г. Красноярск |
|
19 сентября 2014 г. |
Дело N А33-3445/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" сентября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Манская горная компания"): Халевиной А.П., представителя по доверенности от 12.03.2014, Костаревой А.Н., представителя по доверенности от 17.02.2014,
от ответчика (Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу): Яхина Р.Р., представителя по доверенности от 30.04.2014 N 06-1403,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" июля 2014 года по делу N А33-3445/2014, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Манская горная компания" (далее - заявитель, общество ИНН 2423012586, ОГРН 1082423000406) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - ответчик, департамент ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрение заявки на внесение изменений в лицензию КРР 02442 БР, об обязании лицензирующего органа устранить указанные нарушения путем внесения соответствующих изменений в условия лицензии; о признании незаконными действий по досрочному прекращению права пользования недрами в отсутствие акта проверки устранения выявленных нарушений; о признании незаконным приказа N 232 от 02.12.2013 (с учетом заявления об изменении предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.06.2014).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 июля 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, признан незаконным приказ Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 02.12.2013 N 232 "О досрочном прекращении права пользования недрами". Проверено на соответствие Закону Российской Федерации "О недрах". Суд обязал Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу повторно рассмотреть заявку общества с ограниченной ответственностью "Манская горная компания" от 12.02.2013 с учетом представленных в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу документов в обоснование геологического изучения, разведки и добычи золота на Кутурчинской площади. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласен, считает, что право пользования недрами прекращено правомерно, так как недропользователем нарушены существенные условия пользования недрами; выявленные нарушения обществом в установленный срок не устранены; общество, принимая право пользования недрами с не подлежащими пересмотру условиями пользования, установленными прежней лицензией, действовало на свой риск и имело возможность предвидеть последствия своего решения.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 11.08.2014 апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 11.09.2014.
Представитель департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества с апелляционной жалобой не согласился, по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 17.09.2014. После перерыва судебное заседание продолжено.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Манская горная компания" является пользователем недр Кутурчинской площади в Партизанском районе Красноярского края в соответствии с лицензией КРР 02442 БР на геологическое изучение, разведку и добычу рудного золота от 11.02.2013. Указанная лицензия выдана в порядке переоформления лицензии КРР 01962 БР в связи с изменением наименования юридического лица - пользователя недр.
13.02.2013 общество в порядке статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) обратилось в Красноярскнедра с заявкой на внесение изменений в условия пользования недрами в связи возникновением обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, вызванных невозможностью по объективным причинам выполнения отдельных видов работ в сроки, установленные условиями пользования недрами (значительное усложнение морфологии рудной зоны и неподтверждение мощностей рудных тел).
11 июля 2013 года в ответ заявителем получено письмо территориального органа Роснедра от 18 июня 2013 года, к которому приложены:
уведомление от 05.03.2013 N 04-1/475 о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КРР 02442 БР, в котором сообщалось о допущенных нарушениях лицензии и о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в случае их неустранения до 01 октября 2013 года;
письмо от 07.03.2013 N 04-1/504, в котором указано, что в связи с возможным досрочным прекращением права пользования недрами по лицензии КРР 02442 БР территориальный орган Роснедра вернется к вопросу о внесении изменений в лицензию по завершению контрольного срока устранения допущенных нарушений после 01 октября 2013 года.
19 декабря 2013 года обществом получено письмо Центрсибнедра от 04.12.2013 N 04-1/2686 о направлении копии приказа от 02.12.2013 N 232 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КРР 02442 БР с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на Кутурчинской площади в Партизанском районе Красноярского края на основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах.
Полагая, что данный приказ, а также бездействие ответчика, выразившееся в нерассмотрении заявки общества, и действия ответчика по досрочному прекращению права пользования недрами противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ департамента от 02.12.2013 N 232 "О досрочном прекращении права пользования недрами" не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Согласно оспариваемому приказу от 02.12.2013 N 232 на основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах и решения комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Красноярского края, оформленного протоколом от 31.10.2013 N 76, досрочно прекращено право пользования недрами общества по лицензии КРР 02442 БР с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на Кутурчинской площади в Партизанском районе Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Статьей 21 Закона о недрах предусмотрено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии.
Из содержания изложенных норм права следует, что нарушение пользователем недр существенных условий лицензии может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено, но не прекращается как в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о недрах. Следовательно, нарушение пользователем недр существенных условий лицензии не является безусловным и однозначным основанием для прекращения права пользования недрами. Из всех предусмотренных Законом о недрах предупредительных мер досрочное прекращение права пользования недрами является наиболее неблагоприятной мерой по своим последствиям, в связи с чем указанную меру следует применять в исключительном случае, когда исчерпаны иные возможности устранения нарушения лицензионных требований, а также применены иные меры, в частности приостановление или ограничение права пользования недрами. Соответствующее решение уполномоченного органа должно быть мотивировано и основано на полном и объективном анализе всех имеющихся и представленных недропользователем документов.
Согласно оспариваемому приказу от 02.12.2013 N 232 и решению комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Красноярского края, оформленного протоколом от 31.10.2013 N 76, основанием для прекращения права пользования недрами послужило существенное нарушение обществом условий лицензии, а именно: при сроке завершения поисковых и оценочных работ до 05.02.2011 (подпункт "б" пункта 3 условий пользования недрами); при сроке геологического изучения всей площади предоставленного лицензией участка недр и представления отчета с подсчетом запасов на государственную геологическую экспертизу до 05.02.2013 (подпункт "г" пункта 3 условий пользования недрами), указанные условия не выполнены, поисковые и оценочные работы не завершены. Указанные нарушения обществом не оспариваются.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что решение ответчика о прекращении права пользования недрами является преждевременным, исходя из следующего.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Согласно пункту 107 Административного регламента на заседаниях Комиссии принимаются рекомендательные решения о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, прекращении (без процедуры), приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
На заседании Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Красноярского края Управления по недропользованию по Красноярскому краю, результаты которого оформлены протоколом от 08.02.2013 N 67, рассмотрен вопрос о переоформлении права пользования недрами с ООО "Сейбинский рудник" на ООО "Манская горная компания" в связи с изменением наименования юридического лица - пользователя недр, установлены основания для переоформления вышеупомянутых лицензий, а также установлено, что недропользователем не выполняются вышеуказанные существенные условия пользования недрами на Кутурчинской площади. Комиссия решила рекомендовать Красноярскнедра переоформить лицензию КРР 01962 БР - с ООО "Сейбинский рудник" на ООО "Манская горная компания"; начать в установленном порядке процедуру досрочного прекращения права пользования недрами на Кутурчинской площади. Контрольный срок устранения допущенных нарушений пользования недрами установить до 01.10.2013.
Вместе с тем, невозможность выполнения обществом условий пользования недрами вызвана не зависящими от недропользователя причинами: в ходе геологического изучения участка недр выявлено существенное усложнение геологических структур месторождения, по сравнению с представленной Цснтрсибнедра в ходе аукциона обществу геологической информацией о строении месторождения. Как следствие, это повлекло для пользователя недр невозможность завершения поисковых и оценочных работ на Кутурчинской площади в срок, указанный в лицензии (не позднее 36 месяцев со дня государственной регистрации лицензии).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Центрсибнедра с заявкой от 12.02.2013 на внесение изменений в лицензию. Все обстоятельства, подтверждающие невозможность выполнения условий в установленные в лицензии сроки подробно изложены в самой заявке, а также обосновании необходимости внесения изменений (Приложение N 1 к заявке).
В ходе рассмотрения дела в Арбитражном суде Красноярского края было исследовано заключение Российского государственного геологоразведочного университета им. С. Орджоникидзе Ж26/1-ГРФ от 16.06.2014, в котором подтвержден факт несоответствия параметров месторождения, указанных в Пакете геологической информации, данным, полученным в ходе геологического изучения. В заключении подтверждено, что комплекс запроектированных ООО "Манская горная компания" работ изначально был достаточен для выполнения подпунктов "б" и "г" пункта 3 Условий пользования недрами к лицензии КРР 02442 БР в установленные лицензией сроки при условии соответствия исходной геологической информации реальным характеристикам месторождения. Однако с учетом обнаруженных изменений геологического строения месторождения подпункты "б" и "г" пункта 3 Условий пользования недрами к лицензии КРР 02442 БР не могли быть выполнены в установленные сроки (до 05.02.2011 и до 05.02.2013 соответственно). Кроме того, профессор Верчеба А.А. констатировал необходимость проведения дополнительных работ для доизучения выявленных и прогнозируемых рудных зон и рудных тел и подсчета запасов в соответствии с требованиями ГКЗ и положениями Закона РФ "О недрах".
В свою очередь, принимая во внимание невозможность выполнения подпунктов "б" и "г" пункта 3 условий пользования недрами, 13.02.2013, то есть после принятия Комиссией рекомендательного решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами, общество обратилось в Управление по недропользованию с заявкой на внесение изменений в лицензию КРР 02442 БР в части переноса на более поздние сроки поисково-оценочных и геологоразведочных работ, предоставления отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу, а также сроки разработки проекта на отработку утвержденных запасов и ввода в эксплуатацию горнодобывающего предприятия с приложением Приложения N 1 "Предлагаемые изменения в лицензию КРР 02442 БР от 11.02.2013...", краткого отчета пользователя недр о выполнении условий пользования недрами. К Приложению N 1 "Предлагаемые изменения в лицензию КРР 02442 БР от 11.02.2013..." в качестве приложения представлена экспертная записка о прогнозной оценке золотого оруднения Ильинского рудопро-явления и Кутурчинской лицензионной площади, выполненная доктором геолого-минералогических наук проф. П.А. Игнатовым и кандидатом геолого-минералогических наук Г.Н. Пилипенко 09.04.2012. Указанная экспертная записка, в свою очередь, сопровождалась информационным отчетом по работам в 2010-2011 годах по проекту "Поиски и оценка рудного золота на Кутурчинской площади" Красноярск, 2012 год. В указанном отчете на странице 49 приведена информация запасов категории С2 (4,30 т), прогнозные ресурсы категории Р1 (7,37 т) по Ильинскому рудопроявлению Кутурчинской площади.
Следовательно, как обоснованно указывает заявитель, выполнение разработанного ранее и согласованного Центрсибнедра проекта геологического изучения привело бы к неполному (выборочному) геологическому изучению участка недр, что является недопустимым в силу положений статей 22, 23 Закона о недрах.
Таким образом, невыполнение условий пользования недрами произошло по причине выявления в ходе поисково-оценочных работ существенного усложнения геологических структур месторождения по сравнению с представленной Центрсибнедра в ходе аукциона недропользователю геологической информацией о строении месторождения.
Обществом до принятия ответчиком решения о досрочном прекращении права пользования недрами предприняты необходимые меры по сообщению указанной информации. Так, 13.02.2013, 18.09.2013 общество представляло в Красноярскнедра документы, свидетельствующие о проведении поисковых и оценочных работ на Кутурчинской площади, в ходе которых было выявлено усложнение геологических структур месторождения, в результате чего оказалось невозможным завершить предусмотренные лицензией работы не позднее 36 месяцев со дня государственной регистрации лицензии. Указанные обстоятельства были изложены в Приложении N 1 к заявке на внесение изменений в лицензию, представленном в Красноярскнедра 13.02.2013.
Вместе с тем, из протоколов заседания Комиссии от 28.02.2013 и 31.10.2013 следует, что представленные обществом документы не были предметом изучения Комиссии Центрсибнедра. Таким образом, Департаментом не установлена достаточность оснований для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами, которая бы позволила применить к обществу наиболее неблагоприятную по последствиям меру в виду прекращения права пользования недрами наряду с возможностью приостановления или ограничения такого права.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о нарушении ответчиком процедуры рассмотрения вопроса о прекращении права пользования недрами, исходя из следующего.
Административным регламентом определена последовательность действий ответчика и его территориальных органов при исполнении государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Пунктом 94 Административного регламента установлено, что государственная функция по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий в следующих случаях, в том числе нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, согласно пункту 95 Административного регламента, является:
информация о возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, или чрезвычайной ситуации;
представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок;
представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерацией;
данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
письменное заявление владельца лицензии о прекращении права пользования недрами по его инициативе;
документы, предоставленные в Роснедра или в его территориальный орган о ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участок недр был предоставлен в пользование;
решение Правительства Российской Федерации, принятое в соответствии с частью пятой статьи 2.1 Закона о недрах, о прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии.
В случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами (пункт 109 Административного регламента).
Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за делопроизводство, в течение 3 дней с даты подписания уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях направляет указанное уведомление пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а копию этого уведомления направляет в адрес Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений.
Письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях должно содержать:
указание на нарушения условий пользования недрами;
требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения;
предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено.
Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления (пункт 110 Административного регламента).
Письмом от 18.06.2013 N 04-2/1349 в адрес общества Красноярскнедра направлено уведомление от 05.03.2013 N 04-1/475 о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, в котором обществу сообщалось о принятом 08.02.2013 решении Комиссии и необходимости устранения допущенных нарушений условий недропользования до 01.10.2013.
Также направлено письмо от 07.03.2013 N 04-1/594, согласно которому обществу сообщено, что на заседании Комиссии для рассмотрения заявок от 28.02.2013 (протокол N 68) рассмотрено заявление общества о переносе сроков освоения участка недр, предоставленного на основании лицензии КРР 02442 БР, принято решение об отказе обществу в переносе на более поздние сроки поисково-оценочных и геологоразведочных работ, предоставлению отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу, а также сроков разработки проекта на отработку утвержденных запасов и ввода в эксплуатацию горнодобывающего предприятия в связи с тем, что на заседании Комиссии 08.02.2013 установлены нарушения существенных условий пользования недрами и принято решение о начале процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.
Решением Комиссии от 28.02.2013 решено вернуться к вопросу по завершению контрольного срока устранения допущенных нарушений пользования недрами после 01.10.2013 года.
Согласно пункту 111 Административного регламента должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 дней с момента получения копии акта Росприроднадзора о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, готовит комплект документов в отношении конкретного участка недр и направляет его на повторное рассмотрение Комиссии.
При этом на повторном рассмотрении материалов по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами Комиссия принимает рекомендательные решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
Из материалов дела следует и не опровергнуто ответчиком, что каких-либо проверок устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях Росприроднадзором не проводилось, соответствующего акта проверки не составлялось.
На заседании 31.10.2013 (протокол N 76) Комиссией рассмотрен вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами обществом "Манская горная компания" и установлено, что письмом 18.09.2013 N 08 общество направило в Красноярскнедра информацию о состоянии работ по освоению предоставленного лицензией участка недр с просьбой перенести сроки:
- завершения поисковых и оценочных работ до 30.01.2014;
- геологического изучения всей площади предоставленного лицензией участка недр и предоставления отчета с подсчетом запасов на государственную геологическую экспертизу до 31.12.2015.
Главной причиной невыполнения условий пользования недрами, установленных лицензией, обществом указано наличие обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых была предоставлена лицензия, а именно, значительное усложнение морфологии рудной зоны.
Со ссылкой на акт проверки Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 30.08.2013 N НЗАТ-340, учитывая неустранение обществом в срок до 01.10.2013 нарушений условий недропользования, Комиссия решила рекомендовать Красноярскнедра досрочно прекратить право пользования недрами общества "Манская горная компания" на Кутурчинской площади в Партизанском районе, лицензия КРР 02442 БР.
Приказом от 02.12.2013 N 232 Департамент со ссылкой на пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах и решение Комиссии от 31.10.2013 решил досрочно прекратить право пользования недрами обществу "Манская горная компания".
Вместе с тем, проведенная управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю проверка являлась плановой, не имеющей отношения к вопросу об устранении (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, в связи с чем решение Комиссии от 31.10.2013 о досрочном прекращении права пользования недрами принято с нарушением положений пункта 111 Административного регламента в отсутствие законных оснований.
Частью 2 статьи 20 Закона о недрах и пунктом 114 Административного регламента предусмотрены специальные предупредительные меры в виде прекращения, приостановления или ограничения органами, предоставившими лицензию, действия лицензии в случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 106 Административного регламента Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами создается в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами.
Из материалов дела следует, что общество до принятия Департаментом решения о досрочном прекращении права пользования недрами 13.02.2013, 18.09.2013 представляло в Красноярскнедра документы, свидетельствующие о проведении поисковых и оценочных работ на Кутурчинской площади, в ходе которых было выявлено усложнение геологических структур месторождения, в результате чего оказалось невозможным завершить предусмотренные лицензией работы не позднее 36 месяцев со дня государственной регистрации лицензии.
Вместе с тем, представленные обществом доказательства не были предметом изучения Комиссии на заседаниях, проведенных 28.02.2013 и 31.10.2013, что следует из соответствующих протоколов заседания Комиссии. При таких обстоятельствах решение ответчика о досрочном прекращении права пользования недрами нельзя признать обоснованным.
Учитывая допущенные ответчиком при принятии решения нарушения, а также исключительный характер такой предупредительной меры как прекращение права пользования недрами и наличие иных альтернативных предупредительных мер, суд считает, что департаментом не установлены достаточные основания для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами обществом.
С учетом изложенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным оспариваемый приказ департамента от 02.12.2013 N 232.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно обязал департамент повторно рассмотреть заявку общества от 12.02.2013 с учетом представленных в департамент документов в обоснование геологического изучения, разведки и добычи золота на Кутурчинской площади. Учитывая, что представленные заявителем в обоснование необходимости внесения изменений в условия лицензии доказательства Комиссией не исследовались, не определялось, свидетельствуют ли указанные доказательства о существенном изменении условий, при которых была выдана лицензия, суд не может обязать лицензирующий орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующих изменений в условия лицензии.
В удовлетворении остальной части требований правомерно отказано судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда в данной части. Общество решение суда первой инстанции в данной части в суде апелляционной инстанции не оспаривает.
Учитывая изложенное, нельзя признать состоятельными доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции с учетом требованиям действующего законодательства, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" июля 2014 года по делу N А33-3445/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3445/2014
Истец: ООО "Манская горная компания"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ