г. Саратов |
|
18 сентября 2014 г. |
Дело N А12-360/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети", ОГРН 1023402460620, ИНН 3441010181 (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2014 года по делу N А12-360/2014 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети", ОГРН 1023402460620, ИНН 3441010181(г. Волгоград)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, ОГРН 1023403460596, ИНН 344051210 (г. Волгоград)
о признании недействительным решения,
третьи лица: Миронова Евгения Евгеньевна (г. Волгоград),
Проводина Елена Михайловна (г. Волгоград),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное производственное предприятие "Волгоградские межрайонные электрические сети" (далее - МУПП "ВМЭС", предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, антимонопольный орган) от 14 октября 2013 года по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 13-01-10-04/216.
К участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора определением суда от 03 марта 2014 года привлечены: Миронова Евгения Евгеньевна, Проводина Елена Михайловна.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
МУПП "ВМЭС" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Волгоградское УФАС России представило отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы либо возражения на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания МУПП "ВМЭС", Волгоградское УФАС России, Миронова Евгения Евгеньевна, Проводина Елена Михайловна извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями N N 99191-99194 о вручении почтовых отправлений адресатам 12, 14 и 16 августа 2014 года. Информация о публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 07 августа 2014 года размещена на сайте суда в сети Интернет 08 августа 2014 года. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, поводом для проведения проверки Волгоградским УФАС России послужило обращение Миронова Е.Е., Проводиной Е.М. по вопросу неисполнения со стороны МУПП "ВМЭС" договоров технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. Джамбула Джабаева, 26/29, и жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. Джамбула Джабаева, 26/28.
В ходе рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства приказом от 21 мая 2013 года N 165 было возбуждено дело N 13-01-10-04/216 по признакам нарушения МУПП "ВМЭС" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
По результатам проверки Волгоградским УФАС России 14 октября 2013 года вынесено решение по делу N 13-01-10-04/216 о нарушении антимонопольного законодательства, которым МУПП "ВМЭС" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ путем нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям МУПП "ВМЭС" объекта заявителя Проводиной Е.М. (жилой дом), расположенный по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. Джамбула Джабаева, 26/29, объекта заявителя Мироновой Е.Е. (жилой дом), расположенный по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. Джамбула Джабаева, 26/28 согласно договорам о техническом присоединении N 997/ТП-12 от 16 июля 2012 года, заключённого с Проводиной Е.М., договора о технологическом присоедини N 996/ТП-12 от 16 июля 2012 года, заключённого с Мировоной Е.Е., в связи с чем материалы дела N 13-01-10-04/216 переданы для возбуждения административного дела по признакам, предусмотренным статьей 14.31 КоАП РФ.
Не согласившись с данными решением и, полагая, что решение Волгоградского УФАС России не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы, МУПП "ВМЭС" обратилось в суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие невозможность мероприятий по технологическому присоединению в течение 6 месяцев с момента заключения договоров о технологическом присоединении, и что вина МУПП "ВМЭС" подтверждается представленными доказательствами.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ следует, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона N 135-ФЗ следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничения конкуренции или ущемления прав лиц.
Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: действие хозяйствующего субъекта, его доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и наступление (угроза наступления) одного из перечисленных последствий.
Статьей 5 Закона N 135-ФЗ установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 и 10 Закона N 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В силу абзаца 3 статьи 3 Закона N 135-ФЗ субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, а в соответствии со статьей 4 названного Закона к таким видам деятельности отнесены и услуги по передаче электрической энергии.
Согласно абзацу 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Как следует из материалов дела, предметом деятельности МУПП "ВМЭС" являются организация учета электрической энергии для обеспечения контроля за уровнем потребления электроэнергии, составление и утверждение актов разделов границ балансовой принадлежности электроснабжения, проработка и выдача технических условий на присоединение абонентов к сетям МУПП "ВМЭС" и другие виды деятельности указанные в пункте 2.2 Устава МУПП "ВМЭС". Согласно письму N АШ 05-22207 от 19 декабря 2008 года территориального органа федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области основным видом деятельности МУПП "ВМЭС" является распределение электроэнергии.
МУПП "ВМЭС", являясь сетевой организацией (осуществляет вид деятельности - передача электрической энергии), уполномочено в соответствии с Правилами технологического присоединения заключать договоры технологического присоединения с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Таким образом, вывод антимонопольного органа о том, что МУПП "ВМЭС" занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих МУПП "ВМЭС" и расположенных на территории г. Волгограда Волгоградской области, является обоснованным и заявителем не опровергнут.
Следовательно, МУПП "ВМЭС", осуществляя технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обязано соблюдать требования пункта 5 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, в соответствии с которым запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (часть 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
В соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее Правила технологического присоединения N 861), процедура технологического присоединения включает в себя, в том числе, подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно подпункту "в" пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861, в процедуру технологического присоединения включается, в том числе, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
Подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения N 861, установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать шесть месяцев для заявителей - индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с заявителем - физическим лицом, обязанности распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Пункт 18 Правил технологического присоединения N 861 включают в себя следующие этапы выполнения мероприятий технологического присоединения:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для заявителей - индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксации коммутационного аппарата в положении "включено").
Как следует из материалов дела, что МУПП "ВМЭС" заключило 16 июля 2012 года договор об осуществлении технологического присоединения N 997/ТП-12 с Проводиной Е.М., и договор об осуществлении технологического присоединения N 996/ТП-12 с Мироновой Е.Е.
Абзац первый пункта 1 договоров о технологическом присоединении N 997/ТП-12, N996/ТП-12 предусматривает, что сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 4 договоров о технологическом присоединении N 997/ТП-12, N996/ТП-12 составляет 6 месяцев со дня заключения указанных договоров.
МУПП "ВМЭС" представило в антимонопольный орган договор N 537/ПТПП-13 на выполнение проектных и изыскательских работ от 25 февраля 2013 года, заключенный с ООО "СМУ-97". Представлены также заявления Мироновой Е.Е., Проводиной Е.М. о необходимости проведения технического осмотра энергопринимающих устройств заявителей от 16 июля 2013 года.
МУПП "ВМЭС" представило в антимонопольный орган Акт технического осмотра энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: Волгоград, Советский район, ул. Джамбула Джабаева, 26/29 (заявитель - Проводина Е.М.); Акт технического осмотра энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: Волгоград, Советский район, ул. Джамбула Джабаева, 26/28 (заявитель - Миронова Е.Е.).
Также представлены Акт выполненных работ N 1980 на новое строительство (оборудование КТП 4547) от 16 июля 2013 года, акт выполненных работ N 1982 на реконструкцию (ВЛ 6 кВ ТП517 РАМ (ВЛ 6 кВ КРНЗ - ТП 517) от 17 июля 2013 года.
МУПП "ВМЭС" представило в антимонопольный орган дополнительное соглашение N 1 к договору N 996/ТП-12 от 16 июля 2012 года об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 03 августа 2013 года; дополнительное соглашение N 1 к договору N 997/ТП-12 от 16 июля 2012 года об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 03 августа 2013 года; Акт технического осмотра энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. Джамбула Джабаева, 26/28 от 13 августа 2013 года; Акт технического осмотра энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. Джамбула Джабаева, 26/29 от 13 августа 2013 года.
МУПП "ВМЭС" представило в антимонопольный орган акт об осуществлении технологического присоединения N 996 от 19 сентября 2012 года (объект: жилой дом, расположенной на садовом участке по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Джамбула Джабаева, 26/28); дополнительное соглашение N 2 к договору N 996/ТП-12 от 16 июля 2012 года об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16 сентября 2013 года; дополнительное соглашение N 2 к договору N 997/ТП-12 от 16 июля 2012 года об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16 сентября 2013 года; Акт об осуществлении технологического присоединения N 997 от 19 сентября 2013 года (объект: жилой дом, расположенной на садовом участке по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Джамбула Джабаева, 26/29); Акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон между МУПП "ВМЭС", Проводиной Е.М. от 17 сентября 2013 года; Акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон между, МУПП "ВМЭС", Мироновой Е.Е. от 17 сентября 2013 года.
Следовательно, МУПП "ВМЭС" завершило процедуру технологического присоединения по договору об осуществлении технологического присоединения N 997/ТП- 12 от 16 июля 2012 года, заключенного с Проводиной Е.М. актом об осуществлении технологического присоединения N 997 от 19 сентября 2013 года (объект: жилой дом, расположенной на садовом участке по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул.им. Джамбула Джабаева. 26/29), актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон между МУПП "ВМЭС", Проводиной Е.М. от 17 сентября 2013 года МУПП "ВМЭС" завершило процедуру технологического присоединения по договору об осуществлении технологического присоединения N 996/ТП-12 от 16 июля 2012 года, заключенного с Мироновой Е.Е. акт об осуществлении технологического присоединения N 996 от 19 сентября 2013 года (объект: жилой дом, расположенной на садовом участке по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Джамбула Джабаева, 26/28), актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон между МУПП "ВМЭС", Мироновой Е.Е. от 17 сентября 2013 года.
Таким образом, общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны МУПП "ВМЭС", направленных на исполнение договоров, заключенных с Проводиной Е.М., Мироновой Е.Е. составил 13 месяцев с момента подписания указанных договоров, что не соответствует подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения, пункту 18 Правил технологического присоединения, согласно которым срок осуществления всех мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.
В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно).
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии предусматривает, что договор не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно пункту 61 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае: отсутствия технологического присоединения в Установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Согласно пункту 62 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в письменной форме. Лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение следующих условий, необходимых для его заключения: технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке; обеспечение учета электрической энергии; надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу, что МУПП "ВМЭС" являясь сетевой организацией, своими действиями в отношении граждан Проводиной Е.М., Мироновой Е.Е. нарушило требование подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, выразившимися в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению в течение шести месяцев с момента заключения договора о технологическом присоединении, что влечет за собой ущемление интересов заявителя, а именно в препятствовании заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).
Кроме того, согласно пункту 19 Правил технологического присоединения, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
В пункте 11.1. технических условий N 123с-2012 от 03 июля 2012 года (заявитель Миронова Е.Е.), N 123с-2012 от 03 июля 2012 года (заявитель - Проводина Е.М.) (далее - Технические условия заявителей) указана следующая обязанность заявителей: "Ввод в жилой дом выполнить отдельной линией, марку и сечение которой определить проектом".
Вместе с тем, подпункт "в" пункта 18 Правил технологического присоединения предусматривает обязанность заявителя разработать проектную документацию в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекту капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В пункте 2 указанных договоров технологического присоединения предусмотрено, что технологическое присоединение необходимо для электроснабжения жилого дома, расположенного на садовом участке.
Учитывая то, что разработка проекта требуется именно для объекта капитального строительства, линейного объекта - линии электропередачи (линия (кабельная) от точки присоединения - проектируемой ВЛ-0,4 кВ проектируемого ТП)) отношения, регулируемые Градостроительным кодексом Российской Федерации не могут иметь свое распространение на пункт 11.1 указанных технических условий.
Волгоградское УФАС России сделало вывод о том, что требование, установленное в пункте 11.1 указанных технических условий, соответствует пунктам 18, 25.1 Правил технологического присоединения. При этом разработка проекта на линейный объект - линию электропередач должна осуществляться только в пределах границ земельных участков заявителей.
В пункте 11.2 технических условий заявителей указано следующее: "внутренние сети 0,4 кВ выполнить согласно ГОСТ Р50571.3-94 и ГОСТ Р50571.8-94". ГОСТ Р50571.3-94 и ГОСТ Р50571.8-94 утратили свою силу с 1 января 2011 года в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 10.12.2009 N 672-ст. Взамен указанных ГОСТов введен "ГОСТ Р 50571.3-2009 (МЭК 60364-4-41:2005). Национальный стандарт Российской Федерации. Электроустановки низковольтные. Часть 4-41. Требования для обеспечения безопасности. Защита от поражения электрическим током".
Волгоградское УФАС России сделало вывод о том, что указанные в пункте 11.2 технических условий ГОСТ Р50571.3-94 и ГОСТ Р50571.8-94 на момент подписания договора технологического присоединения и технических условий утратили силу.
В пункте 11.3 технических условий заявителей указана следующая обязанность заявителей: "На вводной опоре смонтировать повторное заземление сопротивлением не более 30 Ом". МУПП "ВМЭС" пояснило антимонопольному органу, что "так как вводная опора будет находиться на балансе МУПП "ВМЭС", данное мероприятие выполняет МУПП "ВМЭС" в соответствии с ПУЭ, п. 2.4.46".
В пункте 2.4.46 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.05.2003 N 187 "Об утверждении глав правил устройства электроустановок" указано следующее:
В населенной местности с одно- и двухэтажной застройкой BJI должны иметь заземляющие устройства, предназначенные для защиты от атмосферных перенапряжений. Сопротивления этих заземляющих устройств должны быть не более 30 Ом, а расстояния между ними должны быть не более 200 м для районов с числом грозовых часов в году до 40, 100 м - для районов с числом грозовых часов в году более 40.
Кроме того, заземляющие устройства должны быть выполнены:
1) на опорах с ответвлениями к вводам в здания, в которых может быть сосредоточено большое количество людей (школы, ясли, больницы) или которые представляют большую материальную ценность (животноводческие и птицеводческие помещения, склады);
2) на концевых опорах линий, имеющих ответвления к вводам, при этом наибольшее расстояние от соседнего заземления этих же линий должно быть не более 100 м для районов с числом грозовых часов в году до 40 и 50 м - для районов с числом грозовых часов в году более 40.
В Правилах технологического присоединения, не предусмотрена обязанность заявителя осуществить повторное заземление сопротивлением не более 30 Ом.
Следовательно, пункт 11.3 технических условий заявителей не соответствует нормам действующего законодательства, в том числе, Правилам технологического присоединения.
Таким образом, пункты 11.2, 11.3 технических условий заявителей не соответствуют нормам действующего законодательства.
МУПП "ВМЭС" дополнительным соглашением N 1 к договору N 996/ТП-12 от 16 июля 2012 года об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 03 августа 2013 года, дополнительным соглашением N 1 к договору N 997/ТП-12 от 16 июля 2012 года об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 03 августа 2013 года, дополнительным соглашением N 2 к договору N 996/ТП-12 от 16 июля 2012 года об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16 сентября 2013 года; дополнительным соглашением N 2 к договору N 997/ТП-12 от 16 июля 2012 года об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16 сентября 2013 года исключило пункты 11.2,11.3 из технических условий заявителей.
Довод МУПП "ВМЭС", о том, что гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики является "вырванным" из положения части 4 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" из общего контекста настоящей нормы.
Согласно абзацу 3 части 4 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить оставить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
И только в случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Более того, абзац 5 части 4 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" указывает, что при установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 20.04.2014 г.) "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.
В соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, Принимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
При этом, согласно пункту 29 Правил технологического присоединения в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в пунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил.
Мероприятия по техническим условиям N 123с-2012, N 122с-2012 от 03 июля 2012 года, а именно установка в центре существующих, проектируемых и перспективных нагрузок трансформаторного пункта и строительству питающей линии 6 кВ от РП, проектируемого для электроснабжения жилой застройки ул. Родниковая, до проектируемой ТП и до КРН N 3 включены и учтены в инвестиционной программе МУПП "ВМЭС", то есть у МУПП "ВМЭС" имелась техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств Проводиной Е.М., Мироновой Е.Е., следовательно, сроки технологического присоединения не могут определяться исходя из инвестиционной программы МУПП "ВМЭС" по смыслу части 1 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике", являются императивными в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения, невозможными к превышению значению равному 6 месяцам.
Изложенные выше обстоятельства, подтверждают вывод антимонопольного органа, поддержанный судом первой инстанции о том, что действия МУПП "ВМЭС", выразившиеся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению в течение 6 месяцев с момента заключения договора о технологическом присоединении N 997/ТП-12 от 16 июля 2012 года заключенного с Проводиной Е.М., договора о технологическом присоединении N 996/ТП-12 от 16 июля 2012 года, заключенного с Мироновой Е.Е. влечет за собой ущемление интересов заявителей путем препятствования заключению договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) в целях снабжения электрической энергией объекта заявителя Мироновой Е.Е. (жилой дом), расположенный на садовом участке по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Джамбула Джабаева, 26/28, объекта заявителя Проводиной Е.М. (жилой дом), расположенный на садовом участке по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Джамбула Джабаева, 26/29, следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Доводы МУПП "ВМЭС" об отсутствии вины в нарушении сроков технологического присоединения не принимаются судом апелляционной инстанции в качестве обстоятельств незаконности вынесенного Волгоградским УФАС России решения, поскольку вопрос о наличии вины МУПП "ВМЭС" не имеет значения при рассмотрении судом спора в порядке главы 24 АПК РФ, но могут быть учтены, в случае привлечения сетевой организации к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных МУПП "ВМЭС" требований о признании недействительными решения Волгоградского УФАС России от 14 октября 2013 года по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 13-01-10-04/216 отказано правомерно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, соответствуют обстоятельствам, изложенным обществом в заявлении, поступившим в суд первой инстанции, и были предметом оценки в суде первой инстанции.
В апелляционной жалобе отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта. Таким образом, податель апелляционной жалобы не указал обстоятельств, по его мнению, являющихся основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции, разрешая спор, в соответствии со статьей 71 АПК РФ полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нормы материального права применены правильно. Судом не допущено нарушений норм процессуального права. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба МУПП "ВМЭС" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2014 года по делу N А12-360/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-360/2014
Истец: Муниципальное унитарное производственное предприятие "Волгоградские межрайонные электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
Третье лицо: Миронова Е. Е., Миронова Евгения Евгеньевна, Проводина Е. М., Проводина Елена Митхайловна