город Москва |
|
15 сентября 2014 г. |
Дело N А40-14437/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей В.Р. Валиева, О.Н. Лаптевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.М. Хундиашвили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2014 по делу N А40-14437/2014, принятое судьей Лаптевым В.А.
по иску ООО "Газпромтранс" (ОГРН 1027728000871) к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295) о взыскании штрафа
при участии в судебном заседании:
от истца: Лищук М.В. (по доверенности от 08.04.2013)
от ответчика: Пешков Е.Ю. (по доверенности от 07.08.2014), Цуканова М.В. (по доверенности от 12.07.2013)
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпромтранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 2 985 761, 06 рублей.
Решением суда от 16 мая 2014 г. иск удовлетворен.
При этом суд исходил из того, что порожние вагоны доставлены ответчиком с просрочкой, в связи с чем истец правомерно начислил пени, расчет которых является правильным; оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
ОАО "Российские железные дороги" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что по части накладных срок доставки грузов увеличивается на одни сутки по основанию пункта 8 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27, чему не была дана оценка судом первой инстанции.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим изменению в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Кодекса).
Из материалов дела следует, что в марте-июне 2013 года согласно транспортным железнодорожным накладным ответчик доставлял грузы истца с нарушениями установленных сроков доставки.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Статьей 97 Устава предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 (девяти) процентов от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27, нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Ответчик считает, что по накладным N N ЭЬ539398, ЭЬ549879, ЭЬ549894, ЭЬ550246, ЭЬ689756, ЭЬ791619, ЭЬ791721, ЭЫ877719, ЭЫ989690, ЭЫ993355 срок доставки грузов увеличивается на одни сутки по основанию пункта 8 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27, согласно которому сроки доставки опасных грузов определяются по фактически пройденному расстоянию с учетом обхода железнодорожных транспортных узлов, перечень которых публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом, исходя из норм суточного пробега, указанных в пункте 2.1 настоящих Правил.
Данным возражениям ответчика не была дана оценка судом первой инстанции, однако они проверены судом апелляционной инстанции и нашли свое документальное подтверждение материалами дела.
Поэтому по указанным отправкам пени подлежат уменьшению на 127 877, 34 рублей, размер которых определен на основании расчета ответчика в апелляционной жалобе.
Таким образом, суду первой инстанции следовало отказать в иске в указанной части.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным. Иных доводов о несогласии с решением суда ответчиком не заявлено, факт нарушения сроков доставки вагонов по оставшимся отправкам ответчиком не оспаривается.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 мая 2014 года по делу N А40-14437/2014 изменить.
Взыскать с ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295) в пользу ООО "Газпромтранс" (ОГРН 1027728000871) пени в размере 2 857 883 руб. 72 коп. и в возмещение расходов на оплату госпошлины за рассмотрение иска 36 304 руб. 35 коп.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО "Газпромтранс" (ОГРН 1027728000871) в пользу ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295) в возмещение расходов на оплату госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы 2 000 рублей.
Произвести зачет требований сторон, в результате которого взыскать с ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295) в пользу ООО "Газпромтранс" (ОГРН 1027728000871) задолженность в размере 2 892 188 руб. 07 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14437/2014
Истец: ООО "Газпромтранс"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Юго-Восточной железной дороги