город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2014 г. |
дело N А32-938/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2014 г. по делу N А32-938/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СмартГрейн",
заинтересованное лицо: Новороссийская таможня,
принятое в составе судьи Чеснокова А.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с Новороссийской таможни (далее - таможня) процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10317110/041012/0017907 в размере 60 873,63 рублей.
По мнению заявителя, действующим законодательством предусмотрена обязанность таможенного органа при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов начислять проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу, что заявленные требования о взыскании с Новороссийской таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 60873,63 руб. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд. В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд неправильно истолковал часть 6 статьи 147 Федерального закона N ЗП-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указав, что проценты, установленные частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкции за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
По мнению подателя жалобы начисление и уплата процентов не находится во взаимосвязи с просрочкой таможенного органа, установленного пунктом 6 статьи 147 Федерального закона ЖШ-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, и не находится во взаимосвязи с фактом подачи в таможенный орган заявления о возврате излишне взысканных таможенных платежей.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, 23.05.2012 г. общество и компания "Silos Cordoba, Ltd.", Испания, заключили внешнеторговый договор (контракт) N 7/2.
Товар, являющийся предметом договора, был поставлен в Российскую Федерацию, произведено его декларирование с целью помещения под процедуру - выпуск для внутреннего потребления, путем подачи 04.10.2012 г. в Новороссийскую таможню декларации N 10317110/041012/0017907, по которой произведено таможенное оформление ввезенных товаров.
По ДТ N 10317110/041012/0017907 ввезен товар - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с плоским дном, модель 6, 11/11, 60 градусов, вместимость 427М3, диаметр 6, 11 м, полная высота силоса 20,07 м, материал - оцинкованная сталь 450 гр/ кв. м, всего 9 комплектов.
При определении таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317110/041012/0017907, общество применило первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10317110/041012/0017907 декларант представил таможенному органу необходимые документы. В ходе таможенного оформления таможенный орган не принял таможенную стоимость по спорной ДТ.
05.10.2012 г. года Новороссийская таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки. Обществу требовалось подтвердить сведения о таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 940799,51 рублей.
Общество заполнило форму корректировки таможенной стоимости и внесло обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 940799 рублей 51 копеек.
Заявитель письмом от 31.10.2012 г. N 170 направил в таможню пояснения и дополнительные документы.
21.12.2012 года таможенный орган произвел выпуск товара, оформленного по ДТ N 10317110/041012/0017907, самостоятельно откорректировав таможенную стоимость товаров шестым (резервным) методом на основе третьего метода (по стоимости сделки с однородными товарами) и начислил обществу дополнительно таможенные платежи в сумме 940799 рублей 51 копейку.
Решением Новороссийской таможни о зачете денежного залога от 25.12.2012 г. N 10317000/251212/ЗДз-7909 таможенный орган взыскал с заявителя указанную сумму таможенных платежей и пени в сумме 19662,71 руб., исчисленных согласно требованию об уплате таможенных платежей от 25.12.2012 г. N 8294.
Действия Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10317110/041012/0017907, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2013 г. по делу N А32-13376/2013 признаны незаконными.
02.09.2013 года заявитель обратился в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 960462,22 рубля.
Таможня 03.10.2013 г. возвратила на расчетный счет общества 960462,22 рубля, что подтверждается платежными поручениями N 834, 32, 959.
Общество направило в таможню заявление от 08.10.2013 г. (исх. N 287) о выплате процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей и пеней по ДТ N 10317110/041012/0017907 за период с 26.12.2012 г. по 02.10.2013 г. в сумме 61002,51 руб.
11.11.2013 года таможня отказала заявителю в уплате процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для возврата указанных денежных средств, поскольку таможенный орган не допустил просрочки предусмотренного месячного срока для рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных пошлин.
Считая отказ Новороссийской таможни в выплате процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей неправомерным, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 129 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ (далее - Закон N 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 названного Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Следовательно, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне взысканных таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2013 по делу N А32-13376/2013 признаны незаконными вышеуказанные действия Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10317110/041012/0017907, суд обязал Новороссийскую таможню применить первый метод определения таможенной стоимости товара, оформленного но ДТ N 10317110/041012/0017907. Решение вступило в законную силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Закона N 311-ФЗ денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежный залог) вносятся на счет Федерального казначейства.
Порядок возврата (зачета) денежного залога урегулирован статьей 149 Закона N 311-ФЗ.
Возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения или прекращения обязательства. Возврат (зачет) денежного залога также осуществляется, если обязательства, обеспеченные денежным залогом, не возникли, при этом указанный срок подачи заявления о возврате (зачете) денежного залога исчисляется со дня оформления таможенным органом таможенной расписки. По истечении указанных сроков невостребованные суммы денежного залога учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат (пункт 1 статьи 149 Закона N 311-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 149 Закона N 311-ФЗ возврат (зачет) денежного залога производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данного денежного залога. Общий срок рассмотрения заявления о возврате (зачете) денежного залога, принятия решения о возврате (зачете) денежного залога и возврата (зачета) сумм денежного залога не может превышать один месяц со дня подачи указанного заявления и представления всех необходимых документов. Согласно пункту 7 статьи 149 Закона N 311-ФЗ возврат (зачет) денежного залога не производится при наличии у лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со статьей 158 названного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, ООО "СмартГрейн" на счет таможенного органа внесено обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 940799,51 рублей. Новороссийской таможней, в силу статьи 154 Закона N 311-ФЗ, произведен зачет денежного залога в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей на сумму 940799,51 рублей. Указанный зачет денежного залога произведен в связи с корректировкой таможенной стоимости товара, признанной впоследствии незаконной.
Согласно пункту 2 статьи 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что взыскание таможенным органом платежей на основании решения о зачете денежного залога, внесенного обществом, произведено в принудительном порядке.
На основании пункта 9 статьи 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьёй 148 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ.
Таким образом, из буквального толкования приведённых выше положений Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ следует, что право на взыскание предусмотренных пунктом 6 статьи 147 процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку установленного пунктом 6 статьи 147 месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
То есть, в силу прямого указания в пункте 6 статьи 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ, проценты начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкции за нарушение таможенным органом установленного пунктом 6 статьи 147 месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
В части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ применительно к случаям излишнего взыскания в соответствии с положениями главы 18 закона N 311-ФЗ таможенных платежей таможенными органами изменен только срок начала начисления процентов, то есть он начинает течь не со дня истечения месячного срока после поступления к таможне заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в случае не рассмотрения данного заявления в месячный срок, а со дня, следующего за днем взыскания излишних платежей.
Само по себе изменение начала периода начисления процентов не изменяет правовой природы предусмотренных данной нормой процентов - это проценты за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Возврат таможенных платежей производится на основании статей 89 и 90 Кодекса, части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ только по заявлению плательщика, то есть, инициирование данной процедуры возврата осуществляется плательщиком платежей (его правопреемником) путем подачи заявления.
Согласно части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 указанной статьи.
Из вышеуказанных норм следует, что само по себе признание решением суда незаконности корректировки таможенной стоимости, влекущее вывод о незаконности доначисления в результате такой корректировки таможенных платежей, не является для таможни основанием для возвращения излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей по результатам данной корректировки, если их плательщик (его правопреемник) не обращался в таможенный орган с заявлением о возвращении ему излишне уплаченных или взысканных платежей.
В случае если таможенный орган рассмотрел такое заявление и принял по нему законное решение в месячный срок с даты его поступления, правовые основания для взыскания с таможни (из федерального бюджета) процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов отсутствуют.
Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Иной подход к толкованию положений части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, согласно которому основанием для взыскания предусмотренных данной нормой процентов является признание решением суда незаконной произведенной таможней корректировки таможенной стоимости, фактически приводит к тому, что на основании указанной нормы из федерального бюджета в пользу хозяйствующего субъекта в рамках таможенных правоотношений взыскиваются проценты за пользование излишне взысканными или уплаченными таможенными платежами (чужими денежными средствами), начисляемые с даты поступления денежных средств в федеральный бюджет до даты их возвращения на счет хозяйствующего субъекта.
Указанный вывод также содержится в постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по делу N А32-10274/2013.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, с заявлением о возврате излишне перечисленных денежных средств общество обратилось 02.09.2013 г.
03.10.2013 г. на расчетный счет общества поступили денежные средства в размере 960462,22 руб. (платежные поручения от 03.10.2013 г. N 734, 32, 959).
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что заявленные требования о взыскании с Новороссийской таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 60873,63 рублей являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2014 г. по делу N А32-938/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-938/2014
Истец: ООО "СмартГрейн"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: Новороссийская таможня