г. Вологда |
|
17 сентября 2014 г. |
Дело N А44-489/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 июня 2014 года по делу N А44-489/2014 (судья Янчикова Н.В.),
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (ОГРН 1045300293422, далее - УФССП России по Новгородской области) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области (ОГРН 1095321003030, далее - ТУ Росимущества в Новгородской области) и Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994; далее - Росимущество) о взыскании с казны Российской Федерации в лице Росимущества денежных средств в размере 100 руб. за имущество, арестованное по исполнительному производству в отношении Осипова Михаила Александровича и переданное по акту передачи арестованного имущества на реализацию от 07.06.2013, и о перечислении их на депозитный счет отдела судебных приставов (далее - ОСП) Великого Новгорода N 2 УФССП России по Новгородской области (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Аваль" (далее - ООО "Аваль") и Осипов М.А.
Решением суда от 19.06.2014 суд взыскал с Российской Федерации в лице Росимущества за счет средств казны Российской Федерации денежные средства в размере 100 руб. за имущество Осипова М.А., арестованное по исполнительному производству и переданное по акту передачи арестованного имущества на реализацию от 07.06.2013, перечислив их на депозитный счет ОСП Великого Новгорода N 2 УФССП России по Новгородской области. В удовлетворении иска к ТУ Росимущества в Новгородской области отказано.
ТУ Росимущества в Новгородской области с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств дела, имеющих значение для дела, неправильное истолкование примененных нормативных актов, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к тому, что имущество передано на реализацию ООО "Аваль" (что следует из акта приема-передачи от 07.06.2013), следовательно именно на данной организации лежит обязанность по перечислению денежных средств. ТУ Росимущества в Новгородской области предприняты все возможные действия по возврату переданного на реализацию арестованного имущества. Ситуация, при которой за неправомерные действия специализированной организации ответственность несет федеральный бюджет, не соответствует принципам законности и справедливости.
УФССП России по Новгородской области в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением судебного пристава-исполнителя от 04.05.2010 в отношении Осипова М.А. возбуждено исполнительное производство по делу N 492254150/240/2010 о взыскании алиментных платежей в размере _ всех видов заработка должника.
На основании акта от 15.05.2013 судебный пристав-исполнитель произвел арест имущества должника (утюга SKARLETT модели SC-11335), принадлежащего Осипову М.А.
Судебным приставом-исполнителем 31.05.2013 N 305 в ТУ Росимущества в Новгородской области направлена заявка на реализацию арестованного имущества.
ТУ Росимущества в Новгородской области уведомило УФССП России по Новгородской области письмом от 05.06.2013 о поручении реализации имущества ООО "Аваль" в соответствии с государственным контрактом от 18.02.2013 N К13-1.
УФССП России по Новгородской области направило в адрес ТУ Росимущества в Новгородской области и ООО "Аваль" требование о возврате либо перечислении денежных средств за реализованное имущество.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, основываясь на положениях статей 15, 309, 310, 971 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), УФССП России по Новгородской области обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском о взыскании убытков.
Принимая судебный акт об удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств перечисления ответчиком денежных средств от реализации арестованного имущества.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков истцом должны быть доказаны: факт причинения убытков и их размер; вина и противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом.
Привлечение лица к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков возможно только при доказанности всей совокупности вышеперечисленных условий, отсутствие хотя бы одного из элементов состава гражданского правонарушения исключает возможность привлечения к имущественной ответственности.
Согласно части 1 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержден приказом Федеральной службы судебных приставов, Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 347/149 (далее - Порядок).
В соответствии со статьями 1064, 1069 ГК РФ для квалификации состава деликтного правонарушения необходимо установить следующие признаки: наличие вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и вредом.
Согласно пункту 1.2 Порядка реализацию арестованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные на конкурсной основе (далее - специализированные организации).
На основании пункта 2.3 раздела 2 Порядка судебный пристав-исполнитель передает по акту приема-передачи арестованное имущество для реализации, а Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (специализированные организации) принимает его в течение семи рабочих дней после даты принятия решения.
В силу пункта 4.1 раздела 4 Порядка, если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (специализированные организации) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель принять по акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов).
Согласно положениям пункта 5.4 раздела 5 Порядка Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечивает контроль за реализацией арестованного имущества должников, соблюдение положений Порядка, сохранность принятого на реализацию арестованного имущества.
Статьей 309 ГК РФ определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании пункта 3.1 раздела 3 Порядка денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (специализированными организациями) на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа Федеральной службы судебных приставов не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Федерального агентства по управлению государственным имуществом (специализированной организации). Аналогичное положение содержится в статье 110 Закона об исполнительном производстве.
Если имущество должника не было реализовано Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (специализированными организациями) в течение одного месяца со дня передачи на реализацию на комиссионных началах или в случае признания первых торгов несостоявшимися, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (специализированные организации) не позднее одного дня с даты наступления указанного события уведомляет об этом судебного пристава-исполнителя (пункт 2.7 Порядка).
Из материалов дела следует, что ТУ Росимущества в Новгородской области (заказчик) и ООО "Аваль" (исполнитель) заключен государственный контракт от 18.02.2013 N К13-1, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется на условиях, установленных контрактом, письменными поручениями и указаниями заказчика, за вознаграждение совершать от имени заказчика действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Объем подлежащих оказанию услуг установлен пунктом 1.3 контракта, в их число вошли такие обязанности, как заключение договора купли-продажи имущества с покупателем, обеспечение получения денежных средств от покупателя в установленные сроки, передача имущества и/или документов покупателю.
Судебным приставом-исполнителем на основании акта от 07.06.2013 имущество передано на реализацию ООО "Аваль", которому ТУ Росимущества в Новгородской области поручена реализация арестованного имущества.
Однако по истечении срока, установленного статьей 87 Закона об исполнительном производстве, имущество не возвращено судебному приставу-исполнителю, денежные средства от его реализации не перечислены.
ТУ Росимущества в Новгородской области направило ООО "Аваль" требование о возврате имущества или перечислении денежных средств. Претензия ТУ Росимущества в Новгородской области осталась без ответа.
ТУ Росимущества в Новгородской области 22.11.2013 предъявило в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области требования к ООО "Аваль" о расторжении контракта и возврате имущества, а также о возврате денежных средств, составляющих стоимость имущества, в случае невозможности возврата имущества в натуре. Решением суда от 19.03.2014 по делу N А56-70843/2013 требования удовлетворены в полном объеме.
Довод ТУ Росимущества в Новгородской области о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку имущество передано на реализацию ООО "Аваль", которое и является лицом, ответственным за убытки, судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный.
Возложение ТУ Росимущества в Новгородской области обязанности по реализации имущества на специализированную организацию, недобросовестные действия которой повлекли за собой невозможность перечисления на счет УФССП России по Новгородской области денежных средств, полученных от реализации арестованного имущества, не освобождает Росимущество и его территориальные органы от ответственности за утрату имущества.
Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Изъятие судебным приставом - исполнителем имущества у должника служит интересам взыскателя, поскольку является гарантией того, что от его реализации он получит денежные средства. Для должника изъятие у него имущества должно являться гарантией того, что его задолженность перед кредиторами будет погашена за счет вырученных от реализации средств.
Неисполнение ответчиком обязательств по перечислению денежных средств либо возврату нереализованного имущества препятствует УФССП России по Новгородской области исполнить свою государственную функцию.
Для осуществления этой функции требуются денежные средства в размере стоимости реализованного имущества, что является убытками истца, поскольку поручение реализации арестованного имущества иным лицам не отменяет обязанность ответчика по обеспечению сохранности этого имущества и, следовательно, не освобождает его от ответственности за его утрату.
В данном случае взыскание с казны Российской Федерации стоимости утраченного имущества является гарантией перед кредиторами и должниками выполнения судебным приставом-исполнителем задач, указанных в статье 2 Закона об исполнительном производстве.
С учетом вышеизложенных материалов дела и норм права довод подателя жалобы о том, что на ООО "Аваль" лежит обязанность по перечислению денежных средств и эта организация является надлежащим ответчиком по данному делу, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Как следует из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Таким образом, действующее законодательство возлагает ответственность за деликтное правонарушение на Российскую Федерацию в лице виновного главного распорядителя средств федерального бюджета.
Согласно пункту 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений.
Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина ТУ Росимущества в Новгородской области в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 июня 2014 года по делу N А44-489/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-489/2014
Истец: Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (УФССП России по Новгородской области)
Ответчик: Осипов Михаил Александрович, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области, ТУ Росимущества в Новгородской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: ООО "Аваль"