город Омск |
|
19 сентября 2014 г. |
Дело N А70-920/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6622/2014) общества с ограниченной ответственностью "СибирьСтройСнаб" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.05.2014 по делу N А70-920/2014 (судья Безиков О.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СибирьСтройСнаб" (ОГРН 1107232009015, ИНН 7203246387)
к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1
об оспаривании решения N 18282 от 11.11.2013
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "СибирьСтройСнаб" - Комарова Д.Л. (по доверенности от 03.03.2013);
от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1 - Чемерюк А.С. (по доверенности от 31.12.2013),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СибирьСтройСнаб" (далее по тексту - общество, ООО "СибирьСтройСнаб", заявитель, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1 (далее по тексту - Фонд социального страхования, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения Фонда социального страхования от 11.11.2013 N 18282, которым отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения (по беременности и родам) в размере 26 598 руб. 64 коп.
Решением по делу Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований общества в полном объеме.
При этом суд первой инстанции указал, что заявителем не соблюдены все условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию. Также суд исходил из того, что формальное соответствие представленных документов требованиям законодательства не является основанием для возмещения спорных расходов. Суд первой инстанции отметил, что в данном случае действия ООО "СибирьСтройСнаб" не могут считаться добросовестными, так как совокупность вышеуказанных обстоятельств свидетельствует о том, что их целью являлось искусственное создание условий для получения возмещения из средств Фонда социального страхования.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы страхователь указывает, что суд первой инстанции необоснованно не учел при вынесении обжалуемого решения, что за период трудоустройства Ликонцевой А.С. данному лицу начислялась заработная плата, налоги с заработной платы. При этом, как отмечает податель жалобы, размер оплаты труда Ликонцевой А.С. ненамного превышает минимальный размер оплаты труда, в связи с чем возможность найти квалифицированного, опытного сотрудника в течении короткого времен не представляется возможным.
Также, как указывает заявитель в апелляционной жалобе, в материалы дела представлены табель учета рабочего времени, подтверждающий присутствие указанного лица на рабочем месте и обоснованность понесенных обществом расходов, связанных с выплатой заработной платы данному лицу.
При этом, по мнению подателя жалобы, судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание представленные в материалы дела документы, подтверждающие выплаты Ликонцевой А.С. заработной платы (приложение за п/н 12, 13, 14, 15 расходные кассовые ордера на выдачу заработной платы).
Кроме того, по мнению ООО "СибирьСтройСнаб", действия заявителя по принятию Ликонцевой А.С. на работу без справки о возможной беременности, выплата данному лицу заработной платы, оплата налогов, а также положенной компенсации, не свидетельствуют о том, что обществом предприняты попытки получить необоснованное обогащение за счет Фонда социального страхования.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Фонд социального страхования просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "СибирьСтройСнаб" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Фонда социально страхования поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам проведения которой составлен акт камеральной проверки от 04.10.2013 N 18282.
В ходе проверки заинтересованным лицом установлено, что ООО "СибирьСтройСнаб" обратилось в Фонд социального страхования с заявлением о возмещении расходов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 12.08.2013 по состоянию на 01.08.2013 (промежуточный отчет) в виде пособия по беременности и родам с приложением справки о постановке на учет в ранние сроки беременности Ликонцевой А.С. в сумме 26 598 руб. 64 коп.
Одновременно с этим заинтересованным лицом установлено, что Ликонцева А.С. принята на работу в общество на должность секретаря 01.04.2013, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке N 11 от 01.04.2013, приказ о приеме на работу от 01.04.2013 N 5-К, трудовой договор от 01.04.2013 с окладом - 7 745 руб. При этом, Фондом социального страхования выявлено, что указанное лицо принято на работу непосредственно перед началом отпуска по беременности и родам - за 3 месяца, поскольку к проверке заявителем был предъявлен листок временной нетрудоспособности по беременности и родам, выданный Ликонцевой А.С. на период с 04.07.2013 по 20.11.2013, при условии, что с последнего места работы Ликонцева А.С. была уволена 30.11.2010. Также, Фондом социального страхования установлено, что согласно штатному расписанию общества штатная единица секретаря была предусмотрена и на 2012 и на 2013 годы, однако в результате анализа расчетных ведомостей начисления заработной платы на всех сотрудников заявителя за период с 01.01.2012 по 31.08.2013 заинтересованным лицом установлено, что на ставку секретаря ни до принятия Ликонцевой А.С. ни после ухода в отпуск по беременности и родам другой сотрудник на эту должность принят не был.
При таких обстоятельствах Фонд социального страхования пришел к выводу о преднамеренном трудоустройстве работника Ликонцевой А.С. в целях создания искусственной ситуации дл я получения денежных средств за счет средств Фонда социального страхования, что расценено заинтересованным лицом как злоупотребление правом со стороны руководителя.
С учетом установленных проверкой обстоятельств Фондом социального страхования принято решение от 11.11.2013 N 18282 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения (по беременности и родам) в сумме 26 598 руб. 64 коп., как произведенных с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов и не подтвержденных документами в установленном порядке (л.д. 65-68).
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
15.05.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое обществом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В силу статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 1 Закона N 165-ФЗ).
Как следует из части 1, 2 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (статья 5 часть 2 Закона N 255-ФЗ).
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ.
Согласно данной норме пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Как следует из пунктов 1, 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, согласно части 3 которой территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, согласно которой предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Таким образом, за счет средств фонда социального страхования осуществляется оплата пособия, выплаченного страхователем в соответствии с требованиями законодательства, пособия, выплаченные с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании (не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов), к расходам фонда могут быть не приняты.
Из существа вышеуказанных нормативных актов и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
В данном случае, как таковые факт наличия трудовых отношений между застрахованным лицом и страхователем, наступление страхового случая, правильность произведенных расчетов пособия и факт выплаты пособия застрахованному лицу, Фондом социального страхования не оспариваются.
Однако, фактические обстоятельства в своей совокупности указывают на формальные признаки принятия Ликонцевой А.С. на работу при отсутствии в этом производственной и финансовой необходимости и обоснованно расценены Фондом социального страхования как искусственно созданная ситуация по приему на работу лица непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам в целях получения средств Фонда социального страхования.
Страхователь вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Между тем, за выделением средств на выплату пособий и принятия к зачету расходов страхователь обращается в Фонд социального страхования. Следовательно, выплата пособий за счет средств социального страхования не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.
В соответствии с действующим законодательством пособия работающим гражданам выплачиваются через бухгалтерии работодателей, а Фонд социального страхования осуществляет их финансирование (контроль над расходованием). В случае, если работодателем допущены нарушения или как в данном случае злоупотребление, он может и обязан отнести спорные расходы на свой счет.
Согласно Закону N 165-ФЗ работодатель может выплачивать различные виды пособий работникам, однако, чтобы впоследствии требовать у Фонда социального страхования Российской Федерации возмещения понесенных затрат, необходимо соблюсти ряд условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 11 и пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ.
В силу статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствуют основания для компенсации утраченного Ликонцева А.С. заработка, поскольку до наступления отпуск по беременности и родам она проработала всего три месяца, при этом до трудоустройства в ООО "СибирьСтройСнаб" более года не осуществляла трудовой деятельности, о чем свидетельствуют записи в трудовой книжке (л.д. 43-47).
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, материалами дела подтверждается, что Ликонцева А.С. принята на работу непосредственно перед началом отпуска по беременности и родам. Так, как уже указывалось выше, Ликонцева А.С. была принята в ООО "СибирьСтройСнаб" на должность секретаря с 01.04.2013 с тарифной ставкой (окладом) в размере 6 500 рублей, что подтверждается приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от 01.04.2013 N 5-К, трудовым договором (контрактом) секретаря от 01.04.2013. В трудовой книжке Ликонцевой А.С. сделана соответствующая запись о приеме на работу. При этом, как установлено судом первой инстанции, с 04.07.2013 по 20.11.2013 у Ликонцевой А.С. наступил отпуск по беременности и родам, что подтверждается имеющимся в материалах дела листком нетрудоспособности, выданнымв ГБУЗ ТО Перинатальный центр. Согласно листку нетрудоспособности сумма начисленного пособия за счет средств Фонда социального страхования РФ составила 27 513 руб. 16 коп. (л.д. 33).
Кроме того, судом первой инстанции также установлено, что в ходе камеральной проверки заинтересованным лицом проанализированы расчетные ведомости начисления заработной платы на всех сотрудников за период с 01.01.2012 по 31.08.2013. Анализ указанных документов показал, что на ставку секретаря ни до принятия Ликонцевой А.С. на работу, ни после ее ухода в отпуск по беременности и родами, не был принят другой сотрудник, при условии, что ставка секретаря в количестве одной штатной единицы была предусмотрена и утверждена также штатным расписанием ООО "СибирьСтройСнаб" и в 2012 году.
Доказательств опровергающих изложенные обстоятельства обществом в свою очередь в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации в материалы дела не представлено.
По верному замечанию суда первой инстанции, целью возмещения средств из Фонда социального страхования является компенсация реальной заработной платы застрахованных лиц - работников по трудовому договору, формальное же соответствие представленных документов требованиям законодательства не является основанием для возмещения спорных расходов.
Учитывая вышеизложенное, а также оценив в совокупности фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, суд первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, пришел к правомерному выводу о том, что действия ООО "СибирьСтройСнаб" фактически были направлены на создание искусственной ситуации, связанной с преднамеренным приемом на работу, т.е. непосредственно перед наступлением страхового случая в целях неправомерного получения средств бюджета Фонда социального страхования.
При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения по отказу в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 26 598 руб. 64 коп. недействительным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибирьСтройСнаб" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.05.2014 по делу N А70-920/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-920/2014
Истец: ООО "СибирьСтройСнаб"
Ответчик: ГУ - Тюменское региональноу отделениу Фонда социального страхования РФ, Филиал N1 Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ