г. Пермь |
|
23 сентября 2014 г. |
Дело N А50-8058/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макаров Т. В.
судей Виноградовой Л.Ф., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Научно-производственное предприятие "Центр геодезии и картографии": Зильберминц С.А., доверенность от 09.06.2014, паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Научно-производственное предприятие "Центр геодезии и картографии"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 июля 2014 года
по делу N А50-8058/2014,
принятое судьей Вихниной М.А.,
по заявлению ООО "Научно-производственное предприятие "Центр геодезии и картографии" (614000, г.Пермь, ул.Монастырская, д.27; ОГРН 1075902008236, ИНН 5902839058)
о признании незаконными действий
Департамента земельных отношений Администрации г.Перми (614000, г.Пермь, ул.Сибирская, д.15, ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379)
по отказу в выдаче заявителю акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, возложении обязанности выдать заявителю акт о выборе земельного участка,
заинтересованное лицо: Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми (614000, г.Пермь, ул.Сибирская, 15)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Центр геодезии и картографии" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ДЗО) по отказу в выдаче заявителю акта о выборе земельного участка примерной площадью 2161 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта - здания общественной бани на земельном участке восточнее дома 10 по ул.Янаульской Орджоникидзевского района города Перми, выраженные в письме N И-21-01-09-3540 от 04.03.2014 незаконными; возложении на ДЗО обязанности выдать заявителю акт о выборе земельного участка примерной площадью 2161 кв.м. и предварительно согласовать место размещения объекта - здания общественной бани на земельном участке восточнее дома 10 по ул.Янаульской Орджоникидзевского района города Перми.
Определением суда от 07.05.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми (далее - ДГА).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.06.2014 в удовлетворении заявления отказано.
ООО Научно-производственное предприятие "Центр геодезии и картографии" не согласилось с принятым судебным актом, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, принять по делу судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя, суд первой инстанции суд необоснованно поддержал позицию Департамента земельных отношений, опирающуюся на редакцию решения Пермской городской думы относительно предоставления земельного участка без проведения торгов, которая не действовала на момент подачи, заявки. Тем самым суд, по мнению заявителя, при разрешении спора применил закон, не подлежащий применению.
В заседании апелляционного суда представитель заявителя Зильберминц С.А. придерживался доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Представитель Департамента земельных отношений Администрации г.Перми, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Департамент поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд оснований для отмены (изменения) решения не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.01.2014 ООО Научно-производственное предприятие "Центр геодезии и картографии" обратилось к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта с назначением: строительство здание общественной бани по адресу: г.Пермь, Орджоникидзевский район, восточнее дома 10 по ул.Яульской, площадью 2161 кв.м, с его предоставлением на праве аренды (л.д. 12).
Письмом от 04.03.2014 N И-21-01-09-3540 Департамент земельных отношений администрации г.Перми уведомил заявителя о том, что принято решение об отказе в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании месте размещения объекта, так как в поступили заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми и администрации Орджоникидзевского района с выводами о невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке по причинам, отраженным в заключения названных органов.
Данные заключения основаны на том, что предварительное согласование размещения объекта невозможно в связи с тем, что размещение объекта строительства не предусмотрено п.4.2 решения Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Не согласившись с основаниями отказа, заявитель обратился в арбитражный суд вышеназванными требованиями.
Частью 1 ст.198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п.5 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.6 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Постановлением администрации г.Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия департамента земельных отношений с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: Управления по экологии и природопользованию администрации г.Перми, Департамента планирования и развития территории г.Перми, Управления внешнего благоустройства администрации г.Перми, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
Порядок предоставления земельных участков для строительства и иных целей на территории г.Перми определен Положением, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Согласно п.1.2 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (п. 1.2 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ).
Способ определения земельных участков предоставляемых на торгах законодательством не определен.
Из норм, содержащихся в п.3.1 Положения N 315 (в ред. Решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11, действующей на момент принятия оспариваемого решения) следует, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется на территории г.Перми исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), кроме случаев: предоставления земельных участков для строительства сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и других), предназначенных для присоединения объекта (здания, строения, сооружения, реконструируемого объекта, объекта незавершенного строительства) к системам тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и другим, предоставления земельных участков для строительства объектов благоустройства: внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, предоставления земельных участков для строительства подъездов к автомобильным дорогам общего пользования, съездов с автомобильных дорог общего пользования, предоставления земельных участков для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения религиозным организациям, предоставления земельных участков для строительства линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры при наличии принятого органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории и подготовленного на его основании технического задания на разработку документации по планировке территории, предоставления земельных участков для строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, предоставления земельных участков для строительства производственных объектов коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в одной из отраслей промышленности, в границах производственно-коммунальных зон.
В силу п.4.1 указанного положения предоставление земельных участков без проведения торгов осуществляется для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в случаях, установленных федеральным законодательством (в ред. решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11).
Из системного толкования приведенных норм следует, что муниципальным образованием избран следующий способ определения случаев представления земельных участков на торгах: путем прямо оговоренных случаев (исключений), когда земельные участки предоставляются без проведения торгов путем выдачи акта выбора.
На момент принятия оспариваемого решения такого основания как возможность предоставления земельных участков без торгов под объекты социально-культурного назначения в п.3.1 Положения N 315 не было оговорено.
Решение Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11 опубликовано в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" N 7 от 07.02.2014.
Согласно п.2, 3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В силу п.4 ст.9 Устава города Перми нормативные правовые акты, а также иные муниципальные правовые акты, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, подлежат обязательному официальному опубликованию не позднее десяти дней со дня подписания, если законодательством не установлен иной срок, и вступают в силу только после такого опубликования (п. 4 в ред. решения Пермской городской Думы от 27.08.2013 N 166).
Особый порядок вступления в силу в решении Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11 не установлен, в таком случае изменения в Положение N 315 вступили в силу с момента их опубликования. Поэтому нормы, содержащиеся в Положении N 315 (в редакции решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11), в силу п.2 ст.4 ГК РФ были обязательны для применения Департаментом земельных отношений администрации г.Перми при принятии в установленный нормативными актами срок решения по вопросу о выдаче заявителю акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке.
С учетом приведенных выводов, заслуживающие внимание возражения заявителя о том, что цели строительства - баня - соответствуют видам разрешенного использования зоны Ц-2 согласно Правилам землепользования
и застройки г.Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, а также то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок относится к свободным городским землям (п. 17 экспликации к Проекту планировки и проекту межевания территории Орджоникидзевского района города Перми, утвержденного постановлением Администрации города Перми от 07.07.2011 N 342), не могут быть признаны достаточным основанием для признания оспариваемого акта несоответствующим положениям ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также подлежащие применению нормы материального права, определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального или процессуального права, которые согласно ст.270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению решения, апелляционным судом не установлено.
С учётом изложенного выше, решение суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 июля 2014 года по делу N А50-8058/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.В.Макаров |
Судьи |
Л.Ф.Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8058/2014
Истец: ООО "Научно-производственное предприятие "Центр геодезии и картографии"
Ответчик: Департамент земельных отношений Администрации г. Перми
Третье лицо: Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми