г. Санкт-Петербург |
|
18 сентября 2014 г. |
Дело N А56-58043/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: Нарижский А.С. по доверенности от 14.05.2014
от заинтересованного лица: Егоров Г.А. по доверенности от 27.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16510/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2014 по делу N А56-58043/2013 (судья Королева Т.В.), принятое
по иску (заявлению) открытого акционерного общества "Строительная корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Строительная корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027809240876, адрес: 191014, Г. Санкт-Петербург, Саперный пер., д. 24, пом. 3Н, лит. А; далее - общество, ОАО "СК "Возрождение") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (адрес: 199053, г. Санкт-Петербург, Большой пр. ВО, д. 13; далее - Управление, административный орган) от 15.07.2013 N Ю78-00-03/24-0102 о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Решением от 27.05.2014 арбитражный суд первой инстанции признал недействительным предписание Управления от 15.07.2013 N Ю78-00-03/24-0102, вынесенное в отношении ОАО "СК "Возрождение".
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание выдано Управлением в пределах предоставленных ему законодательством полномочий и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для признания недействительным предписания от 15.07.2013 N Ю78-00-03/24-0102 отсутствуют. В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает, что оспариваемое предписание выдано ОАО "СК "Возрождение" по результатам проверки, проводимой на основании распоряжения от 08.07.2013 N 78-00-03/26-0207 с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 08.02.2013 N Ю-78-00-03/24-0018, в ходе которой выявлено, что требования предписания от 08.02.2013 N Ю-78-00-03/24-0018 выполнены не в полном объеме. Предписание от 08.02.2013 N Ю-78-00-03/24-0018, вынесенные в отношении общества в рамках ранее проводимой проверки не обжалованы.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ОАО "СК "Возрождение" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 15.07.2013 Управлением на основании распоряжения от 08.07.2013 N 78-00-03/26-0207 проведена внеплановая документарная проверка ОАО "СК "Возрождение" в порядке контроля исполнения ранее выданного предписания N Ю78-00-03/24-0018 от 08.02.2013 по адресу: г. Санкт-Петербург, Невский пр., д. 114/116, лит. А.
В ходе проверки выявлено, что предписание N Ю 78-00-03/24-0018 от 08.02.2013 выполнено не в полном объеме - пункты 3, 4, 5, 6 предписания не выполнены, а именно, ОАО "СК "Возрождение" в срок до 20.04.2013 не предоставлены документы, подтверждающие соблюдение требований санитарного законодательства, а также 100% охват проведения сотрудниками ОАО "СК "Возрождение" флюорографического обследования; проведение профилактической вакцинации против кори, вирусного гепатита В, краснухи (с учетом медотводов и отказов от проведения вакцинации); проведение и учет профилактических прививок против дифтерии: не представлены данные о количестве привитых по возрастным группам; отказы от проведения вакцинации оформленные должным образом (с записью в медицинской документации и подписью медицинского работника).
Предписанием Управления от 15.07.2013 N Ю-78-00-03/24-0102 обществу предложено в срок до 30.09.2013:
- устранить нарушения законодательства: статей 11, 29, 34, 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ); пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее- Закон N 77-ФЗ); пункта 3 статьи 5, статьи 9 Федерального закона N 157-ФЗ от 17.09.1998 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"; раздела 18 СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (СП 3.1/3.2.1379-03); пунктов 8.3, 8.4, 8.22 СП 3.1.2.1108-02 "Профилактика дифтерии"; раздела 12 СП 3.1.2341-08 "Профилактика вирусного гепатита В"; раздела 6 СП 3.1.2952-11 "Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита"; пунктов 3.2, 3.4. СП 3.1.1295-03 СП "Профилактика туберкулеза" (далее - СП 3.1.1295-03);
- провести мероприятия, направленные на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью людей: обеспечить 100% охват проведения сотрудникам Флюорографического обследования;
- представить информацию о проведении сотрудникам профилактической вакцинации против кори, вирусного гепатита В, краснухи (с учетом медотводов и отказов от проведения вакцинации);
- обеспечить проведение и учет профилактических прививок против дифтерии: направить список работающих сотрудников в лечебно-профилактическое учреждение, представить данные о количестве привитых по возрастным группам; отказы от проведения вакцинации оформить должным образом (с записью в медицинской документации и подписью медицинского работника), вакцинации оформить должным образом (с записью в медицинской документации и подписью медицинского работника);
- предоставить в территориальный отдел Управления в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах и Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу все документы, подтверждающие исполнение Предписания.
Предписание от 15.07.2013 N Ю-78-00-03/24-0102 обжаловано ОАО "СК "Возрождение" в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проверкой не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, в связи с чем, признал оспариваемое предписание недействительным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно частям 1, 3 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Статьей 34 Закона N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
В соответствии со статьей 8 Закона N 77-ФЗ в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).
На основании пункта 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
В силу пункта 3.2 СП 3.1.1295-03, действовавших на момент вынесения оспариваемого предписания, профилактические медицинские осмотры населения проводят в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в лечебно-профилактических организациях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях в порядке, утверждаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В пункте 3.4 СП 3.1.1295-03 установлено, что население проходит профилактические медицинские осмотры не реже 1 раза в 2 года.
Разделом 18 СП 3.1/3.2.1379-03 определена иммунопрофилактика инфекционных болезней. Согласно пункту 18.1 СП 3.1/3.2.1379-03 профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N 51н утвержден календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, согласно которому профилактическим прививкам против гепатита B, дифтерии, кори подлежат контактные лица из очагов заболевания, не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о профилактических прививках против гепатита B, дифтерии, кори. Иммунизация против краснухи проводится детям, а также девушкам от 18 до 25 лет, не болевшим и не привитым ранее.
В соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям обязательными являются прививки против туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи и гепатита В. Вакцинация по эпидемическим показаниям проводится в отношении гриппа, чумы, холеры, сибирской язвы, бешенства, бруцеллеза, туляремии, брюшного тифа, лихорадки Ку, лептоспироза, клещевого энцефалита, гепатита А, желтой лихорадки, менингококковой инфекции. Необходимость проведения вакцинации в отношении других инфекционных болезней определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению (п. 18.3 СП 3.1/3.2.1379-03).
В национальный календарь прививок включены профилактические прививки против дифтерии (пункт 8.1 СП 3.1.2.1108-02); иммунизация населения против кори, краснухи и эпидемического паротита проводится в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям (пункт 6.2 СП 3.1.2952-11); вакцинация населения против гепатита B проводится в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям и инструкциями по применению медицинских иммунобиологических препаратов (пункт 12.2 СП 3.1.2341-08).
Статьей 35 Закона N 52-ФЗ установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Статьей 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) предусмотрен национальный календарь профилактических прививок.
Статьей 11 Закона N 157-ФЗ установлены требования к проведению профилактических прививок, в частности, предусмотрено, что прививки проводятся гражданам в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на медицинскую деятельность; а также, что профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Согласно пункту 19 данного Порядка периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с перечнем факторов и перечнем работ.
В рассматриваемом случае, материалы дела не содержат доказательств того, что общество препятствовало прохождению работниками флюорографических обследований и вакцинации. При этом необходимо учитывать, исходя из вышеназванных норм, что требования о необходимости прохождения флюорографических обследований и вакцинации адресованы физическим лицам, а не работодателю. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что сотрудники ОАО "СК "Возрождение", осуществляющего банковскую деятельность, не относятся к указанным контингентам работников. Доказательств того, что сотрудники общества являются контактными лицами из очагов заболевания, не болевшие, не привитые, не имеющие сведений о профилактических прививках против гепатита B, дифтерии, кори, краснухи, материалы дела также не содержат. Нормы, соблюдение которых предписано обществу Управлением не устанавливают для организаций запрет на допуск к своей деятельности лиц, в отношении которых не проведена вакцинация в соответствии с требованиями закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое предписание выдано в связи с неполным исполнением ОАО "СК "Возрождение" ранее выданного предписания от 08.02.2013 N Ю-78-00-03/24-0018, не обжалованного в судебном порядке, отклоняются апелляционным судом, поскольку не опровергают правомерных выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Кроме того, результаты проверки, в рамках которой выдано предписание от 08.02.2013 N Ю-78-00-03/24-0018, а именно постановление от 18.02.2013 N Ю78-00-03-0021 о привлечении ОАО "СК "Возрождение" к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ, обжаловано обществом в судебном порядке. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2013 по делу N А56-12696/2013, вступившим в законную силу, постановление Управления от 18.02.2013 N Ю78-00-03-0021 признано незаконным и отменено.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно признал предписание Управления от 15.07.2013 N Ю78-00-03/24-0102 о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений обязательных требований недействительным.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 мая 2014 года по делу N А56-58043/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58043/2013
Истец: ОАО "Строительная корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16510/14