г. Вологда |
|
18 сентября 2014 г. |
Дело N А66-6790/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Елагиной О.К. и Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тверьтепло" Негрич А.И. по доверенности от 09.01.2014 N 59, Трепакова С.А. по доверенности от 09.01.2014 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заволжского района" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 мая 2014 года по делу N А66-6790/2013 (судья Куров О.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тверьтепло" (ОГРН 1116952033197; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заволжского района" (ОГРН 1076952013665; далее - Компания) о взыскании 2 704 376 руб. 46 коп., в том числе 2 275 337 руб. 35 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию и 429 039 руб. 11 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.01.2012 по 24.04.2014 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением суда от 23.10.2013 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетный кассовый центр".
Решением суда от 14 мая 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Компании в пользу Общества взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и 34 521 руб. 88 коп. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Компания с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что, производя расчет стоимости тепловой энергии, Общество использовало тариф на тепловую энергию, отпускаемую для населения, а также исполнителей коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения, установленный приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - Комиссия) от 09.09.2011 N 467-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Тверьтепло" для потребителей городского округа город Тверь" (далее - Приказ N 467-нп). При этом ответчик при расчетах с населением применял тариф на тепловую энергию согласно предельному уровню индексации цен на коммунальные услуги по сравнению с 2010 годом, установленный приказом Комиссии от 17.12.2010 N 991-нп "Об утверждении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за услуги холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отопления, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения на 2011 год для организаций - исполнителей коммунальных услуг" (далее - Приказ N 991-нп). По мнению подателя жалобы, при расчете исковых требований истец должен руководствоваться Приказом N 991-нп. Компания ссылается на то, что субсидию на компенсацию разницы тарифов, согласно постановлению администрации города Твери (далее - Администрация) от 02.02.2011 N 100 "Об утверждении Порядка предоставления в 2011 году субсидий юридическим лицам из бюджета города Твери на компенсацию разницы между тарифами, установленными Комиссией для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом предельных максимальных индексов размера платы граждан" (далее - Порядок предоставления субсидий), не получала, следовательно, истец не вправе применять в расчетах по оплате тепловой энергии стоимость, отличную от той, что была выставлена к оплате населению. Кроме того, ответчик ссылается на то, что постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2014 по делу N А66-2903/2012 Приказ N 467-нп признан недействующим. Компания ссылается на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированную в постановлении Президиума от 29.09.2010 N 6171/10.
Ответчик и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в заседании суда апелляционной инстанции отклонили изложенные в ней доводы, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца, арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции находит законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Обществом (ресурсоснабжающая организация) и Компанией (управляющая организация) заключен договор от 01.09.2011N 90102 сроком действия с 01.01.2011 по 31.12.2011 с условием последующей пролонгации (пункт 8.1 договора), в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация приняла на себя обязательство поставлять управляющей организации ресурсы надлежащего качества до границы эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации, определенной сторонами в приложении 3 к договору, для оказания последней коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения потребителям, проживающим в многоквартирных домах, указанных в приложении 1 к договору, в количестве, порядке и сроки, которые предусмотрены договором, а управляющая организация обязалась принимать на границе эксплуатационной ответственности и оплачивать поставленные ресурсы в соответствии с условиями договора.
Порядок расчетов между сторонами определен разделом 5 договора.
Во исполнение условий договора Общество в ноябре 2011 года поставило Компании тепловую энергию.
Поскольку ответчик поставленную в спорный период тепловую энергию в полном объеме не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
На основании статьи 544 указанного Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ определено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Из статей 309, 310 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт поставки тепловой энергии Компанией не опровергнут, спор по количеству предъявленного к оплате коммунального ресурса между сторонами отсутствует.
Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества закреплен в пунктах 64 - 74 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Основанием для перерасчета размера платы за каждую коммунальную услугу является акт о непредоставлении коммунальной услуги или предоставлении услуги ненадлежащего качества (пункты 66, 71 Правил N 307).
В качестве доказательств поставки коммунальных ресурсов ненадлежащего качества либо отсутствия отопления или горячего водоснабжения ответчиком представлены акты фиксации факта отсутствия услуги.
Как следует из материалов дела, истцом по указанным актам произведен перерасчет на сумму 360 455 руб. 74 коп.
Указанный расчет правомерно признан судом первой инстанции обоснованным. Не принятые истцом к перерасчету акты не соответствуют требованиям, предъявляемым действующим в спорный период законодательством.
Ответчик выражает несогласие с примененным истцом при расчете стоимости тепловой энергии тарифом.
Как видно из материалов дела, Комиссия Приказом N 467-нп утвердила на 2011 год тариф на тепловую энергию, отпускаемую Обществом для населения и исполнителей коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда, в размере 909 руб./Гкал (приложение 2). В примечании к этому приложению указано, что для исполнителей коммунальных услуг, а также для населения предельно максимальный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, в том числе услуги отопления и горячего водоснабжения, на 2011 год установлен приказом Комиссии от 29.11.2010 N 505-нп "Об утверждении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год" (далее - Приказ N 505-нп) (пункт 1).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.10.2010 на 2011 год установлена предельная максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации. По Тверской области указанный уровень составил 111,7%.
Кроме того, Приказом N 505-нп утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год по городским округам, городским и сельским поселениям Тверской области.
Для города Твери максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год составил 115%.
Приказом N 991-нп утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отопления, электроснабжения, газоснабжения на 2011 год для организаций - исполнителей коммунальных услуг. Из приложения к данному приказу следует, что предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за услуги отопления и горячего водоснабжения в городе Твери на 2011 года составил 113%.
Производя расчет стоимости тепловой энергии, Общество использовало тариф на тепловую энергию, отпускаемую для населения, а также исполнителей коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения установленный Приказом N 467-нп (909 руб./Гкал, без учета налога на добавленную стоимость).
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2014 по делу N А66-2903/2012 Приказ N 467-нп признан недействующим как не соответствующий Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных названной частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с названной статьей.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
В случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов.
Согласно пункту 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (пункт 8 Правил N 307).
В соответствии с соглашением между администрацией Тверской области и Администрацией о взаимодействии в целях ограничения роста коммунальных платежей граждан в 2011 году управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, приобретающим тепловую энергию у теплоснабжающих организаций (в том числе у истца), для которых рост тарифа превышает 113 % по отношению к тарифам, действовавшим в 2010 году, утвержден Порядок предоставления субсидий.
Порядок предоставления субсидий разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях компенсации недополученных доходов организаций - исполнителей коммунальных услуг, приобретающих тепловую энергию у организаций коммунального комплекса для населения города Твери на нужды отопления и горячего водоснабжения, и определения механизма предоставления субсидий из бюджета города Твери организациям - исполнителям коммунальных услуг на возмещение доходов, связанных с оказанием коммунальных услуг "отопление" и "горячее водоснабжение" населению.
Пунктом 1.3 Порядка предоставления субсидий установлено, что под исполнителями коммунальных услуг применительно к настоящему Порядку понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив.
Согласно пункту 1.6 Порядка предоставления субсидий получателем субсидии является организация-исполнитель коммунальных услуг, то есть в данном случае Компания, а не Общество.
Пунктом 2.14 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что при оплате получателем субсидии счетов на поставку тепловой энергии в полном объеме денежные средства на компенсацию разницы между тарифами, установленными Комиссией для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом предельных максимальных индексов размера платы граждан остаются у получателя субсидии, при предоставлении в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери копий счетов фактур, платежных документов, подтверждающих полную оплату, актов сверки расчетов с ресурсоснабжающей организацией (организацией коммунального комплекса), подтверждающих отсутствие у получателя субсидии задолженности по оплате услуги теплоснабжения.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, вышеназванный Порядок не содержит норм, регламентирующих передачу части обязательств по оплате потребленной тепловой энергии от организации-получателя субсидии к Администрации в пользу Общества.
Из содержания договора следует, что сторонами по договору являются два хозяйствующих субъекта, а именно Компания и Общество.
Таким образом, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для неоплаты тепловой энергии в рамках исполнения обязательств по договору в части невыплаченной ответчику субсидии у последнего отсутствуют.
Факт признания судом кассационной инстанции недействительным Приказа N 467-нп ввиду занижения тарифа, установленного Комиссией ответчику, не нарушает прав последнего, указанное обстоятельство является основанием для восстановления и защиты нарушенного права Общества, а не Компании.
Доказательств того, что примененный истцом тариф превышает экономически обоснованный, ответчиком не представлено.
Таким образом, учитывая, что факт нарушения обязательств по оплате поставленной в спорный период тепловой энергии и наличие задолженности в заявленной Обществом сумме в порядке статьи 65 АПК РФ Компанией не опровергнуты, доказательств погашения данной задолженности, ее отсутствия или наличия в ином размере не представлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование о взыскании с ответчика 429 039 руб. 11 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.01.2012 по 24.04.2014 исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25 % годовых.
Расчет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами соответствует правилам статьи 395 ГК РФ, проверен апелляционным судом и признан верным.
С учетом того, что суд принял решение без нарушений норм материального и процессуального права, основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тверской области от 14 мая 2014 года по делу N А66-6790/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заволжского района" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6790/2013
Истец: ООО "Тверьтепло"
Ответчик: ООО "Управляющая компания Заволжского района города Твери"
Третье лицо: ООО "ЕРКЦ", ООО "Управляющая компания Заволжского района города Твери"
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5777/14
17.09.2014 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-6790/13
16.07.2014 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5106/14
14.05.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-6790/13