г. Пермь |
|
19 сентября 2014 г. |
Дело N А71-4441/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс": Байков Е.В., паспорт, доверенность от 10.12.2013;
от заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики,
принятое в порядке упрощенного производства,
от 23 июня 2014 года по делу N А71-4441/2014,
принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс" (ОГРН 1071841002210, ИНН 1835076756)
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (ОГРН 1091831007290, ИНН 1831138480)
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртавтотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Министерство, административный орган) N 08-16/2014-15-А от 10.04.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, на основании которого общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 июня 2014 года заявление общества удовлетворено, постановление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 10.04.2014 N 08-16/2014-15-А о назначении административного наказания признано незаконным и отменено.
Не согласившись с мотивировочной частью решения суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда в части установления состава административного правонарушения и выводов о соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности, не изменяя резолютивную часть решения.
В обоснование жалобы указывает на то, что состав административного правонарушения отсутствует, так как вопросы, связанные с исполнением договора, находятся в сфере регулирования гражданского законодательства. Заявитель считает ошибочным вывод суда о длящемся характере административного правонарушения и полагает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением установленного ст. 4.5. КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо по мотивам, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, настаивает на доказанности состава административного правонарушения и соблюдении срока давности привлечения к административной ответственности при вынесении постановления. Просит отказать заявителю в удовлетворении требований в полном объеме, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, обжалуемое постановление также оставить без изменения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 03.03.20014 в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики поступило заявление от гражданина Биянова С.А. о нарушении ОАО "Удмуртавтотранс", являющимся перевозчиком и осуществляющим регулярные перевозки по маршруту N 535 сообщением "Балезино - Ижевск" по утвержденному расписанию, законодательства в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах.
В заявлении Биянова С.А. указано, что в нарушение установленного расписания движения автобусов ОАО "Удмуртавтотранс" отменены следующие рейсы: 03.01.2014 - отправление из Балезино в 07 час. 50 мин., отправление из Ижевска в 11 час. 30 мин.; 18.01.2014 - отправление из Балезино в 07 час. 50 мин., отправление из Ижевска в 11 час. 30 мин.; 19.01.2014 - отправление из Балезино в 11 час. 20 мин., отправление из Ижевска в 14 час. 20 мин.
В ходе проведения административного расследования от ОАО "Автовокзалы Удмуртии" получено сообщение о нарушении перевозчиком - ОАО "Удмуртавтотранс" расписания 18.01.2014 - отправление из Балезино в 07 час. 50 мин., отправление из г. Ижевска в 11 час.30 мин.; 19.01.2014 - отправление из Балезино в 11 час. 20 мин.; отправление из г.Ижевска в 14 час.20 мин. вышеперечисленные рейсы были отменены в связи с технической неисправностью автобуса, 03.01.2014 нарушения в расписании не установлено.
Установив в действиях ОАО "Удмуртавтотранс" признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", административным органом составлен протокол об административном правонарушении по делу N 08-16/2014-15-А от 28.03.2014.
10.04.2014 Министерством вынесено постановление N 08-16/2014-15-А, согласно которому ОАО "Удмуртавторанс" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее Закон N 57-РЗ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Несогласие заявителя с постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 июня 2014 года заявление общества удовлетворено, постановление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 10.04.2014 N 08-16/2014-15-А о назначении административного наказания признано незаконным и отменено. Суд первой инстанции исходил из доказанности состава правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений, соблюдения административным органом срока давности привлечения к ответственности, а также малозначительности правонарушения.
Апелляционный суд, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав представителя общества в судебном заседании, не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим мотивам.
Согласно ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее Закон N57-РЗ) настоящим законом осуществляется правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения в пределах полномочий Удмуртской Республики, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" маршрут определен как путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения.
В соответствии со ст. 14 Закона N 57-РЗ нарушение расписания отправления (прибытия) транспортных средств на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок межмуниципального сообщения, пролегающих по территориям двух и более муниципальных районов, городских округов в Удмуртской Республике, а также на маршрутах регулярных перевозок в границах городского округа, поселения, на маршрутах регулярных перевозок между поселениями в границах муниципального района - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Закон Удмуртской Республики от 15.10.2008 N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" (далее - Закон N 38-РЗ) регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок межмуниципального сообщения, пролегающих по территориям двух и более муниципальных районов, городских округов в Удмуртской Республике.
Частью 2 статьи 10 Закона N 38-РЗ предусмотрено, что регулярные перевозки осуществляются по расписанию отправления (прибытия) автомобильного пассажирского транспорта, которым устанавливается временной график или дифференцированные по времени суток и (или) дням недели интервалы отправления автомобильного пассажирского транспорта от остановочных пунктов и прибытия автомобильного пассажирского транспорта на остановочные пункты.
Между Министерством и ОАО "Удмуртавтотранс" заключены договоры N 147 и N 147/1 от 10.04.2012 об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике сроком действия с 01.05.2012 по 30.04.2017.
Приложениями N 1 к договорам определено расписание отправления (прибытия) транспортных средств по маршруту N 535 "Балезино-Ижевск".
Приложением N 1 к договору N 147 от 10.04.2012 определено расписание отправления (прибытия) транспортных средств на маршруте N535: из п. Балезино в 06 час. 15 мин., 07 час. 50 мин., 11 час. 20 мин., 14 час. 10 мин. - ежедневно; из г. Ижевск в 09 час. 10 мин., 11 час. 30 мин., 14 час. 20 мин., 17 час. 30 мин. - ежедневно.
Приложением N 1 к договору N 147/1 от 10.04.2012 г. определено расписание отправления (прибытия) транспортных средств на маршруте N 535: из п. Балезино в 05 час. 50 мин. - ежедневно; из г. Ижевск в 16 час. 40 мин. - ежедневно. В силу подпунктов 3.1.1., 3.2.1. пункта 3.1. заключенного договора Перевозчик обязан обеспечить регулярную перевозку пассажиров по расписанию, указанному в приложении N 1 к договору.
Из изложенного следует, что отмена обществом "Удмуртавтотранс", осуществляющим регулярные перевозки по маршруту "Балезино - Ижевск" по утвержденному расписанию, регулярных рейсов является нарушением расписания отправления транспортных средств и образует событие вменяемого административного правонарушения.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалах дела не имеется.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ОАО "Удмуртавтотранс" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14 Закона N 57-РЗ, установлена административным органом и подтверждается материалами дела.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях ОАО "Удмуртавтотранс" содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14 Закона N 57-РЗ, является правомерным.
Доводы заявителя о недоказанности состава правонарушения в связи с тем, что обязанность по исполнению расписания является обязательством, возникающим из гражданско-правового договора (договоры N 147 и N 147/1 от 10.04.2012 об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике), и ответственность за несоблюдение расписания движения автобусов должна вытекать из гражданского законодательства, а не из административного, апелляционный суд после рассмотрения отклоняет.
Данная позиция заявителя основана на неверном толковании норм права, поскольку из положений ст. 14 Закона N 57-РЗ и ст. 10 Закона N 38-РЗ следует, что последствия несоблюдения установленного расписания в независимости от оснований его установления (при наличии заключенного договора с перевозчиком или при осуществлении перевозок без договора) влекут публично-правовые последствия, в частности, нарушение законных прав и интересов неограниченного круга лиц (граждан), в связи с чем на правоотношения по соблюдению расписания отправления (прибытия) транспортных средств на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок межмуниципального сообщения распространяется действие административного законодательства соответствующего муниципального образования, а именно, Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Таким образом, довод заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, по изложенным мотивам не может быть принят.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении (в части извещения общества о процессуальных действиях) не допущено, обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законными правами и гарантиями.
Вместе с тем, проверив доводы общества о пропуске срока, регламентированного нормами ст. 4.5 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое постановление вынесено Министерством с нарушением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Суд первой инстанции квалифицировал совершенное правонарушение как длящееся и посчитал, что нарушение обществом расписания, установленного договорами об организации регулярных перевозок по маршруту N 535 "Балезино - Ижевск", продолжалось длительное время.
Однако обстоятельства дела свидетельствуют о том, что правонарушение не носит длящийся характер, поскольку нарушение обществом установленного расписания было совершено несколькими эпизодами, а именно 18.01.2014 и 19.01.2014.
Ошибочный вывод суда о длящемся характере правонарушения привел к тому, что суд неправильно исчислил двухмесячный срок давности, начав его исчисление со дня обнаружения правонарушения, а не со дня его совершения.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 разъяснено, при применении ст. 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав обстоятельства совершенного правонарушения, полагает, что оно не является длящимся, совершено одномоментно, но разделено на два эпизода, начало исчисления срока давности для привлечения общества к административной ответственности в данном случае приходится на дату последнего эпизода нарушения обществом расписания движения автобусов (19.01.2014).
Следовательно, датой окончания двухмесячного срока для вынесения Министерством постановления по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Удмуртавтотранс" является 19.03.2014.
Как следует из материалов дела, Министерством постановление N 08-16/2014-15-А вынесено 10.04.2014, то есть с нарушением срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о вынесении постановления с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности апелляционный суд признает обоснованным и свидетельствующим о наличии основания для отмены постановления.
Оспариваемое постановление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики N 08-16/2014-15-А от 10.04.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 211 АПК РФ, поскольку при его вынесении нарушены требования ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Однако судом первой инстанции постановление административного органа уже признано незаконным и отменено в связи с применением ст. 2.9 КоАП РФ.
Поскольку податель жалобы, соглашаясь с резолютивной частью решения, не просит исключить из мотивировочной части решения оспариваемые им выводы, у апелляционного суда не имеется оснований для изменения резолютивной части решения суда первой инстанции, так как апелляционный суд по иным мотивам также пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 июня 2014 года по делу N А71-4441/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4441/2014
Истец: ОАО "Удмуртавтотранс"
Ответчик: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики