г. Ессентуки |
|
08 сентября 2010 г. |
Дело N А61-210/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2010 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Параскевовой С. А.,
судей: Жукова Е. В.(судья-докладчик), Марченко О. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Асланиди В. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства Финансов Республики Северная Осетия - Алания и государственного учреждения при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий Республики Северная Осетия-Алания от чрезвычайных ситуаций" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2010 по делу N А61-210/2010 (судья Климатов Г. В.) по иску ОАО "Южная Телекоммуникационная компания" в лице коммерческого узла электросвязи структурного подразделения Северо-Осетинского филиала ОАО "ЮТК" к государственному учреждению при Правительстве РСО-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий РСО-Алания от чрезвычайных ситуаций", 3-е лицо: Министерство финансов РСО-Алания о взыскании 2 657 572 рублей 27 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от ОАО "ЮТК" в лице коммерческого узла электросвязи структурного подразделения Северо-Осетинского филиала ОАО "ЮТК": Суховерхов В. А. - по доверенности от 04.06.2010, Ларионов С. Ф. - по доверенности от 07.09.2010, Бровкин В. И. - по доверенности от 07.09.2010, Канукова Б. Г. - по доверенности от 07.09.2010, Олейникова Н. Г. - по доверенности от 31.12.2009,
от ГУ при Правительстве РСО-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий РСО-Алания от чрезвычайных ситуаций": Пшеничный Ю. П. - по доверенности N 1442 от 03.09.2010, Худайнатов Н. Р. - по доверенности N 143 от 10.02.2010,
от Министерства финансов РСО-Алания: Белоусов П. С. - по доверенности от 04.06.2010, Сугаров С. Р. - по доверенности N 1597 от 25.12.2009,
эксперты: Кривцова Н. М., Литвишко В. А.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Южная Телекоммуникационная компания" в лице Северо-Осетинского филиала (далее - общество; ОАО "ЮТК") обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к Государственному учреждению при Правительстве РСО-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий РСО-Алания от чрезвычайных ситуаций" (далее - учреждение) о взыскании 2 657 572 рублей 27 копеек задолженности по оплате услуг по эксплуатационно - техническому обслуживанию аппаратуры и средств оповещения, находящиеся в ведении ответчика в период с января 2008 по декабрь 2009 год.
Определением суда первой инстанции от 10.02.2010 г. к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство финансов РСО-Алания.
Решением Арбитражного суда РСО - Алания от 19.03.2010 исковые требования удовлетворены, с учреждения взыскано в пользу общества 2 657 572 рубля 27 копеек. Суд первой инстанции мотивировал решение тем, что факт выполнения работ и оказания услуг, предусмотренные государственными контрактами подтвержден материалами дела, доказательств оплаты задолженности в полном объеме ответчиком не представлено, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Не согласившись с принятым решением Министерство финансов РСО-Алания обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требования.
Также не согласившись с решением Арбитражного суда РСО-Алания от 19.03.2010 с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилось государственное учреждение при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий Республики Северная Осетия-Алания от чрезвычайных ситуаций". В обоснование жалобы учреждение ссылается на то, что истцом необоснованно завышены затраты на техническое обслуживание по государственным контрактам. Сметно-финансовые расчеты стоимости технического обслуживания средств оповещения, представленные учреждением не приняты судом первой инстанции во внимание. Также судом первой инстанции не учтено, что в ходе исполнения государственных контрактов стороны неоднократно пересматривали затраты сметно-финансового расчета на обслуживание средств оповещения и сумма затрат была снижена. В связи с изложенным считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по ходатайству государственного учреждения при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий Республики Северная Осетия-Алания от чрезвычайных ситуаций" по делу N А61-210/2010 назначена комплексная судебная инженерно-техническая экспертиза, проведение которой поручено Судебно-экспертному учреждению "Кавминводская лаборатория судебных экспертиз. Производство по делу приостановлено до получения судом экспертного заключения.
Определением суда от 13.08.2010 производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представители государственного учреждения при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий Республики Северная Осетия-Алания от чрезвычайных ситуаций" поддержали доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, уточнили требования по апелляционной жалобе в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пояснили, что задолженность с учетом произведенных платежей в размере 655 960 рублей 00 копеек, которая подтверждается заключением экспертовN 1129/СБЭ от 09.08.2010 признают, в связи с чем просят решение суда первой инстанции изменить, уменьшив сумму взыскания до 655 960 рублей 00 копеек. Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов РСО-Алания поддерживают.
Представители Министерства финансов РСО-Алания уточнили требования по апелляционной жалобе в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просят решение суда первой инстанции изменить, уменьшив сумму взыскания до 655 960 рублей 00 копеек.
Представители ОАО "ЮТК" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2010 по делу N А61-210/2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2010 по делу N А61-210/2010 следует изменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "ЮТК" (подрядчик) и Учреждением (заказчик) в 2008-2009 годах заключены государственные контракты N 106-08 СОФ от 01.01.2008 и N 450-08 СОФ от 30.12.2008 на техническое обслуживание аппаратуры и средств оповещения, находящихся в ведении заказчика в соответствии с перечнем оборудования передаваемого на техническое обслуживание (Приложения N 1).
В силу пункта 8 государственных контрактов сумма контракта N 106-08 СОФ от 01.01.2008 составляет 1 466 712 рублей 00 копеек, сумма контракта N 450-08 СОФ от 30.12.2008 - 1 620 260 рублей 00 копеек. В процессе реализации контракта N 450-08 СОФ от 30.12.2008 произведена корректировка суммы контракта в сторону уменьшения до 1428086 рублей 27 копеек.
Оплата за техническое обслуживание аппаратуры и средств оповещения производится заказчиком после предоставления подрядчиком акта выполненных работ, подписанного представителями заказчика и подрядчика, с предоставлением подрядчиком обоснования стоимости технического обслуживания средств оповещения равными ежемесячными платежами, в течении десяти дней следующих за расчетным месяцем.
Стоимость работ по техническому обслуживанию аппаратуры и средств оповещения (включая текущий ремонт) определена на основании согласованного сторонами сметно-финансового расчета.
В обоснование исковых требований ОАО "ЮТК" ссылается на то, что им во исполнение условий договора оказаны ответчику услуги на сумму 2 894 798 рублей 27 копеек. Платежным поручением N 63 от 04.07.2008 ответчиком в счет оплаты оказанных услуг ответчик перечислено на расчетный счет истца 122226 рублей 00 копеек.
В связи с частичной оплатой работ и услуг по государственным контрактам N 106-08 СОФ от 01.01.2008 и N 450-08 СОФ от 30.12.2008 ОАО "ЮТК" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права регулирующие спор, поскольку согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги предусмотрена пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленные в обоснование иска доказательства подтверждают факт выполнения работ и оказания услуг, предусмотренные государственными контрактами на сумму 2 894 798 рублей 27 копеек. Поскольку ответчик не представил доказательств оплаты задолженности в полном объеме, а также учитывая частичную оплату, суд первой инстанции указал, что сумма задолженности составляет 2 657 572 рубля 27 копеек.
Пунктом 1 статьи 711 Кодекса предусмотрено, что по договору подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ. Таким образом, основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача ему результата работ подрядчиком. Согласно пункту 1 статьи 720 Кодекса заказчик в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика обязан осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В связи с наличием разногласий сторон в части правильности применения норма-затрат, указанных в сметно-финансовом расчете стоимости эксплуатационно-технического обслуживания средств оповещения гражданской обороны и стоимости фактически выполненных работ, судом апелляционной инстанции назначена комплексная судебная инженерно-техническая экспертиза. Перед экспертами поставлены вопросы о правильности применения норма-затрат, указанных в сметно-финансовом расчете стоимости эксплуатационно-технического обслуживания средств оповещения гражданской обороны, в случае неправильного применения установить какова стоимость фактически выполненных работ при правильном применении норма-затрат по государственным контрактам.
Согласно экспертному заключению от N 1129/СБЭ от 09.08.2010 норма-затраты, указанные в сметно-финансовом расчете стоимости эксплуатационно-технического обслуживания средств оповещения гражданской обороны по государственному контракту N 106-08 СОФ от 01.01.2008 применены неправильно, то есть количество нормо-затрат в расчете завышено на 377,6 человеко-часов. Стоимость фактически выполненных работ по государственному контракту N 106-08 от 01.01.2008 при правильном применении норма-затрат на 2008 года составляет 346 969 рублей 00 копеек.
По государственному контракту N 450/08 СОФ от 30.12.2008 норма-затраты, указанные в сметно-финансовом расчете стоимости эксплуатационно-технического обслуживания средств оповещения гражданской обороны применены неправильно, то есть количество нормо-затрат в расчете завышено на 767 человеко-часов. Стоимость фактически выполненных работ по государственному контракту N 450/08 СОФ от 30.12.2008 при правильном применении норма-затрат на 2009 года составляет 546 217 рублей 00 копеек.
Всего стоимость фактически выполненных работ за период с 2008-2009 годы по заключению экспертизы составила 893 186 рублей 00 копеек.
При этом экспертами установлено, что представленные истцом в качестве доказательств проведенного технического обслуживания копии формуляров не раскрывают содержания выполненных подрядчиком работ, имеют следы многочисленных исправлений, частично носят следы поспешного заполнения, записи по проведению ЕТО на объектах в городе Владикавказе не представлены. Учитывая, что работы в городе Владикавказе производятся подрядчиком в соответствии с графиком объезда нескольких десятков объектов двумя специалистами, проведении ЕТО экспертизой подтвердить не представляется возможным. При анализе дат проведения технического обслуживания выявлены случаи, когда одной датой оформлено проведение технического обслуживания на 8,15,16 и даже 37 удаленных друг от друга и расположенных на разных объектах единицах оборудования. При проведении экспертного исследования по затратам времени выявлено, что по двум государственным контрактам, заключенным в одном и том же 2008 году применены разные нормативы трудозатрат в человеко-часах на обслуживание одного и того же оборудования. Время необходимое, согласно сметно-финансовому расчету государственных контрактов, на техническое обслуживание увеличено в несколько раз. Кроме того, в сметно-финансвовом расчете к государственному контракту N 106-08 СОФ от 01.01.2008 допущен ряд однотипных технических ошибок, существенно повлиявших на подсчет общего количества расчетного времени на все виды ТО в месяц и вследствие этого на весь дальнейший расчет.
Из финансово-экономического раздела заключения следует, что при ежегодном оказании идентичных услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования системы централизованного оповещения населения Республики Северная Осетия-Алания структура затрат по годам существенно отличается. В расчете на 2009 года по сравнению с расчетом на 2008 год отмечаются снижение расходов на оплату труда на 267 044 рублей, сохранение процентного уровня ЕСН при снижении расходов на оплату труда, что указывает на ошибку в расчетах, исключение из расчетов на 2009 год затрат на расходные материалы и прочих расходов, существенное увеличение суммы оплаты за аренду, появление в полном объеме налога на добавленную стоимость.
Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что стоимость фактически выполненных обществом работ по государственным контрактам N 106-08 СОФ от 01.01.2008 и N 450-08 СОФ от 30.12.2008 составляет 893 186 рублей 00 копеек. Материалами дела подтверждено, что ответчик оплатил выполненные работы в размере 122 226 рублей 00 копеек, что подтверждается платежным поручением N 63 от 04.07.2008. Таким образом, задолженность ответчика перед истцом составляет 655 960 рублей 00 копеек.
На момент рассмотрения спора суду не представлено доказательств оплаты ответчиком образовавшейся задолженности.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит изменению, с уменьшением суммы взыскания до 655 960 рублей 00 копеек. В остальной части исковых требований следует отказать.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о том, что дополнительные документы, представленные эксперту по составным частям сметно-финансовых расчетов и документы, которые применялись при расчете норма-затрат на обслуживание средств и аппаратуры оповещения по государственным контрактам, приложенных к письму от 10.08.2010 не исследованы им. Из пояснений эксперта следует, что представленные справки имеются в материалах дела и были исследованы экспертами. По вопросу о представленных в судебном заседании суда апелляционной инстанции документов эксперт Литвишко В. А. пояснил, что данные документы не имеют никакого отношения к расчету, либо изменению норма-затрат, поэтому какого-либо влияния на выводы судебной экспертизы оказать не могли.
Из пояснений экспертов в суде апелляционной инстанции следует, что при исследовании производился анализ и сопоставление материалов дела в соответствии с научной и нормативной документацией.
Довод общества о том, что в 2008 году расчеты на оплату труда снижены на 50% по устной договоренности между руководителями сторон, что не отражено в заключении эксперта также отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в материалы дела не представлены доказательства занижения цен в 2008 году. Представители государственного учреждения при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий Республики Северная Осетия-Алания от чрезвычайных ситуаций" в судебном заседании суда апелляционной инстанции данный факт не подтвердили.
В соответствии со статьёй 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Указанное решение не отвечает требованиям вышеназванной статьи, а поэтому решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в редакции информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139).
При подаче искового заявления обществом уплачена государственная пошлина по платежному поручению N 8277 от 28.12.2009 в размере 25 877 рублей 19 копеек.
В связи с изложенным и частичным удовлетворением исковых требований с государственного учреждения при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий Республики Северная Осетия-Алания от чрезвычайных ситуаций" в пользу общества подлежит взысканию 13 059 рублей 60 копеек в счет возмещения по уплате государственной пошлины.
Понесенные учреждением судебные расходы за проведение экспертизы по делу, подтвержденные документально в размере 116 047 рублей 62 копеек в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2010 по делу N А61-210/2010 изменить.
Взыскать с государственного учреждения при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий Республики Северная Осетия-Алания от чрезвычайных ситуаций" в пользу открытого акционерного общества ""Южная Телекоммуникационная компания" в лице коммерческого узла электросвязи структурного подразделения Северо-Осетинского филиала открытого акционерного общества ""Южная Телекоммуникационная компания" 655 960 рублей 00 копеек задолженности, а также 13 059 рублей 60 копеек в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества ""Южная Телекоммуникационная компания" в лице коммерческого узла электросвязи структурного подразделения Северо-Осетинского филиала открытого акционерного общества ""Южная Телекоммуникационная компания" о взыскании с государственного учреждения при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий Республики Северная Осетия-Алания от чрезвычайных ситуаций" 2 001 612 рублей 27 копеек, отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества ""Южная Телекоммуникационная компания" в пользу государственного учреждения при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий Республики Северная Осетия-Алания от чрезвычайных ситуаций" 116 047 рублей 62 копеек в счет возмещения расходов по оплате экспертизы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Председательствующий |
С. А. Параскевова |
Судьи |
Е. В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-210/2010
Истец: ОАО "ЮТК"-Северо-Осетинский филиал
Ответчик: ГУ при Правительстве РСО-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий РСО-Алания от чрезвычайных ситуаций"
Третье лицо: Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, Министерство финансов РСО-Алания, Министерство финансов Северная Осетия-Алания