г. Чита |
|
19 сентября 2014 г. |
Дело N А78-7917/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2014.
Полный текст постановления изготовлен 19.09.2014.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Барковской, судей: К.Н. Даровских, О.А. Куклина
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.О. Коробейниковой
при участии в судебном заседании:
представителя уполномоченного органа Родионовой А.В. по доверенности от 22.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФНС России по Забайкальскому краю на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 июля 2014 года по делу N А78-7917/2013 по заявлению Федеральной налоговой службы о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя общества с ограниченной ответственностью "Транс-Уголь" (ОГРН 1057536086398, ИНН 7536061706, 672007, г. Чита, ул. Тимирязева, 26) Ажмулаева Андрея Борисовича и взыскании 349 768,77 рублей,
принятое судьей И.А. Гениатулиной,
установил:
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 ноября 2013 года общество с ограниченной ответственностью "Транс-Уголь" (ОГРН 1057536086398, ИНН 7536061706) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Волгина Нина Ивановна.
Федеральная налоговая служба обратилась в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя общества с ограниченной ответственностью "Транс-Уголь" Ажмулаева Андрея Борисовича и взыскании с него 349 768,77 рублей в конкурсную массу.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 июля 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Уполномоченный орган, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, заявление удовлетворить.
Полагает доказанным признак неплатежеспособности должника, который, по мнению уполномоченного органа, возник 24.02.2010 (дата вступления решения выездной налоговой проверки N 18-09/9 от 02.02.2010), при этом в установленный срок (до 24.03.2010) руководитель должника не обратился в суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом). Считает, что после 24.03.2010 у общества возникли обязательства по оплате налогов, пени и штрафов, а также текущих расходов конкурсного управляющего на сумму 349 768,77 руб.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержала апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие иных надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Обращаясь в суд с требованием о привлечении бывшего руководителя должника Ажмулаева А.Б. к субсидиарной ответственности на основании пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве, уполномоченный орган указал, что заявление о признании должника банкротом должно было быть подано Ажмулаевым А.Б. по результатам проведения налоговой проверки в 2010 году, в рамках которой установлен факт неуплаты должником налогов в размере 3 229 985, 51 руб. Размер субсидиарной ответственности уполномоченный орган определил из суммы пени, образовавшейся в результате неисполнения обязанности по уплате налогов и задолженности по оплате текущих расходов конкурсного управляющего.
Суд первой инстанции, признав доводы уполномоченного органа необоснованными, отказал в удовлетворении заявления.
Четвертый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона о банкротстве нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых Законом о банкротстве возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 Закона о банкротстве.
Для применения субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве, уполномоченный орган обязан обосновать, по какому именно обстоятельству, предусмотренному пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве, должник должен был обратиться в суд, когда именно он обязан был обратиться с заявлением, какие именно обязательства возникли после истечения сроков, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 9 Закона о банкротстве.
Таким образом, из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что возможность привлечения лиц, перечисленных в пункте 2 статьи 10 Закона о банкротстве, к субсидиарной ответственности возникает при наличии одновременного ряда указанных в законе условий: возникновения одного из перечисленных в пункте 1 статьи 9 названного Закона о банкротстве обстоятельств и установление даты возникновения обстоятельства; неподачи каким-либо из указанных лиц заявления о банкротстве должника в течение месяца с даты возникновения соответствующего обстоятельства; возникновение обязательств должника, по которым привлекается к субсидиарной ответственности лицо (лица), перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона о банкротстве, после истечения срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 9 этого же Закона.
Суд первой инстанции верно отметил, что уполномоченным органом при обращении в суд с требованием о привлечении бывшего руководителя к субсидиарной ответственности по пункту 2 статьи 10 Закона о банкротстве не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, являющихся в силу пункта 1 статьи 9 Закона о банкротстве основанием для обязательного обращения руководителя должника о признании его банкротом. Свое требование уполномоченный орган основывает только на наличии у должника обязанности по уплате налогов, пени в сумме 3 229 985,51 руб. в соответствии с решением о привлечении должника к ответственности за совершение налогового правонарушения N 18-09/9 от 02.02.2010. При этом каких-либо иных объективных сведений и документального обоснования того, что должник не отвечал признакам неплатежеспособности или недостаточности имущества, в материалы обособленного спора не представил.
Само по себе наличие задолженности перед бюджетом не может являться свидетельством невозможности предприятия исполнить свои обязательства, и, соответственно, не порождает у его руководителя обязанности по подаче заявления должника. При этом не может быть принято во внимание то обстоятельство, что должник в последующем признан банкротом, поскольку такое решение принято судом по истечении 3х лет после установления факта неуплаты налогов в 2010 году.
Показатели, с которыми законодатель связывает обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд, должны объективно отображать наступление критического для общества финансового состояния, создающего угрозу нарушений прав и законных интересов других лиц. Таких доказательств уполномоченный орган в дело не представил.
Из заявления уполномоченного органа и приложенных нему документов также возможность достоверно определить и обязательства, которые возникли после предполагаемых уполномоченным органом истечения сроков, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 9 Закона о банкротстве, а также их размер. Так, представленные в материалы дела требования не содержат сведений о налоговых периодах или периодах уплаты налогов, то есть дат его возникновения и исполнения. Само по себе указание в требованиях размера задолженности (пени) не свидетельствует о том, что указанные обязательства возникли после того момента, когда бывший руководитель должен был обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом и до момента когда такое заявление уже подано.
При этом заявленные уполномоченным органом в качестве обязательств должника текущие расходы по делу о банкротстве являются расходами именно в процедуре банкротства и не могут быть взысканы в порядке пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве с бывшего руководителя должника, так как если бы руководитель вовремя обратился бы с заявлением о признании должника банкротом, данные платежи в любом случае имели бы место, в связи с чем они не являются обязательствами должника, подлежащими учету для определения наличия оснований для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности.
Более того, из представленных уполномоченным органом документов не представляется возможным установить и тот факт, что Ажмулаев А.Б. был руководителем должника до введения в отношении него процедуры банкротства. Какие-либо документальные доказательства, подтверждающие данное обстоятельство, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции уполномоченным органом не представлены.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уполномоченным органом не были представлены доказательства возникновения обязанности у Ажмулаева А.А. по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом), а также доказательства наличия обязательств должника после даты, когда руководителем не была исполнена обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 июля 2014 года по делу N А78-7917/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7917/2013
Должник: ООО "ТрансУголь"
Кредитор: Федеральная налоговая служба
Третье лицо: Ажмулаев Андрей Борисович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по городу Чите, Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, УФМС по Забайкальскому краю, Центральный районный отдел судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю