г. Москва |
|
18 сентября 2014 г. |
Дело N А40-128289/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы и Правительства г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2014 по делу N А40-128289/13, принятое судьей Дудкиным В.В. (шифр судьи 135-1155)
по заявлению ООО "АДМ" (125212, г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 6, стр. 4)
к ФГБУ "ФКП Росреестра"; Правительству г. Москвы; ДГИ г. Москвы
третье лицо: ООО "МОК-центр"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
при участии:
от заявителя: |
Брель Н.А. по доверенности N 221 от 03.09.2014; |
от ответчика: |
1)не явился, извещен; 2) Решетников Д.К. по доверенности N 4-14-781/3 от 24.09.2013 3) Решетников Д.К. по доверенности N 33-Д-959/13 от 27.12.2013 |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АДМ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра"; Правительству Москвы; ДГИ г. Москвы об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:1002, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл. 6, общей площадью 28 353 кв.м. равной его рыночной стоимости в размере 223 876 000, 00 руб. по состоянию на 01.01.2013 и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:1002, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл. 6 общей площадью 28 353 кв.м. равной его рыночной стоимости в размере 223 876 000, 00 руб. в государственный кадастр недвижимости.
Решением суда от 26.06.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик - Правительство г. Москвы и ДГИ г. Москвы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков - Правительство г. Москвы; ДГИ г. Москвы поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражал против изложенных в жалобе доводов, представил отзыв на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Ответчик - ФГБУ "ФКП Росреестра" и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:1002, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, вл. 6.
Право собственности возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 06.12.2011 N Д-22/13-з, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности N 77-77-14/025/2011-492 от 29.12.2011.
Согласно данным кадастрового паспорта от 19.03.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:1002 составляет 436 741 956, 69 руб., удельный показатель кадастровой стоимости участка составляет 15 403, 73 руб. кв.м.
Указанная кадастровая стоимость установлена Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" вступившим в силу с 01.01.2013.
Истец считая недостоверными кадастровую оценку и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка ввиду их несоответствия рыночной стоимости земельного участка, обжаловал ее в Арбитражный суд г. Москвы.
Согласно ч. 5 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) сведения (в данном случае о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости) вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Внесение таких сведений, согласно ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре, производится на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о кадастре от органа государственной власти, утвердившего в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) сведения, использованные при проведении оценки предоставляются:
-заказчиком работ по определению кадастровой стоимости;
- органом кадастрового учета. В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.200 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" и ст. 24.12 Закона об оценке, Правительство Москвы принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости и утверждает полученные результаты государственной кадастровой оценки.
Разработка и внесение в Правительство Москвы правовых актов об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков и проведение государственной кадастровой оценки земель города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, отнесено к полномочиям Департамента городского имущества города Москвы.
На основании изложенного, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) - являются надлежащими ответчиками по рассматриваемому делу.
Согласно абз. 1 и 2 ст. 24.20 Закона об оценке, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Далее, в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на момент подачи ООО "АДМ" заявления, кадастровая стоимость была установлена по состоянию на 01.01.2012 постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы".
В связи с вступлением в силу на момент рассмотрения дела результатов кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", ООО "АДМ", в рамках ст. 49 АПК РФ уточнило исковые требования, посредством представления отчета рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013.
Согласно позиции Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в определении от 20.12.2013 N ВАС-17678/13, утверждение новой кадастровой стоимости в процессе рассмотрения дела, не является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Более того, ст. 24.19 Закона об оценке установлено, что основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются либо установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, либо недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Так же, с момента введения в действие ФЗ от 22.07.2010 N 167-ФЗ вне зависимости от основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости законодатель расценивает как требование в рамках спора о результатах определения кадастровой стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
По смыслу ст. 49 АПК РФ, предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменения или прекращения его.
Изменение предмета иска - это изменение материально-правового требования истца к ответчику. Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в поддержание исковых требований к ответчику. Изменение основание иска - изменение обстоятельств, на которые истец основывает свое требование к ответчикам.
В данном случае, ООО "АДМ", заявляя об изменении исковых требований, по существу изменил лишь основание иска, то есть обстоятельства, на которые ООО "АДМ" основывало свои требования к ответчикам в связи с изданием постановления Правительства от 26.11.2013 N 751-Ш1, тогда как предмет иска -об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - остался неизменным.
Таким образом, ООО "АДМ" не были нарушены нормы ст. 49 АПК РФ.
В соответствии с ст. 24.19. Закона об оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
Таким образом, обязательного досудебного порядка урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости действующим законодательством не предусмотрено. В данном случае ООО "АДМ" правомочно было самостоятельно определить способ защиты своего права.
Как следует из материалов дела, ООО "АДМ" 13.06.2013 обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, с просьбой пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В силу ст. 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ " Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости ООО "АДМ" были приложены следующие документы:
- кадастровый паспорт на земельный участок;
- нотариально заверенная копия свидетельства о праве собственности от 29.12.2011 N 77-АН 624592;
- отчет об определении рыночной стоимости земельного участка N 05.13-02 от 13.05.2013;
-положительное экспертное заключение N 313-0516-02-02 от 31.05.2013 подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков НП "Кадастр -оценка";
- копия доверенности представителя.
Пункт 20 Порядка создания и работы Комиссии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.06.2012 N 263 предусматривает, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение.
Отказ комиссии в пересмотре кадастровой стоимости не лишает истца права оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде. Такое толкование следует из абзаца первого статьи 24.19 Закона об оценки, предусматривающей возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В то же время постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" предусматривает право на обращение в суд в случае несогласия с результатами кадастровой стоимости.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 отмечено, что нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Так, исходя из п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В ходе судебного разбирательства ООО "АДМ" представило заключение эксперта которым установлено, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 223 876 000, 00 рублей.
Представленный ООО "АДМ" отчет оценщика подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает рыночную стоимость этого земельного участка.
Согласно ст. 11 ФЗ об оценке, отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а так же приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Отчет может так же содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
Согласно ст. 12 Закона об оценке, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке установлено иное.
Представленный ООО "АДМ" в качестве доказательства Отчет по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 выполнен ООО "Бюро оценки бизнеса" от 15.04.2014 N 2014-01/99 Чудаковой Еленой Игоревной, являющейся членом НП "Межрегиональный союз оценщиков" (свидетельство от 15.01.2014 N 1157).
Оценив указанный отчет в порядке ст. 71 АПК РФ в соответствии с требованиями законодательства РФ об оценочной деятельности, а также имеющейся рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что отчет отвечает предъявленным к оценочным отчетам требованиям, содержит необходимые реквизиты.
На указанный отчет представлено экспертное заключение от 19.05.2014 N 418/03-14, согласно которому оценка выполнена в соответствии с требованиями Закона об оценки и Федеральных стандартов оценки.
Таким образом, в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, прошедший экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, в том числе проверку на соответствие требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценке, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете; и получивший положительное заключение.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, доказательства иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчиками не представлены.
При указанных обстоятельствах отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка является надлежащим и достаточным доказательством его действительной стоимости.
Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Несоответствие кадастровой и рыночной стоимости земельных участков, учитывая порядок определения налоговой базы по земельному налогу, согласно ст. 391 НК РФ, нарушает права ООО "АДМ" как собственника данного земельного участка и плательщика земельного налога, в связи с определением налоговой базы более, чем на 36% превышающей реальные, рыночные стоимостные характеристики земельного участка.
В соответствии с ст. 24.19. Закона об оценке, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.06.2014 по делу N А40-128289/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128289/2013
Истец: ООО "АДМ"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Правительство Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: ДГИ ПО МОСКВЕ, ООО "МОК ЦЕНТР", ООО МОК-Центр, Правительство Москвы