г. Чита |
|
16 сентября 2014 г. |
Дело N А19-6165/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2014 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей В. А. Сидоренко, Д. В. Басаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фигаро" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2014 года по делу N А19-6165/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фигаро" (ОГРН 1073811006719, ИНН 3811113924, место нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, 13) к Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области (ОГРН 1053808200775, ИНН 3808130084, место нахождения: г. Иркутск, ул. Киевская, 1) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства от 26.03.2014 N11/12-23,
(суд первой инстанции судья Мусихина Т.Ю.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фигаро" (далее заявитель, ООО "Фигаро", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области (далее УФМС по Иркутской области, административный орган) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства от 26.03.2014 N 11/12-23.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ УФМС по Иркутской области в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства от 26.03.2014 N 11/12-23 является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Фигаро" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления. Заявитель апелляционной жалобы считает, что Административным регламентом не предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на работу иностранному гражданину и возврат документов заявителю. ООО "Фигаро" считает, что УФМС по Иркутской области должно было рассмотреть заявление и принять решение о выдаче разрешения на работу или об отказе в выдаче такого разрешения, а не принимать решение об отказе в предоставлении государственной услуги. Кроме того, заявитель считает, что суд необоснованно сослался на пункт 53 Административного регламента, данным пунктом предусмотрен порядок действий при предоставлении услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, тогда как в спорной ситуации Общество обратилось с заявлением о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, а не с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранного работника.
УФМС по Иркутской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ, однако своих представителей в судебное заседание не направили, УФМС по Иркутской области ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26.03.2014 года ООО "Фигаро" обратилось в УФМС по Иркутской области с заявлением о выдаче разрешения на работу гражданину Индонезии Синурату Андике.
26.03.2014 УФМС по Иркутской области принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, о чем Общество уведомлено путем выдачи отказа от 26.03.2014 N 11/12-23 (т. 1 л.д. 10).
ООО "Фигаро", не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа от 26.03.2014 N 11/12-23 закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказом от 26.03.2014 N 11/12-23.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого отказа от 26.03.2014 N 11/12-23, исходя из следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Закон о правовом положении иностранных граждан) предусмотрено, что названный закон регулирует правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Статьей 13 Закона о правовом положении иностранных граждан установлены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, к числу которых относится - иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Статьей 2 Закона о правовом положении иностранных граждан определено, что разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 18 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Порядок получения разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности, в частности порядок получения разрешения на работу, установлен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, федеральным агентством морского и речного транспорта и федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным Приказами Федеральной миграционной службы N 1, Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации N 4, Министерства транспорта Российской Федерации N 1, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству N 2 от 11.01.2008 (далее - Административный регламент).
Пунктом 45 Административного регламента установлен перечень документов, для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, работодатели, заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица, который подлежит представлению в ФМС России или ее территориальный орган, а именно:
1. Заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина;
2. Цветная фотография иностранного гражданина размером 30 x 40 мм;
3. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного работника;
4. Копия документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;
5. Медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
6. Квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого иностранного работника;
7. Копия специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.
Административный регламент предусматривает следующий порядок выдачи разрешений на работу:
Для получения разрешения на работу иностранным гражданам работодатель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный орган документы, установленные Административным регламентом (пункт 107).
Юридическим основанием для рассмотрения документов, поданных работодателем, заказчиком работ (услуг) или уполномоченным ими лицом, является их регистрация при приеме в ФМС России или ее территориальном органе (пункт 108).
Сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, осуществляет проверку комплектности документов, сверяет заявление на каждого иностранного гражданина с копией документа, удостоверяющего его личность, заносит паспортные данные работодателя, заказчика работ (услуг) или уполномоченного ими лица в автоматизированную подсистему "Трудовая миграция" Центрального банка данных по учету иностранных граждан (пункт 109).
Сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, в течение суток обязан передать их сотруднику ФМС России или ее территориального органа, ответственному за верификацию документов с персональными данными на иностранных граждан (пункт 111).
Персональные данные на каждого иностранного гражданина передаются сотрудником ФМС России, ответственным за их проверку, в течение суток с момента получения, направляются в Информационный центр ФМС России для проверки в соответствии с пунктом 52 Административного регламента (пункт 112).
В соответствии с пунктом 52 Административного регламента сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, проверяет наличие документов, их комплектность, отсутствие признаков подделки, недостоверных и искаженных сведений, соответствие требованиям по оформлению заявления и документов.
Согласно пункту 53 Административного регламента на основании результатов проверки документов сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с основаниями, установленными Административным регламентом. Сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, информирует работодателя, заказчика работ (услуг) о принятом решении. В случае отказа в предоставлении государственной услуги сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, возвращает работодателю, заказчику работ (услуг) представленные документы, разъясняет причины, основания отказа, порядок предоставления государственной услуги, оформляет решение в письменной форме и выдает его работодателю, заказчику работ (услуг).
Из приведенных норм следует, что порядок выдачи разрешений на работу предусматривает предоставление документов, установленных пунктом 45 Административного регламента, при наличии полного комплекта документов осуществляется их прием и регистрация, что служит основанием для последующего рассмотрения документов. При отсутствии полного комплекта документов, они не рассматриваются.
Как установлено подпунктом 10 пункта 30 Административного регламента разрешение на работу иностранным гражданам, в том числе прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом ФМС России в случаях, если иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
То есть отсутствие медицинских справок, подтверждающих отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, подразумевает отсутствие оснований для выдачи разрешения на работу.
Из материалов дела следует, что 26.03.2014 года Общество обратилось в УФМС по Иркутской области с заявлением о выдаче разрешения на работу гражданину Индонезии Синурату Андике.
26.03.2014 УФМС по Иркутской области отказало в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, о чем Общество уведомлено путем выдачи отказа от 26.03.2014 N 11/12-23.
В качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги УФМС по Иркутской области указало на пункт 109 Административного регламента, а именно: непредставление документов, предусмотренных в пункте 45 Административного регламента (не представлены медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний).
Суд апелляционной инстанции полагает, что порядок действий, предусмотренный Административным регламентом, УФМС по Иркутской области в данном случае не нарушен. Ответственным сотрудником последовательно произведены действия, предусмотренные Административным регламентом.
Поскольку Обществом при обращении в УФМС по Иркутской области не предоставлен полный комплект документов, предусмотренный пунктом 45 Административного регламента, а именно не представлены медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, что не оспаривается самим Обществом, у УФМС по Иркутской области отсутствовали основания для приема документов и их последующего рассмотрения.
Как правильно указал суд первой инстанции, документы были возвращены на стадии их приема, до начала процедуры оказания государственной услуги.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на пункт 8 Административного регламента, согласно которому результатом оказания государственной услуги является выдача разрешения на работу или отказ в выдаче такого разрешения, являются не состоятельными, поскольку в рассматриваемом случае УФМС по Иркутской области к оказанию государственной услуги не приступило, представленные документы не рассматривались в связи с отсутствием их комплектности, предусмотренной пунктом 45 Административного регламента.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что приложением N 2 к Административному регламенту предусмотрен образец Отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, следовательно, такая форма реакции, как отказ в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на работу Административным регламентом предусматривается.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что УФМС по Иркутской области не имело права на отказ в предоставлении государственной услуги, а должно было либо выдать разрешение на работу, либо выдать решение об отказе в выдаче разрешения на работу. Суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для выдачи разрешения на работу в данном случае не имелось, при этом выдача административным органом отказа в предоставлении государственной услуги или отказ в выдаче разрешения на работу являются для заявителя идентичными по своим правовым последствиям.
Таким образом, оспариваемый отказ от 26.03.2014 является законным и не противоречит порядку, установленному Административным регламентом, при этом суд апелляционной инстанции не усматривает нарушения прав заявителя, который сам не выполнил всех условий, предусмотренных Административным регламентом, для оказания ему государственной услуги. Вместе с тем, его интересы могут быть в полной мере реализованы путем повторного обращения в УФМС по Иркутской области с соответствующим заявлением и приложением перечня документов, предусмотренных Административным регламентом.
Из изложенного следует, что отсутствуют основания для признания оспариваемого отказа от 26.03.2014 недействительным, то есть вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.
При указанных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
При изложенных фактических обстоятельствах дела и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2014 года по делу N А19-6165/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2014 года по делу N А19-6165/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6165/2014
Истец: ООО "Фигаро"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области