрированного по адресу: г. Самара, ул. Ленинская, 100 инд.443020 Фактический адрес: г. Волгоград, ул. Полины Осипенко, д.1Б, инд.400081.
По информации, предоставленной ОАО "Приволжскнефтепровод" объект, регистрационный номер балансодержателя А53-00021-0009, магистрального нефтепровода (МН) "Куйбышев-Лисичанск", находится на 879,025 км, хутор Тихая Журавка, Чертковский район, Ростовская область. Обследована земля сельскохозяйственного назначения (пашня) с кадастровым номером 61:42:0600004:275, общей площадью 45,75 га, расположенная на территории Нагибинского сельского поселения Чертковского района Ростовской области в 3750 метрах на юго-запад от центра с.Тихая Журавка на 879,025 км магистрального нефтепровода (МН) "Куйбышев-Лисичанск". Установлено, что 26.01.2013 произошел выброс нефти на магистральном нефтепроводе Куйбышев-Тихорецк в результате чего произошло загрязнение земель сельскохозяйственного назначения на площади 10400 кв.м.
Установление виновного лица, как и установление непосредственной причины данного инцидента, т.е. установление причины разрыва нефтепровода, а именно либо вследствие неправильной эксплуатации трубопроводной системы либо наличия дефекта образовавшегося при изготовлении труб или швов является предметом отдельного либо административного, либо судебного разбирательства.
Привязка к местности в момент аварии произведена прежде всего на основании данных, предоставленных самой организацией, обязанной знать о месте расположения собственности, повинной в разлитии нефти: в информации, плане-графике есть указание на 879,025 км МН; замеры, указанные в протоколе осмотра территории проведенные прибором GPS, а также указанные п.4 Исследования Заключения специалиста N 1 от 20.02.2013 географические координаты площадки полностью совпадают с публичной кадастровой картой размещенной на сайте Росреестра; в соответствии с Правилами технической эксплуатации магистральных нефтепроводов РД 153-39.4-056-00-П.4.1.14. на щите-указателе линейной части магистральных нефтепроводов приведены наименование нефтепровода, местоположение оси нефтепровода от основного знака, привязка знака на трассе (км), по данным ОАО "Приволжскнефтепровод" объект находится на балансе общества и ему присвоен регистрационный номер А53-00021-0009. Еще до возбуждения административного расследования, ОАО "Приволжск нефтепровод" провело определенные мероприятия, в том числе сняли загрязненный плодородный слой и переместили в вырытую траншею, покрытую неприспособленной и промокаемой тканью, а также сгребли в кучи загрязненный грунт, при этом нарушив плодородный слой почвы на участке более 45 га, о чем наглядно свидетельствует фототаблица л. 17-20 адм.д.
На основании определения административного органа от 29.01.2013 в качестве специалиста для дачи письменного заключения привлечен агроном защиты растений ФГБУ "Ростовского референтного центра Россельхознадзора по Ростовской области". В рамках проведения административного расследования в соответствии с ГОСТ 17.4.4.02-84, 17.4.3.01-83 произведен отбор проб почвы и насыпного грунта в количестве 13 образцов, с земельных участков загрязненных черной маслянистой жидкостью со специфическим химическим запахом, находящихся на землях с кадастровым номером 61:42:0600004:275 Чертковского района. Образцы почв отобраны в соответствии со ст.25.7 КоАП РФ в присутствии двух понятых, а также представителей ОАО "Приволжскнефтепровод" начальника ОЭБ и РП Малышкина ДА. и начальника ЛЭАК Волгоградского РНУ Коробейниковой Н.В.(л.24 адм.д.), с целью исследования образцов на выявление эколого-токсикологических и агрохимических показателей почв. Составлен протокол от 30.01.2013 взятия проб и образцов почвы. Вышеуказанные пробы, для проведения лабораторных исследований и получения Заключения, были переданы в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Ростовский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору".
По результатам лабораторных исследований - протоколы испытаний N N 230-242 от 08.02.2013 в 4-х пробах, отобранной из точечных проб по загрязненной площадке, выявлено превышение нефтепродуктов в количестве 12426,7 мг/кг, 19732,0 мг/кг, 8135,2 мг/кг, 18850,0 мг/кг, что соответствует очень высокому уровню загрязнения (л.81-94) при содержании нефтепродуктов >5000 мг/кг, указанном в письме от 27.03.1995 N 3-15/582 Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
На основании вышеуказанных протоколов испытаний ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора" подготовило "Заключение" от 20.02.2013 N 1 об уровне загрязнения почвы нефтепродуктами на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:42:0600004:275 и расчет размера ущерба, выполненного на основании "Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", утвержденной Приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 г. N 238 и зарегистрированной в Минюсте РФ 07.09.2010 г. N 18364, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды при загрязнении нефтепродуктами. В выводах указано, что на месте обнаружено загрязнение почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча плодородного слоя на глубине 0-10 см и 10-30 см с очень высоким уровнем загрязнения.
Ущерб от загрязнения земельного участка, площадью 10400 кв.м составил сумму 22 709 232 руб.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (часть 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.77 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 37 Постановления N 21 разъяснил, что по смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Во исполнение требований указанных норм Федерального закона "Об охране окружающей среды" обществом был разработан План-график мероприятий по устранению последствий аварии на МН "Куйбышев-Лисичанск" 879,025 км, согласно которому разработаны соответствующие этапы по локализации и ликвидации последствий аварии.
Общество 27.01.2013 приступило к исполнению мероприятий по устранению последствий аварии, которые включали в себя следующее.
Между ОАО "Приволжскнефтепровод" и СПК (колхоз) "Искра" было заключено соглашение N 201340019 о временном занятии земельного участка сроком до 26.12.2013, с кадастровым номером 61:42:600004:0275.
В рамках вышеуказанного соглашения ОАО "Приволжскнефтепровод" произвело СПК (колхоз) "Искра" оплату в сумме 4 963 410 руб., который включает:
-возмещение убытков с/х производства в сумме 218 700 руб.;
-возмещение упущенной выгоды в сумме 886 950 руб.;
-возмещение расходов на биологическую рекультивацию земельного участка в сумме 3857 760 руб.
Осуществление оплаты подтверждается платежными поручениями:N 1547 от 26.02.2013, N 1548 от 05.03.2013, N 1413 от 07.07.2013.
Обществом были заключены договоры на вывоз, прием и утилизацию (обезвреживанию) нефтезагрязненного грунта с целью предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду договор N 201300156 от 29.01.2013 N 201300278 от 06.03.2013 с ООО "ЭКО-СПАС БАТАЙСК". В соответствии с указанными договорами с места аварии было вывезено 24 000 м3 нефтезагрязненного грунта, что подтверждается Актами приема-передачи нефтезагрязненного грунта N б/н от 30.01.2013, N б/н от 07.03.2013, N 289 от 11.02.2013, N 385 от 22.02.2013, б/н от 07.03.2013.
Обществом был разработан Проект рекультивационных и иных восстановительных работ загрязненных и нарушенных земель площадью 27 га, образовавшихся при ликвидации аварии на МН "Куйбышев-Лисичанск" 879,025 км разработанный независимой специализированной организацией ООО Проектно Кадастровый Центр "Средняя Волга" в соответствии с которым ОАО "Приволжскнефтепровод" выполнило мероприятия направленные на восстановление и улучшение и приведение в прежнее состояние нарушенного почвенного покрова на участке земель площадью 27,0 га.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (Закон о землеустройстве) к видам землеустроительной документации относятся, в том числе, проекты рекультивации нарушенных земель.
Согласно статье 23 Закона о землеустройстве порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 3 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, следует, что Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение согласования следующей землеустроительной документации:
а) генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации;
б) документация по вопросам землеустройства, разработанная в соответствии с решениями органов государственной власти;
в)документация, касающаяся земель, находящихся в федеральной собственности.
Согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.
Согласно пункту 8 указанного Положения, проекты рекультивации нарушенных земель утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.
В соответствии с пунктами 14, 15 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
В соответствии с указанными нормами, для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В состав Постоянной комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.
Постановлением Администрации Чертковского района N 1433 от 28.11.2013 "О создании комиссии по земельным отношениям" создана межведомственная комиссия по организации взаимодействия органов исполнительной власти в сфере земельных отношений, в состав которой входят представители органа местного самоуправления, Управлений Россельхознадзора и Росреестра по Ростовской области, Министерства внутренних дел России и др. В задачи комиссии входит, в том числе, приемка рекультивированных земель.
Согласно акту Приемки-Сдачи рекультивации земель от 29.11.2013 и 26.12.2013 оформленным надлежащим образом, Ответчиком сданы, а комиссией утвержденной Постановлением Администрации Чертковского района N 1433 от 28.11.2013 приняты, полностью рекультивированные земли площадью 27 га. в том числе 10 400 кв.м. нефтезагрязненного участка земли.
Судебная коллегия обращает внимание, что в состав комиссии входил и представитель Управления Россельхознадзора по Ростовской области.
При этом акт подписан без замечаний, подписи скреплены оттиском печати.
При таких обстоятельствах, истец, вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ не доказал, отсутствие возмещение вреда окружающей среде в натуре, путем восстановления нарушенных земель для использования их по назначению, что и является самой целью проведения рекультивации почв.
В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено два взаимоисключающих способа возмещения вреда:1) возмещение вреда в натуре; 2) возмещение причиненных убытков.
Исходя из положений указанной нормы при возмещении вреда в натуре на лицо причинившее вред не может быть возложена обязанность по возмещению вреда путем взыскания причиненных убытков.
Кроме того, истцом не представлено доказательств изъятия загрязненного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с переводом его в земли запаса для консервации либо установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2004 N 112 "Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов", из чего следует возможность использования подвергшегося загрязнению земельного участка по целевому использованию.
Учитывая указанные выше обстоятельства, судебная коллегия делает вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Поскольку истец, является государственным органом, он освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2014 года по делу А55-27953/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27953/2013
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия
Ответчик: ОАО "Приволжскнефтепровод"