город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2014 г. |
дело N А53-5665/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания (до перерыва в судебном заседании) помощником судьи Манджиевым П.С., (после перерыва) секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель Кондратьев В.В. по доверенности N 26 от 18.04.2014, паспорт; представитель Горячев А.С., доверенность от 02.07.2014 N 80;
от заинтересованного лица: представитель Саркисова С.Л. по доверенности от 08.04.2014 N 49, паспорт; представитель по доверенности от 29.05.2014 N 62 Федорова Т.А.,
от третьего лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2014 по делу N А53-5665/2014, принятое судьей Палий Ю.А. по заявлению муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" г. Новочеркасска к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, третье лицо: Комитет по управлению имуществом администрации города Новочеркасска, о признании незаконным решения, об обязании произвести государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" г. Новочеркасска (далее - МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения, выраженные в сообщениях об отказе от 12.12.2013 N N 31/040/2013-439, 31/047/2013-121, 31/040/2013-448, 31/051/2013-94, 31/047/2013-122, 31/040/2013-441; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области зарегистрировать право хозяйственного ведения на следующие объекты недвижимого имущества:
здание водопроводно-насосной станции, расположенное по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, ул. Народная, 57, кадастровый номер 61:55:0010441:404;
насосная, расположенная по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, пр. Баклановский, 119б, кадастровый номер 61:55:0010435:487;
здание водопроводно-насосной станции, расположенное по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, ул. Жореса, 3а, кадастровый номер 61:55:0010441:404;
канализационная насосная станция, расположенная по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, ул. Прудная, 10, кадастровый номер 61:55:0010807:2;
бытовое помещение, расположенное по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, ул. Крайняя, 59, кадастровый номер 61:55:0010218:19;
водопроводно-насосная станция, расположенная по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, пр. Платовский, 198, кадастровый номер 61:55:0011128:230.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При оценке правомерности отказа в государственной регистрации прав на спорные объекты суд учел пояснения представителя Управления, данные им в ходе судебного заседания, из которых суд установил, что при подаче заявлений на государственную регистрацию МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска не подтвердил полномочия лица, подавшего такие заявления, а именно: не было приложено определение об утверждении внешнего управляющего. Указанный довод заинтересованного лица оценил критически, указав на то, что при подаче заявления о государственной регистрации объектов недвижимого имущества представителем предъявлена нотариально удостоверенная доверенность. При этом закон не требует представления документов, подтверждающих полномочия лица, выдавшего такую доверенность. Кроме того, суд признал несостоятельным довод заинтересованного лица о том, что заявителем не подтвержден факт передачи спорного имущества в хозяйственное ведение МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска, указав на то, что в акте приема-передачи указаны исчерпывающие характеристики, позволяющие однозначно идентифицировать объекты, о регистрации прав на которые заявлено муниципальным предприятием.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Ростовской области обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что представленные предприятием на государственную регистрацию документы не соответствовали требованиям пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку не отражали в полной мере информацию об объектах, необходимую для осуществления государственной регистрации.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие указывает, что инвентаризация имущества проведена в 2009 - 2010 годах, в результате которой были уточнены характеристики объектов. Между тем возникшие после инвентаризации объектов и уточнения их характеристик несоответствия не воспрепятствовали регистрации права муниципальной собственности на данные объекты. В свою очередь МУП "ЦТИ" г. Новочеркасска дана справка, в которой содержится информация об идентификации спорного имущества. Вместе с тем ссылается на положения закона о регистрации прав, предусматривающие приостановление государственной регистрации для устранения возникших несоответствий и противоречий.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя с доводами жалобы не согласились.
Представитель третьего лица, участвующего в деле, не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) в случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Пунктом 2 указанной статьи Закона о государственной регистрации прав установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Основания для государственной регистрации прав предусмотрены статьей 17 Закона о государственной регистрации прав.
К ним относятся, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав).
Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества (пункт 6 статьи 12 Закона о государственной регистрации прав).
Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219, раскрывающим порядок заполнения и содержание соответствующих разделов и подразделов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новочеркасска (далее - КУМИ), осуществляя полномочия собственника муниципального имущества города Новочеркасска, 20.12.2006 закрепил на праве хозяйственного ведения за МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска имущество на сумму 266 291 002,60 руб., что подтверждается копией распоряжения от 20.12.2006 N 280.
Последующая передача муниципальному предприятию имущества закреплена актом приемки-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию "Горводоканал" г. Новочеркасска от 20.12.2006, а также договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Горводоканал" г. Новочеркасска от 20.12.2006.
Копии указанных документов также представлены в материалы дела.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 07.11.2011 принято заявление о несостоятельности (банкротстве) МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска. Определением Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2012 в отношении МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска введена процедура банкротства - наблюдение. Определением Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2012 в отношении МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска введена процедура банкротства - внешнее управление, внешним управляющим назначен С.В. Перунов.
Предприятие в лице внешнего управляющего обратилось в Управление Росреестра по Ростовской области в целях государственной регистрации своих прав в отношении следующего имущества:
здание водопроводно-насосной станции, расположенное по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, ул. Народная, 57, кадастровый номер 61:55:0010441:404;
насосная, расположенная по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, пр. Баклановский, 119б, кадастровый номер 61:55:0010435:487;
здание водопроводно-насосной станции, расположенное по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, ул. Жореса, 3а, кадастровый номер 61:55:0010441:404;
канализационная насосная станция, расположенная по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, ул. Прудная, 10, кадастровый номер 61:55:0010807:2;
бытовое помещение, расположенное по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, ул. Крайняя, 59, кадастровый номер 61:55:0010218:19;
водопроводно-насосная станция, расположенная по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, пр. Платовский, 198, кадастровый номер 61:55:0011128:230.
В качестве документов-оснований для государственной регистрации права хозяйственного ведения на данные объекты недвижимого имущества заявителем было представлено распоряжение от 20.12.2006 N 280, а также акт приемки-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска от 20.12.2006.
В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, документами, подтверждающими возникновение права хозяйственного ведения заявителя, является решение собственника о закреплении конкретных объектов недвижимого имущества за государственным учреждением и акт приема-передачи такого недвижимого имущества.
При этом, как было указано выше, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав).
Между тем из текста акта приемки-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию "Горводоканал" г. Новочеркасска от 20.12.2006, представленного заявителем на государственную регистрацию, буквально следует: "Муниципальное имущество в сумме 266291002-60 по состоянию на 01.10.2006 в следующем составе:
-основные фонды остаточной балансовой стоимостью всего, руб. в том числе:
-нематериальные активы, руб.
-незавершенное строительство, руб.
-отложенные налоговые активы, руб.
-долгосрочные финансовые вложения, руб.
-прочие внеоборотные активы, руб.
-запасы и затраты, руб.
-денежные средства, расчеты и прочие активы, руб.
-налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, руб.
-дебиторская задолженность, руб.
-краткосрочные финансовые вложения, руб.
было решено закрепить на праве хозяйственного ведения за МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска".
При этом в тексте данного акта нет указаний на приложение, которое содержит перечень конкретных объектов недвижимого имущества (с указание идентификационных признаков), передаваемых на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию "Горводоканал".
Кроме того, согласно перечню объектов, который был приложен заявителем к акту приемки-передачи от 20.12.2006, идентифицировать объекты права, которые заявлены на регистрацию, не представляется возможным, поскольку в представленном перечне указано следующее:
-здание н/ст. на ж/м "Черемушки" к 2 ж. дом, по адресу: пр. Баклановский, 128-Б. Площадь данного здания согласно перечню - 22,9 кв.м., тогда как площадь объекта в ЕГРП - 16,2 кв.м.;
-здание КНС-3 по адресу: ул. Крайняя, 59. Площадь данного объекта согласно перечню - 70,5 кв.м., тогда как площадь объекта в ЕГРП - 8,4. Кроме того, в перечне указан литер А, Б, тогда как в ЕГРП - литер Б;
-здание насосной станции подкачки без стоимости, по адресу: пр. Платовский, 198. Площадь данного объекта согласно перечню - 60,4 кв.м., тогда как площадь объекта в ЕГРП -39,5 кв.м. Кроме того, в перечне указан литер - A, Al, А2, тогда как в ЕГРП - литер А;
-здание ВНС Народная 64/2, по адресу: ул. Жореса, За. Площадь данного объекта согласно перечню - 26 кв.м, тогда как площадь объекта в ЕГРП - 7,9 кв.м.;
-здание КНС по адресу: ул. Прудная, 10. Вместо литера и площади указано: "см. пояснения", в пояснениях технические характеристики отсутствуют.
Более того, объект, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Народная, 57, в указанном перечне отсутствует.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что представленные предприятием на государственную регистрацию прав документы не соответствовали в полном объеме требованиям, предъявляемым пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав.
В силу п. 3 ст. 19 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме правообладателя, стороны или сторон сделки либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации прав в случае если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации.
Поскольку заявителем не были устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, 12.12.2013 государственным регистратором правомерно и обоснованно отказано в государственной регистрации права хозяйственного ведения на вышеуказанные объекты недвижимого имущества. Права и законные интересы заявителя не нарушены.
Ссылки заявителя на различные дополнительные документы, в том числе справку МУП "ЦТИ" об идентификации имущества, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку последние не представлялись предприятием при подаче заявления о государственной регистрации прав.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции принимает во внимание все дополнительные пояснения предприятия, касающиеся причин и условий, способствовавших возникновению противоречий в описании и характеристиках объектов, в том числе факт инвентаризации спорных объектов в 2009 - 2010 годах уже после фактической передачи данных объектов предприятию. Однако обращает внимание заявителя, что соответствующей информацией регистрирующий орган при рассмотрении заявления о государственной регистрации прав не располагал; данные обстоятельства из представленных на регистрацию документов установить было невозможно, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что Управление Росреестра действовало в полном соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы без учета всех обстоятельств и представленных доказательств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В свою очередь, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает необходимым указать заявителю, что допущенные им при первоначальном обращении в регистрационный орган нарушения могут быть устранены, а заявление о государственной регистрации прав - может быть подано повторно после устранения всех возникших противоречий или представления в орган государственной регистрации дополнительных документов, содержащих необходимую информацию о спорных объектах в целях государственрой регистрации прав на них.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2014 по делу N А53-5665/2014 отменить. В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5665/2014
Истец: МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новочеркасска, КУИ г. Новочеркасска