г. Чита |
|
19 сентября 2014 г. |
дело N А19-7087/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Комбинат "Братскжелезобетон-1" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2014 года по делу N А19-7087/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Комбинат "Братскжелезобетон-1" (ОГРН 1023800916226, ИНН 3805110717, адрес: 665709, Иркутская область, г. Братск, Единая база) к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (ОГРН 1083808012705, ИНН 3808184080 664003, г. Иркутск, ул. Красноармейская, 15) о признании незаконными протокола об административном правонарушении от 17.03.2014 N 2-13-16/ГО-16, предписания по устранению выявленных нарушений от 18.02.2014 N 5/3/1-8/ГО, действий по проведению плановой (выездной) проверки, вынесению протокола от 17.03.2014 N 2-13-16/ГО-16 и предписания от 18.02.2014 N 5/3/1-8/ГО,
(суд первой инстанции: судья Ананьина Г.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
открытое акционерное общество "Комбинат "Братскжелезобетон-1" (далее - заявитель, ОАО "Комбинат "Братскжелезобетон-1", Комбинат или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - Управление или УНД ГУ МЧС России по Иркутской области или административный орган) о признании незаконными протокола об административном правонарушении от 17.03.2014 N 2-13-16/ГО-16, предписания по устранению выявленных нарушений от 18.02.2014 N 5/3/1-8/ГО, действий по проведению плановой (выездной) проверки, вынесению протокола от 17.03.2014 N 2-13-16/ГО-16 и предписания от 18.02.2014 N 5/3/1-8/ГО.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2014 года в части требований о признании незаконным протокола об административном правонарушении от 17.03.2014 N 2-13-16/ГО-16 производство по делу прекращено.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания и действий.
Не согласившись с указанным решением в части отказа в удовлетворении требований, Комбинат обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на то, что судом первой инстанции не приняты доводы заявителя о том, что в отношении общества проведена повторная плановая проверка, а также о повторном привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), чем нарушены нормы материального права.
17 марта 2014 года Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области отделом надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району был вынесен протокол N 2-13-16/ГО-16, согласно которому установлено невыполнение юридическим лицом, предусмотренных законодательством обязанностей в области гражданской обороны, а равно невыполнение юридическим лицом мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, за что предусмотрена административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ.
В вышеуказанном протоколе указано, что в отношении юридического лица была проведена плановая проверка по выполнению предусмотренных законодательством обязанностей в области гражданской обороны, а не с целью выполнения предписания N 66/3/1-8 от 26 июля 2013 года, как указано в распоряжении N 5/ГО от 21 января 2014 года.
Как указывает общество, нарушения, предусматривающие ответственность по части 2 статьи 20.7 КоАП РФ, были выявлены при проведении плановой (выездной) проверки в отношении ОАО "Комбинат Братскжелезобетон-1", которая проводилась по распоряжению Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области отделом надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району N 66 от 26 июля 2013 года.
По результатам плановой (выездной) проверки был составлен акт N 66 от 26 июля 2013 года, выдано предписание N 66/3/1-8 от 26 июля 2013 года по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны и составлен протокол об административном правонарушении N 2-13-16/1-26 от 19 августа 2013 года, согласно которому предлагалось привлечь ОАО "Комбинат Братскжелезобетон-1" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ.
05 ноября 2013 года мировым судьей участка N 48 Падунского округа Иркутской области по делу N 5-158/2013 было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 20.7. КоАП РФ за истечением срока привлечения к административной ответственности.
Актом проверки N 5/ГО от 18 февраля 2014 ода и актом N 66 от 26 июля 2013 года, предписанием N 5/3/1 -8/ГО от 18 февраля 2014 года и предписанием N 66/3/1-8 от 26 июля 2013 года, протоколом N 2-13-16/ГО-16 от 17 марта 2014 года и протоколом N 2-13-16/1-26 от 19 августа 2013 года установлено одно и то же невыполнение ОАО "Комбинат Братскжелезобетон-1" предусмотренных законом обязанностей.
Указанные обязанности, возложенные на ОАО "Комбинат Братскжелезобетон-1" Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) не выполняются заявителем длительное время, следовательно, указанное правонарушение является длящимся, что обнаружено административным органом было обнаружено 26 июля 2013 года.
Исходя из вышеизложенного, как считает общество, три месяца с момента обнаружения правонарушения истекли 26 октября 2013 года.
Как следует из апелляционной жалобы, 26 июля 2013 года административный орган, обнаружив невыполнение ОАО "Комбинат Братскжелезобетон-1" предусмотренных Законом о гражданской обороне обязанностей, выдал предписание N 66/3/1-8 от 26 июля 2013 года и принял меры по привлечению к ответственности, а именно составил протокол N 2-5 3-16/1-26 от 19 августа 2013 года и направил материалы административного дела мировому судье.
Следовательно, по мнению заявителя, действия Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области отделом надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району по проведению плановой (выездной) проверки и вынесению протокола N 2-13-16/ГО-16 от 17 марта 2014 года, предписания N 5/3/1-8/ГО от 18 февраля 2014 года являются незаконными.
Также общество указывает, что ОАО "Комбинат Братскжелезобетон-1" не было извещено о необходимости выполнения мероприятий по гражданской обороне и подготовки персонала в соответствии с планами по городу и законодательством Российской Федерации.
О том, что ОАО "Комбинат Братскжелезобетон-1" входит в систему мероприятий по гражданской обороне общество не было уведомлен. Более того, на момент проверки инспектор не смог указать каким документом органа исполнительной власти ОАО "Комбинат Братскжелезобетон-1" включено в систему мероприятий по гражданской обороне.
В связи с этим ОАО "Комбинат Братскжелезобетон-1" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.7 КоАП РФ.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило свое несогласие с жалобой.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 10 сентября 2014 года был объявлен перерыв до 09 часов 45 минут 12 сентября 2014 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением N 5/ГО от 21 января 2014 года, в период с 23 января 2014 года по 18 февраля 2014 года старшим инспектором ОНД по г. Братску и Братскому району Яшиным П.Л. в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 26.07.2013 N 66/3/1-8.
В ходе проверки установлено, что на контроле находится 8 мероприятий, предложенных к исполнению предписанием N 66/3/1-8 от 26.07.2013, по которым срок исполнения истек 20.01.2014, данные мероприятия обществом не выполнены.
По результатам проверки составлен акт проверки от 18.02.2014 N 5/ГО, выдано предписание от 18.02.2014 N 5/3/1-8/ГО по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Также 17.03.2014 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 2-13-16/ГО-17 по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, за неисполнение в срок предписания N 66/3/1-8 от 26.07.2013 г по устранению установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
17.03.2014 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 2-13-16/ГО-16 по части 2 статьи 20.7 КоАП РФ за выявленные нарушения и невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Заявитель, считая протокол об административном правонарушении от 17.03.2014 N 2-13-16/ГО-16, предписание по устранению выявленных нарушений от 18.02.2014 N 5/3/1-8/ГО, действия по проведению плановой (выездной) проверки, составлению протокола N2-13-16/ГО-16 от 17 марта 2014 года и предписания от 18.02.2014 N 5/3/1-8/ГО незаконными обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого предписания правильным, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования предприятия могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых актов и действий закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов Комбината этими актами и действиями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Согласно статье 9 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (часть 2 статьи 9 Закона).
В соответствии со статьей 10 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
По результатам проверки должностными лицами проводящими проверку, составляется акт проверки. К акту проверки прилагается, в том числе предписания об устранении выявленных нарушений (статья 16).
Статьей 20 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона, к которым в частности отнесено нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки - плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года).
Согласно Административному регламенту Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного Приказом МЧС от 26.06.2012 N 358 (далее - Административный регламент) исполнение государственной функции - осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами.
Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Как следует из пункта 39 Административного регламента, должностными лицами надзорных органов проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок.
Согласно пункту 51 Административного регламента предметом внеплановой проверки является выполнение субъектом надзора тех требований и мероприятий в области гражданской обороны, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо срок устранения которых, согласно ранее выданному предписанию, истек.
Согласно пункту 53 Административного регламента внеплановые проверки проводятся, в том числе по основанию истечения срока исполнения субъектом надзора ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 67 Административного регламента, предметом выездной проверки является проверка соответствия и состояния используемых субъектом надзора объектов и имущества гражданской обороны, технических систем управления гражданской обороной, защитных сооружений, систем оповещения, средств индивидуальной защиты и специальной техники и принимаемые субъектом надзора меры по исполнению обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Согласно пункту 71 Административного регламента по результатам проверки, непосредственно после ее завершения, должностными лицами надзорного органа составляется акт проверки в двух экземплярах, типовая форма которого утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктом 78 Административного регламента предусмотрено, что в случае выявления по результатам проверки невыполнения мероприятий, нарушений требований в области гражданской обороны, должностное лицо надзорного органа, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
выдать субъекту надзора предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения в соответствии с типовой формой предписания согласно приложению N 6 к настоящему Административному регламенту;
принять меры по привлечению лиц, допустивших невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны, к административной ответственности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Отделом надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области на основании распоряжения от 26.06.2013 N 66 в отношении заявителя в период с 17.07.2013 по 26.07.2013 проведена плановая выездная проверка по контролю соблюдения обязательных требований норм и правил в области гражданской обороны, в ходе которой был установлен ряд нарушений. По результатам проверки 26.07.2013 составлен акт проверки N 66, выдано предписание N 66/3/1-8 по устранению нарушений в области гражданской обороны с установленным сроком исполнения 20.01.2014, составлен протокол об административном правонарушении от 19.08.2013 N 2-13-16/1-26 по части 2 статьи 20.7 КоАП РФ.
В соответствии с распоряжением N 5/ГО от 21.01.2014, в период с 23.01.2014 по 18.02.2014 ОНД по г. Братску и Братскому району проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 26.07.2013 N 66/3/1-8, в ходе которой установлено неисполнение обществом ранее выданного предписания, что послужило основанием для составления акта и выдачи нового предписания об устранении нарушений, а также составления протоколов об административном правонарушении.
Доводы заявителя о том, что в отношении общества была проведена плановая проверка, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку, как правильно указал суд, материалами дела, а именно: распоряжением от 21.01.2014 N 5/ГО, актом проверки от 18.02.2014 N 5/ГО, предписанием от 18.02.2014 N 5/3/1-8/ГО, подтверждается, что в отношении общества проведена внеплановая (выездная) проверка.
Проверка, проведенная в период с 23.01.2014 по 18.02.2014 в соответствии с распоряжением N 5/ГО от 21.01.2014, не является повторной. В распоряжении, акте и предписании имеются указания на то, что данная проверка является внеплановой по контролю исполнения ранее выданного предписания. Каких-либо новых нарушений, кроме указанных в ранее выданном предписании, результаты проверки не содержат. Действия по проведению внеплановой проверки и оформление результатов соответствуют требованиям действующего законодательства.
Довод заявителя о том, что ранее по плановой выездной проверке уже составлялся протокол об административном правонарушении, что исключает возможность повторного привлечения к административной ответственности, не состоятелен.
Вопросы же возбуждения дела об административном правонарушении, порядка рассмотрения дела об административном правонарушении регулируется нормами Кодекса об административных правонарушениях, согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 которого одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, независимо от оснований проведения проверки, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ.
Принятие мер по привлечению лиц, допустивших невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны, к административной ответственности прямо предусмотрено Административным регламентом.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действия ОНД по г. Братску и Братскому району по составлению протокола N 2-13-16/ГО-16 от 17.03.2014 также являются законными.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определяет Закон о гражданской обороне.
Статьей 1 Закона о гражданской обороне даны определения следующим понятиям.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно абзацу 8 статьи 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктами 2 и 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне установлено, что Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Статьей 10 Закона о гражданской обороне установлено, что Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проходят обучение в области гражданской обороны.
Согласно подпункту 4 статьи 12 Закона о гражданской обороне органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определяет Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 (далее - Положение о гражданской обороне).
В соответствии с пунктом 2 Положения о гражданской обороне Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне (пункт 3).
Согласно пункту 4 Положения о гражданской обороне Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны
в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.
Пунктом 5 Положения о гражданской обороне установлено, что ведение гражданской обороны осуществляется в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.02.2012 N 70 ДСП утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Планы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью (пункт 61).
В соответствии с пунктом 9 Положения о гражданской обороне основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 года N 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (далее - Положение об организации и ведении гражданской обороны).
Согласно пункту 9 данного Положения для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
Согласно пункту 20 Положения о гражданской обороне одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, является создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики.
Подпунктом 16.13 пункта 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны установлено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют такие мероприятия по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, как создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время.
Согласно пункту 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 12 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации постановлением от 10 июля 1999 года N 782 утвердило Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
Пунктом 2 указанного Положения установлено, что структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.
В соответствии с пунктом 4 данного Постановления Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:
а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3 - 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобожденных работников;
б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек - 1 освобожденный работник;
в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2000 года N 841 утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 данного Положения в целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны организации:
разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны;
осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.
В соответствии со статьей 6 Закона о гражданской обороне Правительством Российской Федерации постановлением от 27 апреля 2000 года N 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, пунктами 2, 4 и 5 которого установлено, что запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральным агентством по государственным резервам.
В силу приведенных норм права законодательства о гражданской обороне подлежат отклонению как несостоятельные доводы общества о том, что ОАО "Комбинат Братскжелезобетон-1" не было извещено о необходимости выполнения мероприятий по гражданской обороне и подготовки персонала в соответствии с планами по городу и законодательством Российской Федерации. О том, что ОАО "Комбинат Братскжелезобетон-1" не было уведомлено, что оно входит в систему мероприятий по гражданской обороне общество. Более того, на момент проверки инспектор не смог указать каким документом органа исполнительной власти ОАО "Комбинат Братскжелезобетон-1" включено в систему мероприятий по гражданской обороне.
Факт нарушения указанных требований законодательства о гражданской обороне установлен материалами настоящего дела и заявителем по существу не оспаривается.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу, что предписание от 18.02.2014 г. N 5/3/1-8/ГО на устранение выявленных нарушений, действия по проведению внеплановой (выездной) проверки, составлению протокола N2-13-16/ГО-16 от 17.03.2014 и выдачи предписания от 18.02.2014 N 5/3/1-8/ГО являются законными и обоснованными и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными предписания и действий Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2014 года по делу N А19-7087/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7087/2014
Истец: ОАО "Комбинат Братскжелезобетон-1"
Ответчик: Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области