г. Владимир |
|
16 сентября 2014 г. |
Дело N А39-452/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.09.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.08.2014
по делу N А39-452/2014,
принятое судьей Савочкиным А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мордовэнергопром" (ОГРН 1091310000462, ИНН 1310188178, Республика Мордовия, Ичалковский район, п. ст. Оброчное, ул. Привокзальная, д. 6)
о признании незаконными действий администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мордовэнергопром" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным действия администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия (далее - администрация муниципального района), выразившегося в отказе письмом от 29.11.2013 N 10/03-03, предоставить в собственность заявителя земельный участок с кадастровым номером 13:03:0101003:3, общей площадью 16 534 кв.м, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р.п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия (далее - администрация городского поселения).
Решением от 04.08.2014 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил требования заявителя.
Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, администрация муниципального района заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.08.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 11.04.2013 по договору N 1Ат купли-продажи недвижимого и иного имущества Общество приобрело в собственность у ООО "Ресурс-51" производственный комплекс "Атяшевская нефтебаза ОАО "Мордовнефтепродукт", назначение: производственного (промышленного) назначения, 1-этажный, инв. N 58, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р.п. Атяшево, ул. Гражданская.
Право собственности Общества на производственный комплекс "Атяшевская нефтебаза ОАО "Мордовнефтепродукт" зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельство о государственной регистрации права от 22.05.2013 серии 13 ГА N 750249).
В соответствии с постановлением главы администрации п. Атяшево Атяшевского района Республики Мордовия от 04.06.2001 N 33 и на основании договора аренды земельного участка от 04.07.2001 N 15 первоначальному собственнику производственного комплекса "Атяшевская нефтебаза" - ОАО "Мордовнефтепродукт" был представлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 16 534 кв.м, расположенный по адресу: п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1.
Право аренды ОАО "Мордовнефтепродукт" зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 24.10.2001 серии 13 АЕ N 123425.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.06.2013 N 13/2013-71651 указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 13.04.2004 с присвоением ему кадастрового номера 13:03:0101003:3.
В выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.06.2013 N 01/029/2013-24191 указано, что земельный участок с кадастровым номером 13:03:0101003:3 общей площадью 16534 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в граница участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Атяшевский район, р.п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1, обременено правом аренды ООО "Мордовэнергопром" (основанием возникновения права является договор аренды земельного участка от 04.07.2001 N 15).
29.05.2013 Общество обратилось в администрацию муниципального района с заявлением N 173 о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 13:03:0101003:3 из земель населенного пункта общей площадью 16 534 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р.п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1.
В ответ администрация муниципального района сообщила Обществу о том, что рассмотрение данного вопроса возможно только после предоставления полного пакета документов, предусмотренного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2013 N 475, и дополнительно указала на наличие задолженности ОАО "Мордовнефтепродукт" по арендной плате в сумме 662 732 руб. 57 коп.
Устранив допущенные нарушения (за исключением погашения задолженности по арендной плате за ОАО "Мордовнефтепродукт") Общество 17.06.2013 повторно обратилось в администрацию муниципального района с заявлением N 189 о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 13:03:0101003:3 из земель населенного пункта общей площадью 16 534 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р.п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1. К данному заявлению Общество приложило все необходимые документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2013 N 475.
Письмом от 18.07.2013 N 88-02-12 администрация муниципального района сообщила Обществу, что площадь испрашиваемого земельного участка, на котором располагаются объекты производственного комплекса "Атяшевская нефтебаза ОАО "Мордовнефтепродукт", намного больше, чем указано в кадастровом паспорте земельного участка, и просила провести кадастровые работы по уточнению площади земельного участка.
10.10.2013 Общество в третий раз обратилось в администрацию муниципального района с заявлением от 09.10.2013 N 253 о предоставлении в собственность спорного земельного участка, указав на то, что в результате проведенных кадастровых работ площадь земельного участка составляет 16 534 кв.м.
Письмом от 29.11.2013 N 10/03-03 администрация муниципального района повторно предложила заявителю провести кадастровые работы по уточнению площади земельного участка, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка, на котором располагаются объекты производственного комплекса "Атяшевская нефтебаза ОАО "Мордовнефтепродукт", намного больше, чем указано в кадастровом паспорте земельного участка. Кроме того, администрация муниципального района для проведения кадастровых работ направила в адрес заявителя копию постановления администрации Атяшевского городского поселения от 06.11.2013 N 153 об образовании земельного участка площадью 25 841 кв.м по вышеуказанному адресу.
Посчитав действия администрации муниципального района в качестве отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку государственная собственность в отношении спорного земельного участка не разграничена, в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землей осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
Таким образом, администрация муниципального района как орган местного самоуправления является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 13:03:0101003:3 из земель населенного пункта общей площадью 16 534 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р.п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка.
Суд установил и материалам дела не противоречит, что документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, Обществом были представлены в полном объеме.
Исследовав довод администрации муниципального района о несоответствии площади испрашиваемого участка площади расположенного на нем строения, арбитражный суд правомерно признал его необоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Земельный участок площадью 16534 кв.м, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р.п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1, сформирован и поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 13:03:0101003:3) в установленном законом порядке, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 16.01.2014 N 13-/2014-4118, в связи с чем ссылка администрации муниципального района на пункт 7 статьи 36 Кодекса правомерно не принята судом.
Кроме того, документы, подтверждающие обоснование размера земельного участка, не входят в перечень документов, подлежащих приложению к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок.
Доказательства наложения земельного участка с кадастровым номером 13:03:0101003:3 на земельный участок с кадастровым номером 13:03:0101003:0029, площадью 414 кв.м, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р.п. Атяшево, ул. Гражданская, д.1, примерно в 30 м по направлению на северо-запад, арендуемого
ОАО "Российские железные дороги", в материалы дела не представлены.
Из приложенной к акту обмера от 21.03.2014 схемы следует, что региональная автомобильная дорога р.п. Атяшево-с.Шейн-Майдан проходит рядом с земельным участком, на котором располагается Атяшевская нефтебаза. Из письма ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" от 12.12.2013 N 4/3137 следует, что кадастровые работы по межеванию земельных участков, занятых указанной автомобильной дорогой, до настоящего времени не проводились, а окончательно граница полосы отвода автомобильной дороги устанавливается при проведении кадастровых работ.
Согласно межевому плану, составленному 08.10.2013 кадастровым инженером Мангутовой Ю.З., при проведении кадастровых работ было установлено, что площадь земельного участка (16 534 кв.м) с кадастровым номером 13:03:0101003:3 соответствует сведениям Государственного кадастра недвижимости.
Позиция администрации муниципального района о том, что Обществом не доказано исключительное право на приватизацию испрашиваемого земельного участка в связи с нахождением на нем объектов недвижимости, не принадлежащих заявителю на праве собственности, также правомерно отклонена судом первой инстанции ввиду отсутствия документального подтверждения.
Ссылку администрации муниципального района на постановление администрации городского поселения от 06.11.2013 N 153 о принятии решения сформировать земельный участок из земель населенных пунктов площадью 25 841 кв.м для размещения административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического снабжения, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р.п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1, путем образования из земель, находящихся в неразграниченной государственной или муниципальной собственности, и утверждении соответствующей схемы расположения данного земельного участка, суд обоснованно признал несостоятельной, не являющейся препятствием для приобретения заявителем в собственность земельного участка с кадастровым номером 13:03:0101003:3.
При этом суд установил, что Общество не давало согласия на образование земельного участка площадью 25 841 кв.м для размещения административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического снабжения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р.п. Атяшево, ул. Гражданская, д.1, как того требует пункт 4 статьи 11.2 Кодекса.
Доказательств постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 25 841 кв.м администрация муниципального района не представила.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 13:03:0101003:3 подлежали оформлению по правилам статьи 36 Кодекса, соответственно, у администрации муниципального района не имелось оснований для непринятия положительного решения о предоставлении земельного участка в собственность и ненаправления Обществу проекта соответствующего договора.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает положения пункта 4 статьи 28 Кодекса, в соответствии с которым не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Администрация муниципального района не представила в суды доказательства невозможности предоставления Обществу в собственность спорного земельного участка по основаниям, предусмотренным в законе.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на администрацию муниципального района возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для их совершения.
Поскольку такие доказательства в материалах дела отсутствуют, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые действия администрации муниципального района противоречат действующему земельному законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией муниципального района не доказано.
Доводы, приведенные администрацией муниципального района в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя. При этом с учетом требований пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность принять решение о предоставлении Обществу в собственность испрашиваемого земельного участка и направить в его адрес проект договора купли-продажи.
Арбитражный суд Республики Мордовии в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.08.2014 по делу N А39-452/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-452/2014
Истец: ООО "Мордовэнергопром"
Ответчик: Администрация Атяшевского муниципального района Республики Мордовия
Третье лицо: Администрация Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5651/14
02.09.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5651/14
04.08.2014 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-452/14
20.05.2014 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-452/14