город Омск |
|
19 сентября 2014 г. |
Дело N А46-5057/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8099/2014) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-5057/2014 (судья Распутина Л.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Акционерная компания "Омскагрегат" (ИНН 5503067547, ОГРН 1025500744367) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Комиссаров Дмитрий Николаевич по доверенности N 117 от 30.12.2013 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
от открытого акционерного общества "Акционерная компания "Омскагрегат" - Крещановский Александр Михайлович по доверенности N 34 от 08.09.2014 (личность представителя установлена на основании водительского удостоверения); Зудилов Сергей Владимирович по доверенности N 33 от 08.09.2014 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
установил:
Открытое акционерное общество "Акционерная компания "Омскагрегат" (далее - ОАО "АК "Омскагрегат", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управлении Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным изложенного в сообщении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области N 12 от 17.01.2014 отказа в государственной регистрации прекращения права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
·нежилое помещение 1П, назначение: нежилое, площадь: общая 422.4 кв.м., номера на поэтажном плане: 1-3, этаж 2, литера: МАЗ, расположенное по адресу: г. Омск, улица Герцена, д. 48;
·нежилое помещение 1П, назначение: нежилое, площадь: общая 32.1 кв.м., номера на поэтажном плане: 2П: 62, этаж 1, литера: МА, расположенное по адресу: г. Омск, улица Герцена, д. 48;
·незавершенное строительство корпус 80 комплекса сооружений производства мотор - компрессоров, площадь: общая площадь застройки 11922.9 кв.м., инвентарный номер: 6655369, литера: Ма-МА1-МА2, этажность: 3, расположенное по адресу: г. Омск, улица Герцена, д. 48 и
государственной регистрации права собственности за открытым акционерным обществом "Акционерная Компания "Омскагрсгат" на объект недвижимости - комплекс сооружений производства мотор - компрессоров (корпус 80), назначение:
нежилое, площадь: общая 12377.4 кв.м., инвентарный номеру 6655369, литера: МА, МА1, МА2, МАЗ, этажность: 1-3, расположенный по адресу: г. Омск, улица Герцена, д. 48.
Также об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности и государственную регистрацию права собственности за открытым акционерным обществом "Акционерная Компания "Омскагрегат" на соответствующие указанные выше объекты недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-5057/2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, с чем заинтересованное лицо не согласилось, обжаловав его в апелляционном порядке.
Апелляционным судом из материалов дела установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -ЕГРП) зарегистрировано право собственности за ОАО "АК "Омскагрегат" на незавершенный строительством корпус 80 комплекса сооружений производства мотор-компрессоров, площадью 11922.9 кв.м., на основании Передаточного акта ЗАО "Омские агрегаты".
Первоначально право собственности на объект незавершенного строительством зарегистрировано 15.07.2002 за ОАО "Омский агрегатный завод" на основании плана приватизации от 16.09.1993, распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Омска от 06.09.1993.
Как следует из акта рабочей комиссии от 27 декабря 1995 года, комплекс сооружений производства мотор - компрессоров (корпус 80) был закончен строительством 27 декабря 1995 года.
В 2011 году ГП Омской области "Омский центз ТИЗ" проведена техническая инвентаризация указанного объекта и выдан кадастровый паспорт от 19.07.2011. Таким образом, комплекс сооружений производства мотор - компрессоров (корпус 80), назначение: нежилое, площадь: общая 12377.4 кв.м., инвентарный номер: 6655369, литера: МА, МА1, МА2, МАЗ, этажность: 1-3, расположенный по адресу: г. Омск, улица Герцена, д. 48, поставлен на государственный кадастровый учет.
Заявитель обратился в Управление с требованием о государственной регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимого имущества:
-нежилое помещение Ш, общей площадью 422.4 кв.м., номера на поэтажном плане 1-3, этаж 2, Литер МАЗ, расположенное по адресу: г.Омск, ул. Герцена, д. 48;
-нежилое помещение 2П, общей площадью 32.1 кв.м., номера на поэтажном плане 162, этаж 1, Литер МА, расположенное по адресу: г.Омск, ул. Герцена, д. 48;
-незавершенное строительство корпус 80 комплекса сооружений производства мотор-компрессоров, общей площадью 11922.9 кв.м., расположенное по адресу: г.Омск, ул. Герцена, д. 48.
Вместе с тем общество обратилось за государственной регистрацией права собственности на объект недвижимого имущества:
- комплекс сооружений производства мотор-компрессоров (корпус 80), общей площадью 12377.4 кв.м, инвентарный номер 6655369, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) - 2011, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Герцена, д. 48.
23.12.2013 года сообщениями N N 01/257/2013-011, 01/257/2013-029, 01/257/2013-036, 01/257/2013-044 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации прекращения права собственности и права собственности на соответствующие объекты недвижимости, в связи с не представлением заявителем документов, подтверждающих введение в эксплуатацию спорного объекта недвижимости, как предусмотренных действующими нормами права, а именно, Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 55), так и нормами права, существовавшими до вступления в законную силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, Постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" и СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов".
Отказ в государственной регистрации права собственности признан судом первой инстанции неправомерным, в обоснование чего указано на представление обществом на государственную регистрацию всех необходимых документов. Требование заинтересованного лица о представлении обществом на регистрацию акта ввода объекта в эксплуатацию государственной приемочной комиссией судом отклонено, так как на момент окончания строительства объекта действующие нормативные акты не предусматривали необходимости государственной приемки оконченного строительством объекта, возведенного хозяйствующими субъектами за счет собственных средств и для собственных нужд.
В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит отменить судебное решение, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права. По убеждению подателя жалобы, спорный объект был окончен строительством в 2011 году и должен был быть введен в эксплуатацию в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме этого, судом первой инстанции ошибочно сформулирован вывод о постановке спорного объекта на государственный кадастровый учет, поскольку в рамках информационного взаимодействия Управления Росреестра по Омской области и ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области" установлено его (объекта) отсутствие на кадастровом учете в государственном кадастре объектов недвижимости.
ОАО "АК "Омскагрегат" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором мотивированно возразило против её удовлетворения, считая, что судом дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и правильно применены нормы материального права.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей заинтересованного лица и заявителя, соответственно поддержавших изложенные выше доводы и возражения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 статьи 201 названного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (статья 16 Закона N 122-ФЗ).
В силу статьи 9 Закона N 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (статья 13 Закона N 122-ФЗ).
Если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, в государственной регистрации может быть отказано в силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 17 Закона N 122-ФЗ и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Из материалов дела усматривается, что на государственную регистрацию представлен акт рабочей комиссии от 27.12.1995 о приемке оконченного строительством объекта (л.д. 30).
Также из материалов дела видно и установлено судом первой инстанции, что основанием для отказа в государственной регистрации права послужили выводы регистрирующего органа о непредставлении документов о введении спорного объекта в эксплуатацию. Как полагает заинтересованное лицо, общество на государственную регистрацию должно было представить акт государственной приемочной комиссии, чего сделано не было. При этом, исходя из кадастрового паспорта на объект недвижимости, объект введен в эксплуатацию в 2011 году.
Между тем, Управление Росреестра по Омской области не учитывает следующего.
Из акта приемочной комиссии четко следует, что объект недвижимого имущества был создан именно в 1995 году. Оснований считать, что объект фактически окончен строительством позднее 1995 года у апелляционного суда не имеется, поскольку кадастровый паспорт не является документом, на основании которого объект капитального строительства подлежит вводу в эксплуатацию.
По состоянию на 1995 год отсутствовала нормативная обязанность по приемке государственными комиссиями оконченного строительством объекта, если таковой объект был возведен хозяйствующим субъектом за счет собственных средств и для собственных нужд.
Постановление Совета министров СССР N 105 от 23.01.1981 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", согласно которому объекты, законченные строительством в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям, к рассматриваемым отношениям не применимо, поскольку было принято в условиях невозможности принадлежности имущества юридическому лицу на праве частной, а не государственной или кооперативной собственности, поэтому положения этого документа подлежат оценке с точки зрения исполнимости в отношении объектов, построенных коммерческими организациями после введения рыночной экономики.
Как следует из пункта 2 этого Постановления, содержащего порядок создания государственных приемочных комиссий, заявитель был не вправе требовать создания такой комиссии, поскольку ни один из перечисленных в этом пункте случаев не относится к объекту, созданному заявителем за счет собственных средств.
Порядок установленный Постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" распространялся на те объекты производственного назначения, которые строились за счет централизованных капитальных вложений, выделенных министерствам и ведомствам. При этом необходимо отметить, что ссылка регистрирующего органа в обоснование своей позиции, изложенной в отзыве на СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов" также не является правомерной поскольку данное положение повторяет нормы, изложенные в Постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1980 N 105.
Поскольку общество "Акционерная Компания "Омскагрегат" строило спорный объект за счет собственных средств необходимости приемки его в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1980 N 105, не имелось, а в настоящее время нет возможности его восполнить или воспользоваться ныне действующим порядком.
Следовательно, спорный объект не подпадает под действие Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов".
В настоящее время для регистрации вновь созданных объектов недвижимости к числу обязательных документов относятся: разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 51 - 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принятого в 2004 году). При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства.
Поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации вступил в действие с 30.12.2004, то есть на момент завершения строительства спорного объекта он еще не существовал, следовательно и применение установленных им требований к вводу объекта в эксплуатацию, установленных позже постройки спорного объекта, не представляется возможным.
Указанный вывод соответствует правоприменительной практике (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 N 5698/12, от 01.07.2014 N 4240/14).
Таким образом, следует поддержать позицию суда первой инстанции о том, что у регистрирующего органа отсутствовали установленные законом основания требовать дополнительные документы, подтверждающие создание объекта.
Апелляционный суд также не может согласиться с доводами заинтересованного лица о несоответствия выводов суда обстоятельствами дела в части отсутствия государственного кадастрового учета спорного объекта.
Из материалов дела следует, что общество на государственную регистрацию в том числе представило кадастровый паспорт от 19.07.2011, выданный ГП Омской области "Омский центр ТИЗ".
В соответствии со статьей 43 закона "О государственном кадастре недвижимости" до 01 января 2013 г. устанавливается переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (пункт 1).
В переходный период положения закона "О государственном кадастре недвижимости" не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (пункт 2).
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (пункт 2.1).
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета (пункт 2.3).
В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Законом "О государственном кадастре недвижимости".
В связи с тем, что в рассматриваемом случае указанный кадастровый паспорт был выдан до 1 января 2013 года, то ГП Омской области "Омский центр ТИЗ" являлось тем органом, который в соответствии со статьей 43 закона "О государственном кадастре недвижимости" имел право произвести государственный кадастровый учет спорного объекта недвижимости и выдать кадастровый паспорт от 19.07.2011.
При этом согласно статьей 45 закона "О государственном кадастре недвижимости" указанный государственный кадастровый учет произведенный ГП Омской области "Омский центр ТИЗ" является юридически действительным, и комплекс сооружений производства мотор - компрессоров, являвшийся предметом такого учета, считается объектом недвижимости, учтенным в соответствии с законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, доводы подателя жалобы о правомерности отказа в государственной регистрации спорного объекта недвижимости на основании пункта 1.2. статьи 20 федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует отклонить.
На основании изложенного, оценив с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями вышеназванных норм права, установив, что представлен полный пакет документов в регистрирующий орган, суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о том, что спорный отказ регистрирующего органа не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают своё несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых лицами, участвующими в деле, и сделаны правильные выводы по делу.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции принято без каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, основания для отмены отсутствуют, доводы апелляционной жалобы отклонены.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра по Омской области освобождено от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-5057/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5057/2014
Истец: ОАО "АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ "ОМСКАГРЕГАТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области