г. Самара |
|
18 сентября 2014 г. |
А65-5914/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 мая 2014 года по делу N А65-5914/2014 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Набережные Челны,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
при участии третьих лиц: ИП Валиуллин Н.Х., ИП Тимергалин Р.Р., ИП Габдрахманов Р.М., ИП Потапов А.С., ИП Шаймухаметов Р.А., ИП Айдаров Э.М., ИП Тухбатуллин Р.Г.,
об отмене Решения и Предписания УФАС по Республике Татарстан по делу N А06-284/2013,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту - ответчик, антимонопольный орган, Управление) об отмене Решения и предписания по делу N А06-284/2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, решение и предписание по делу N А06-284/2013 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан признаны незаконными и не соответствующими Федеральному Закону от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части признания Шаймухаметова Р.А. нарушившим ст.16 Федерального Закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, кроме того, вменено в обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении оставшейся части заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 мая 2014 года по делу N А65-5914/2014 отменить и принять новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Управления на апелляционную жалобу, в котором просит суд вышестоящей инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, в суд от Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего уполномоченного представителя.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из представленных материалов, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан проведена плановая проверка по соблюдению антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г.Набережные Челны, при проведении мониторинга документации по договорам на выполнение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам, осуществляемым хозяйствующими субъектами на территории Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, было установлено, что в целях обеспечения надлежащего транспортного обслуживания населения в границах Тукаевского муниципального района, Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в 2009 году проведен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок, по результатам которых были заключены договоры на выполнение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в Тукаевском муниципальном районе с ИП Валиуллиным Н.Х. (договор N 1 от 01.12.2009 г. по маршруту N 515), с ИП Тимергалиным P.P. (договор N 8 от 01.12.2009 г. по маршруту N 501), (договор N 9 от 01.12.2009 г. по маршруту N 502), с ИП Габдрахмановым P.M. (договор N 4 от 01.12.2009 г. по маршруту N 504), (договор N 5 от 01.12.2009 г. по маршруту N 505), (договор N 6 от 01.12.2009 г. по маршруту N 513), (договор N 7 от 01.12.2009 г. по I маршруту N 514), с ИП Потаповым А.С. (договор N 10 от 01.12.2009 г. по маршруту N 506), с ИП Шаймухаметовым Р.А. (договор N 3 от 01.12.2009 г. по маршруту N 507), с ИП Айдаровым Э.М. (договор N 2 от 01.12.2009 г. по маршруту N 508), с ИП Тухбатуллиным Р.Г. (договор N 12 от 01.12.2009 г. по маршруту N 509), (договор N 13 от 01.12.2009 г. по маршруту N 510), (договор N 14 от 01.12.2009 г. по маршруту ДN 511), (договор N 15 от 01.12.2009 г. по маршруту N 512) со сроком действия от 01.12.2009 года до 30.11.2012 года. Постановлением руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 23.04.2010 г. N 2040 были скорректированы номера маршрутов пассажирских перевозок по Тукаевского муниципальному району в следующем порядке: N515 на N115, N501 на N101, N502 на N102, N504 на N104, N505 на N105, N513 на N113, N514 на N114, N506 на N106, N507 на N107, N508 на N108, N509 на N109, N510 на N110, N511наN111,N512на112.
В дальнейшем, в целях продления срока действия указанных договоров между Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и перевозчиками заключены дополнительные соглашения с ИП Валиуллиным Н.Х. (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 1 от 01.12.2009 г. по маршруту N 115), с ИП Тимергалиным P.P. (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 8 от 01.12.2009 г. по маршруту N 101), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 9 от 01.12.2009 г. по маршруту N 102), с ИП Габдрахмановым P.M. (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 4 от 01.12.2009 г. по маршруту N 104), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 5 от 01.12.2009 г. по маршруту N 105), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 6 от 01.12.2009 г. по маршруту N 113), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 7 от 01.12.2009 г. по маршруту N 114), с ИП Потаповым А.С. (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 10 от 01.12.2009 г. по маршруту N 106), с ИП Шаймухаметовым Р.А. (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 3 от 01.12.2009 г. по маршруту N 107), с ИП Айдаровым Э.М. (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 2 от 01.12.2009 г. по маршруту N 108), с ИП Тухбатуллиным Р.Г. (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 12 от 01.12.2009 г. по маршруту N 109), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 13 от 01.12.2009 г. по маршруту N 110), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 14 от 01.12.2009 г. по маршруту N 111), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 15 от 01.12.2009 г. по маршруту N 112) со сроком действия с 01.12.2012 года по 30.11.2017 года, что позволило перевозчикам продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность без проведения конкурса до указанного срока.
Комиссия Татарстанского УФАС России усмотрело в действиях Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ и индивидуальных предпринимателей Валиуллина Н.Х., Тимергалина P.P., Габдрахманова P.M., ИП Потапова А.С, ИП Шаймухаметова Р.А., ИП Айдарова Э.М., ИП Тухбатуллина Р.Г. признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения дополнительных соглашений к договорам на выполнение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в Тукаевском муниципальном районе без проведения конкурсных процедур, что, по мнению, ответчика, представило преимущество указанным индивидуальным предпринимателям по отношению к иным хозяйствующим субъектам, работающим и рынке пассажирских перевозок, путем предоставления им прав осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам Тукаевского муниципального района и привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению, конкуренции.
Изложенные выше обстоятельства явились основанием для принятия антимонопольным органом решения по делу N 06-284/2013 от 31.12.2013, которым действия Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстана и ИП Валиуллина Н.Х., ИП Тимергалина Р.Р., ИП Габдрахманова Р.М., ИП Потапова А.С., ИП Шаймухаметова Р.А., ИП Айдарова Э.М., ИП Тухбатуллина Р.Г. были признаны нарушением части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в заключения дополнительных соглашений к договорам на выполнение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в Тукаевском муниципальном районе без проведения конкурсных процедур, что предоставило преимущество указанным индивидуальным предпринимателям по отношению к иным хозяйствующим субъектам, работающим и рынке пассажирских перевозок, путем предоставления им прав осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам Тукаевского муниципального района и привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению, конкуренции.
Решение по делу N 06-284/2013 явилось основанием для выдачи 31.12.2013 г. предписаний N 1,2,3,4, 5, 6, 7, 8 в адрес заявителя и третьих лиц по настоящему делу, которыми установлена обязанность для участников расторгнуть дополнительные соглашения к договорам на организацию пассажирских перевозок, заключенных с ИП Валиуллиным Н.Х., И.П. Тимергалиным Р.Р., И.П. Габдрахмановым Р.М., И.П.Потаповым А.С., И.П. Шаймухаметовым Р.А., И.П. Айдаровым Э.М., И.П. Тухбатуллиным Р.Г. и Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Не согласившись с принятым решением и выданными предписаниями по делу N 06-284/2013 от 31.12.2013, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Комитета в части, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями ст.16 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий, в частности, результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них, действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о том, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие хозяйствующих субъектов, объект или результат действия которого заключается, в том числе во влиянии на рыночное поведение действительного или потенциального конкурента.
Таким образом, осуществление согласованных действий предполагает в качестве обязательного условия прямой или косвенный контакт между конкурентами, объект или результат действия которого заключается во влиянии на рыночное поведение действительного или потенциального конкурента. Согласованные действия являются особой моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб интересам потребителей и ограничивающей конкуренцию.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
Порядок организации пассажирских перевозок определен статьей 11 Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 г. N 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан", в силу которого государственный (муниципальный) заказ на транспортное обслуживание населения пассажирским автомобильным транспортом размещается в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В силу статьи 5 Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 г. N 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан", организация пассажирских перевозок основывается на следующих основных принципах:
- равенства прав и обязанностей перевозчиков независимо от их форм собственности при размещении заказа на транспортное обслуживание населения и осуществлении пассажирских перевозок;
- осуществления пассажирских перевозок на основе заключаемых с перевозчиками независимо от их форм собственности договоров на осуществление пассажирских перевозок.
В силу ст. 11 Закона РТ N 70-ЗРТ государственный (муниципальный) заказ на транспортное обслуживание населения пассажирским автомобильным транспортом размещается в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Пункт 6 Главы 2 вышеназванного положения гласит, что заказчик в случае расторжения или прекращения договора на осуществление пассажирских перевозок, а также в случае одностороннего отказа заказчика или перевозчика от исполнения заключенного им договора объявляет конкурс в течение одного месяца с момента расторжения, прекращения или отказа от исполнения договора.
Предметом конкурса является заключение договора на осуществление пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения с соблюдением требований, указанных в конкурсной документации, соответствующих законодательству Российской Федерации и закона Республики Татарстан от 13.11.2006 N 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан". Объектом конкурса являются лоты (лот), включающие в себя один или несколько маршрутов с указанием необходимых параметров (начало и конец маршрута, количество и потребительские характеристики подвижного состава, интервалы движения или количество рейсов). Извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не менее чем за 30 дней до дня проведения конкурса. По результатам конкурса с перевозчиком заключается договор на осуществление пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения. Договор на осуществление пассажирских перевозок дает право перевозчику осуществлять пассажирские перевозки на маршруте регулярного сообщения на условиях, определенных данным договором, соответствующих указанным в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе.
В целях осуществления пассажирских перевозок по маршрутам N 515 (откорректирован на N 115) N 501 и N 502 (откорректированы на N 101 и N 102), N 504, N 505, N 513, N 514 (откорректированы на N 104, N 105, N 113, N 114), N 506 (откорректирован на N 106), N 507 (откорректирован на N 107), N 508 (откорректирован на 108), N 509, N 510, N 511, N 512 (откорректированы на N 109, WN 110, N 111, N 112) в 2009 году Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района РТ был проведен открытый конкурс, по итогам которого были заключены договоры с победителями ИП Валиуллиным Н.Х. (договор N 1 от 01.12.2009 года, сроком действия до 30.11.2012 года) ИП Тимергалиным P.P., (договора N 8 и N 9 от 01.12.2009 года, сроком действия до 30.11.2012 года), ИП Габдрахмановым P.M., (договора N 4, N 5, N 6, N 7 от 01.12.2009 года, сроком действия до 30.11.2012 года), ИП Потаповым А.С, (договор N 10 от 01.12.2009 года, сроком действия до 30.11.2012 года), ИП Шаймухаметовым Р.А., (договор N 3 от 01.12.2009 года, сроком действия до 30.11.2012 года), ИП Айдаровым Э.М., (договор N2 от 01.12.2009 года, сроком действия до 30.11.2012 года), ИП Тухбатуллиным Р.Г., (договора N12, N13, N14, N15 от 01.12.2009 года, сроком действия до 01.12.2012 года).
После истечения срока действия указанные договоры были продлены Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района РТ и индивидуальными предпринимателями на внеконкурсной основе согласно вышеуказанным дополнительным соглашениям, продлевающим срок действия договоров до 30.11.2017 года. Какие-либо извещения о проведении конкурса на пассажирские перевозки в средствах массовой информации Тукаевского муниципального района не опубликовывались. Указанные дополнительные соглашения заключены без обеспечения возможности равного доступа всех участников товарного рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом для заключения таких договоров.
В нарушение положений антимонопольного законодательства Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района РТ ограничился только тем, что выбрал определенных хозяйствующих субъектов для осуществления пассажирских перевозок и заключил с ними дополнительные соглашения на внеконкурсной основе.
В пункте 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции", целями настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции").
В силу статьи 4 Закона N 135-ФЗ признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Совершенные действия Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и ИП Валиуллина Н.Х., ИП Тимергалина P.P., ИП Габдрахманова P.M., ИП Потапова А.С, ИП Айдарова Э.М., ИП Тухбатуллина Р.Г., привели к достижению антиконкурентной договоренности по продлению сроков действий заключенных между сторонами договоров на выполнение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам Тукаевского муниципального района.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Осуществление согласованных действий в виде договоренности в письменной форме, содержащейся в дополнительных соглашениях с ИП Валиуллиным Н.Х. (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 1 от 01.12.2009 г. по маршруту N 115), с ИП Тимергалиным P.P. (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 8 от 01.12.2009 г. по маршруту N 101), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 9 от 01.12.2009 г. по маршруту N 102), с ИП Габдрахмановым P.M. (дополнительное соглашение от 01.12,2012 г. к договору N 4 от 01.12.2009 г. по маршруту N 104), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 5 от 01.12.2009 г. по маршруту N 105), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 6 от 01.12.2009 г. по маршруту N 113), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 7 от 01.12.2009 г. по маршруту N 114), с ИП Потаповым А.С. (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 10 от 01.12.2009 г. по маршруту N 106), с ИП Айдаровым Э.М. (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 2 от 01.12.2009 г. по маршруту N 108), с ИП Тухбатуллиным Р.Г. (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 12 от 01.12.2009 г. по маршруту N 109), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 13 от 01.12.2009 г. по маршруту N 110), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 14 от 01.12.2009 г. по маршруту N 111), (дополнительное соглашение от 01.12.2012 г. к договору N 15 от 01.12.2009 г. по маршруту N 112), является нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения дополнительных соглашений к договорам на выполнение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в Тукаевском муниципальном районе без проведения конкурсных процедур, что предоставило преимущество указанным индивидуальным предпринимателям по отношению к иным хозяйствующим субъектам, работающим на рынке пассажирских перевозок, путем предоставления им прав осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам Тукаевского муниципального района и привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению, конкуренции.
Таким образом, антимонопольным органом сделан обоснованный вывод, что спорные дополнительные соглашения заключены без обеспечения возможности равного доступа всех участников товарного рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом для заключения таких договора, что противоречит требованиям закона.
Изложенные обстоятельства правомерно были расценены антимонопольным органом в качестве нарушения части 1 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку подобные действия создают более выгодные условия деятельности ( преимущество) для заявителя по настоящему делу по отношению к иным хозяйствующим субъектам, работающим на рынке пассажирских перевозок, заключающихся в предоставлении права к осуществлению пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам без проведения открытых торгов, что в свою очередь, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Однако, в ходе судебного разбирательства заявителем не были представлены доказательства того, что ими предпринимались меры для недопущения нарушения антимонопольного законодательства путем организации открытого конкурса на организацию пассажирских перевозок.
Как указывалось выше, согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Предоставление транспортных услуг означает, что данные услуги должны предоставляться с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе требований Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Спорные дополнительные соглашения заключены без обеспечения возможности равного доступа всех участников товарного рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом для заключения таких договоров, что противоречит требованиям закона.
Напротив, в нарушение положений антимонопольного законодательства муниципальный заказчик выбрал определенного хозяйствующего субъекта для осуществления пассажирских перевозок и заключил с ним договор на внеконкурсной основе.
Вопрос правовой оценки аналогичных дополнительных соглашений к договорам на оказание услуг по перевозке пассажиров выражен в Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 марта 2011 по делу N А57-2490/2010.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении заявителем требований ст. 16 Федерального Закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выводы суда в части удовлетворенных требований антимонопольным органом не обжалуются, возражений по ним в суде апелляционной инстанции не приведено.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют об отсутствии нарушений со стороны заявителя требований ст. 16 Федерального Закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 мая 2014 года по делу N А65-5914/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5914/2014
Истец: Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ИП Айдаров Э. М., г. Набережные Челны, ИП Валиуллин Н. Х., Тукаевский район, д. Яна Буляк, ИП Габдрахманов Р. М., Тукаевский район, д. Тлянче-Тамак, ИП Потапов А. С, г. Набережные Челны, ИП Тимергалин Р. Р., Тукаевский район, д. Круглое поле, ИП Тухбатуллин Р. Г., г. Набережные Челны, ИП Шаймухаметов Р. А., г. Набережные Челны, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара