г. Санкт-Петербург |
|
18 сентября 2014 г. |
Дело N А56-9767/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алчубаевой Т.Е.
при участии:
от истца (заявителя): Софян Б.С. (доверенность от 31.10.2013 г., паспорт)
от ответчика (должника): Кабановой О.Ю. (доверенность от 25.06.2014 г., паспорт)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16946/2014) ОАО ""ВНИИРА"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2014 по делу N А56-9767/2014 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к ОАО ""ВНИИРА" о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры" (далее - ответчик) (с учетом увеличения исковых требований) о взыскании 2 314 932 руб. 11 коп. задолженности за прием сточных вод с превышением нормативов потребления водоотведения по качеству по договору N 05-25640/28-О от 16.09.2003 г. за период с октября 2013 г. по декабрь 2013 г. и 57 259 рублей 40 копеек пеней по состоянию на 13.05.2014 г. (с учетом определения об исправлении опечатки от 02.07.2014 г.)
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2014 по делу N А56-9767/2014 с учетом определения от 02.07.2014 г. заявленные требования удовлетворены.
На указанное решение ОАО ""ВНИИРА" подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на необоснованность принятого по делу судебного акта, просит его отменить. В апелляционной жалобе податель возражал против произведенного истцом расчета; полагал требование об оплате за сброс, влияющий на режим работы сетей до 01.01.2014 г. неправомерным; указал, что задолженность за сентябрь, октябрь и ноябрь 2013 года у него отсутствует, поскольку часть суммы основного долга им погашена, что судом первой инстанции не учтено.
Определение от 02.07.2014 г. об исправлении опечаток ответчиком не обжалуется.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. В обоснование своей позиции указал, что допущенная судом первой инстанции опечатка, касающаяся суммы взысканной задолженности была исправлена судом определением от 02.07.2014 г.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как явствует из материалов дела, 16.09.2003 г. между сторонами заключен договор N 05-25640/28-О на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
06.09.2013 у абонента в установленном порядке была отобрана проба сточных вод, в результате анализа которой было обнаружено превышение нормативов водоотведения по качеству, установленных ему в составе допустимого сброса загрязняющих веществ.
Протоколом N 6-8211/13 от 13.09.2013 были определены показатели состава и свойства проб сточных вод абонента.
По факту выявления превышения нормативов водоотведения по качеству ответчику было направлено Извещение N 2548.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с п. 5 Порядка взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677, утвержденного Правительством Санкт-Петербурга, с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
Пунктом 5.1. договора (в редакции дополнительных соглашений) предусмотрено, что расчеты абонента с предприятием за отпущенную ему питьевую воду и принятые от него сточные воды, нарушение лимитов водопотребления и нормативов водоотведения, в том числе: нормативов водоотведения по объему (лимитов водоотведения), превышение нормативов водоотведения по качеству (при сверхнормативном сбросе загрязняющих веществ с фактическими концентрациями, превышающими нормативы допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ и/или с фактическими показателями общих свойств сточных вод, превышающими нормативные показатели; при установленном факте залпового сброса всех видов загрязняющих веществ; сброса веществ, запрещенных к приему в системы коммунальной канализации, несогласованном сбросе загрязняющих веществ производятся в порядке, определяемом органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, по тарифам, устанавливаемым органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, путем выставления Предприятием платежного требования на инкассо в банк-эмитент для снятия с расчетного счета Абонента на расчетный счет Предприятия соответствующих денежных сумм, в безакцептном порядке.
Согласно пункту 19 Порядка плата за прием (сброс) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга с превышением нормативов ДК загрязняющих веществ и (или) НП общих свойств сточных вод, а также ВДК загрязняющих веществ и (или) ВДП общих свойств сточных вод, установленных организацией ВКХ в составе ДС загрязняющих веществ в сточных водах абонентов и (или) ВУП загрязняющих веществ, рассчитывается по формуле 4, для расчета используется общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения превышения нормативов водоотведения до очередного отбора проб организацией ВКХ, но не более трех календарных месяцев.
Согласно пункту 22 Порядка плата за несогласованный сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента, отводимых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, устанавливается исходя из пятикратной цены (тарифа) за услуги канализации, умноженной на понижающий коэффициент К и на общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за один календарный месяц, в котором зафиксировано превышение. При этом общий объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора проб.
Несогласованным сбросом загрязняющих веществ является превышение абонентом нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, при отсутствии у абонента ДС загрязняющих веществ, разработанного и утвержденного в установленном порядке. Плата за несогласованный сброс загрязняющих веществ взимается по истечении срока, установленного для разработки проектов и утверждения ДС загрязняющих веществ в установленном порядке.
Таким образом, в нарушение ст.ст. 309, 310, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком не произведена оплата за предоставленные услуги по отпуску питьевой воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ с превышением нормативов водоотведения по качеству в сумме 2 314 932 руб. 11 коп. (с учетом частичного погашения ответчиком задолженности).
Доводы ответчика судом первой инстанции обоснованно отклонены.
С 01.01.2013 г. вступил в силу Федеральный Закон N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон 416-ФЗ).
Глава 5 Закона 416-ФЗ предусматривает необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пункт 10 статьи 7 Закона 416-ФЗ предусматривает, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
14.08.2013 года вступили в действие Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2014 г. N 644 (далее - Правила N 644).
Подпункт "И" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; подпункт "Ж" пункта 35 Правил N 644 предусматривает обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Раздел 6 Правил N 644 содержит положения о предотвращении негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Требования к составу сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, установлены в приложении 3 Правил N 644. И раздел 6 Правил N 644 и приложение 3 Правил N 644 вступили в действие с 14.08.2013 г.
В соответствии с п.1 Изменений, которые вносятся в акты правительства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644, установлено, что пункты 1-8, 10-18, 32-60, 63, 66, 68 и 72-94 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее Правила N 167), признаны утратившими силу.
Однако положение о том, что нормативы водоотведения по составу устанавливаются абоненту органами местного самоуправления, установленное п.61 Правил N 167, а также нормативы водоотведения по составу не влияющие на работу систем коммунальной канализации, установленные распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 08.11.2012 N 148 (далее Нормативы 148) и методика расчета повышенной платы при сбросе абонентом сточных вод, превышающих нормативы допустимых концентраций, но не оказывающих негативное воздействий на работу централизованных систем водоотведения, предусмотренный п. 19.1 Порядка взимания платы за прием сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N1677 от 19.10.2004 (далее Порядок N 1677) являются действующими, в части не противоречащей Правилам N 644 и Закону 416-ФЗ.
Таким образом, на дату отбора проб - 06.09.2013 г., требования к составу сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, установлены в приложении 3 Правил N 644, а размер повышенной платы при сбросе абонентом сточных вод, превышающих нормативы допустимых концентраций и оказывающих негативное воздействий на работу централизованных систем водоотведения, определяется пунктом 19.4 Порядка N 1677.
В отношении сточных вод с превышением нормативов загрязняющих веществ, не влияющих на режим работы сетей и сооружений канализации, требования к составу определяются Нормативами 148, а методика расчета повышенной платы предусмотрена п. 19.1 Порядок N 1677.
Принимая во внимание изложенное, требования истца обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Допущенная судом первой инстанции опечатка, касающаяся суммы взысканной задолженности была исправлена судом определением от 02.07.2014 г.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2014 г. по делу N А56-9767/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9767/2014
Истец: ГУП "Водоканал санкт-Петербурга"
Ответчик: ОАО ""ВНИИРА", ОАО "Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры"