г. Москва |
|
22 сентября 2014 г. |
Дело N А41-28815/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,,
при участии в заседании:
от Мягченкова Д.А. - Анисимов Д.Б., доверенность от 05.06.2014,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области - Лукьяненко Е.О., доверенность от 10.09.2014 N 03-11/0392,
от ООО "ДМС-СТРОЙ", Дрожжина П.В. - не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мягченкова Дениса Александровича на решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2014 по делу N А41-28815/14, принятое судьей Мильковым М.А., по заявлению Мягченкова Дениса Александровича к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области, при участии в деле в качестве заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью "ДМС-СТРОЙ", Дрожжина Павла Валерьевича, о признании недействительной записи в едином государственном реестре юридических лиц от 15.08.2013 об исключении из единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью "ДМС-СТРОЙ",
УСТАНОВИЛ:
Мягченков Денис Александрович (далее - заявитель, Мягченков Д.А.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области, о признании недействительной записи в едином государственном реестре юридических лиц от 15.08.2013 об исключении из единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью "ДМС-СТРОЙ".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены гражданин Российской Федерации Дрожжин Павел Валерьевич (далее - Дрожжин П.В.), Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области (далее - ИФНС ро г. Красногорску Московской области, налоговый орган, инспекция), общество с ограниченной ответственностью "ДМС-СТРОЙ" (далее - ООО "ДМС-СТРОЙ", общество).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители ООО "ДМС-СТРОЙ", Дрожжина П.В., в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представитель налогового органа против доводов Мягченкова Д.А. возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы заявителя.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
05.04.2013 Налоговым органом было принято решение N 816 о предстоящем исключении ООО "ДМС-СТРОЙ" из ЕГРЮЛ.
В журнале "Вестник государственной регистрации" N 14 (423) от 10.04.2013 опубликованы сведения о принятом решении о предстоящем исключении кооператива из ЕГРЮЛ.
15 августа 2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись (ГРН 2135024060334) о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Полагая, что указанная запись внесена налоговым органом не правомерно, поскольку в настоящее время ООО "ДМС-СТРОЙ" является действующей организацией, имеющей печать, открытый расчетный счет, по которому в 2014 году осуществляются операции, допуск СРО на производство работ, общество зарегистрировано на электронной площадке госзакупок и торгов "Сбербанк-АСТ", заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что сдал в налоговый орган всю необходимую бухгалтерскую и налоговую отчетность за все налоговые и отчетные периоды с момента государственной регистрации по 1 квартал 2014 года включительно.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что процедура исключения ООО "ДМС-СТРОЙ" была проведена в соответствии с действующим законодательством.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), а также Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о государственной регистрации и пункту 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании документов, предусмотренных Правилами.
Как следует из материалов дела, 05.04.2013 налоговым органом было принято решение N 816 о предстоящем исключении ООО "ДМС-СТРОЙ" из ЕГРЮЛ.
Исходя из положений пункта 5 Правил непосредственными основаниями для принятия регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются: документ налогового органа, подтверждающий непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации; документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации установлено, что заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого дарственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Из материалов дела усматривается, что в журнале "Вестник государственной регистрации" N 14 (423) от 10.04.2013 опубликованы сведения о принятом решении о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ.
15.08.2013 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись (ГРН 2135024060334) о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Следовательно, наличие двух вышеназванных условий может являться основаниями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Однако наличие этих условий само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств.
Как следует из материалов дела, послужившими для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ основаниями являлись непредставление налоговой отчетности в течение 12 месяцев. Заявителем данное обстоятельство не оспаривается, действия налогового органа по исключению записи из ЕГРЮЛ не обжалуются.
Непредставление юридическим лицом налоговой отчетности в течение 12 месяцев может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, однако не всегда может быть признано правомерной причиной для исключения этого юридического лица из ЕГРЮЛ.
При этом судом учитывается отраженная в постановлении от 06.12.2011 N 26-П правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из ЕГРЮЛ взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Закона о государственной регистрации устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Соответственно, оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или не проведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей.
Довод заявителя о том, что ООО "ДМС-СТРОЙ" является действующей организацией, имеющей печать, открытый расчетный счет, по которому в 2014 году осуществляются операции, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае, как следует из материалов дела, согласно реестру деклараций юридического лица, последняя отчетность ООО "ДМС-СТРОЙ" до исключения общества из ЕГРЮЛ представлена 09.12.2011 - за 9 месяцев 2011 года с нулевыми показателями.
Кроме того, общество только в 2014 году представило налоговые декларации за 2011, 2012, 2013 года, что подтверждается почтовыми описями и квитанциями.
Расчетный счет в ОАО "Сбербанк России" был открыт по истечении полугода после исключения общества из ЕГРЮЛ.
Довод апелляционной жалобы о том, что инспекцией нарушен срок публикация решения о предстоящем исключении ООО "ДМС-СТРОЙ" из ЕГРЮЛ, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Закона N 83-ФЗ, направленных Письмом ФНС РФ от 09.08.2005 N ЧД-6-09/668@ (ред. от 24.09.2p07) "О реализации регистрирующими (налоговыми) органами положений Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации", для соблюдения трехдневною срока публикации решений о предстоящей ликвидации регистрирующий (налоговый) орган не позднее 12 часов пятницы направляет сведения о решении о предстоящей ликвидации в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации". Указанные сведения публикуются в номере журнала "Вестник государственной регистрации", выходящем в среду следующей недели.
Решение инспекции о предстоящем исключении ООО "ДМС-СТРОЙ" за номером 816 было принято 05.04.2013 - пятница - и направлено в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации". В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 ФЗ N 129 данные сведения и течении трех дней были опубликованы в специальном органе печати - журнале "Вестник государственной регистрации", а именно 10.04.2013 - среда.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемое решение об исключении общества из ЕГРЮЛ соответствует требованиям Закона о государственной регистрации.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2014 по делу N А41-28815/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28815/2014
Истец: Мягченков Д. А.
Ответчик: ИФНС по городу Красногорску Московской области
Третье лицо: Дрожжин П. А., Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области, ООО "ДМС-Строй"