г. Самара |
|
22 сентября 2014 г. |
Дело N А55-12714/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 17 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 сентября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Государственной инспекции труда в Самарской области - представитель не явился, извещена,
от конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Рейд-1" Коробкова Дмитрия Владимировича - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2014 по делу NА55-12714/2014 (судья Степанова И.К.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Рейд-1" Коробкова Дмитрия Владимировича, г.Самара, к Государственной инспекции труда в Самарской области, г.Самара,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий ЗАО "Рейд-1" Коробков Дмитрий Владимирович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции труда в Самарской области (далее - ответчик) от 26.05.2014 N 361/2014/4/2.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2014 признано незаконным и отменено постановление Государственной инспекции труда в Самарской области от 26.05.2014 N 361/2014/4/2.
Не согласившись с выводами суда, административный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что, допустив невыплату заработной платы (в части текущих платежей), Коробков Д.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, что и послужило основанием для вынесения инспекцией в отношении конкурсного управляющего оспариваемого постановления о назначении административного наказания.
Принятое судом решение об удовлетворении жалобы конкурсного управляющего Коробкова Д.В. на постановление инспекции от 26.05.2014 N 361/2014/4/2 противоречит нормам материального трудового (в части ответственности конкурсного управляющего за соблюдение трудового законодательства (норм об оплате труда)) и административного (наличия состава административного правонарушения в действиях конкурсного управляющего Коробкова Д.В.) права, а также административного процессуального (в части определения подведомственности дела Гострудинспекции) и арбитражного процессуального (в части мотивировки решения, соответствия мотивировочной части решения его резолютивной части).
В суд апелляционной инстанции от административного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
26 мая 2014 года в инспекцию поступила информация из Самарастата о наличии у ЗАО "Рейд-1" по состоянию на 01 апреля 2014 года задолженности по заработной плате в размере 40 млн. 672 тыс. руб., по состоянию на 01 мая 2014 года - 40 млн. 976 руб. В указанную задолженность включены: заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.
Постановлением от 26.05.2014 по делу N 361/2014/4/2 об административном правонарушении конкурсный управляющий привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в размере 5 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.05.2013 года по делу N А55- 31457/2011 ЗАО "Рейд-1" признано несостоятельным (банкротом) в отношении должника введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим утвержден Коробков Дмитрий Владимирович.
Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Заявитель, полагая, что не может быть привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, поскольку несвоевременная выплата заработной платы конкурсным управляющим в процессе конкурсного производства непосредственно не обусловлена нарушением трудовых отношений, так как конкурсный управляющий при осуществлении своей деятельности действует в пределах специальных полномочий, определенных Законом о банкротстве, а не ТК РФ, и возникшие правоотношения в данном случае регулируются нормами законодательства о банкротстве, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 17.01.2006 N 11838/05 по делу N А74-743/2005 указал, что дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего предприятием, признанным банкротом, подведомственны арбитражному суду, поскольку его действия, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, связаны с исполнением им полномочий арбитражного управляющего и регулируются Законом о банкротстве.
Следовательно, арбитражным судом первой инстанции обоснованно принято к своему производству данное дело.
На основании статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложено осуществление полномочий руководителя должника и иных органов управления должника в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены этим Законом.
Конкурсный управляющий при осуществлении своей деятельности действует в пределах специальных полномочий, определенных Законом о банкротстве, а не ТК РФ.
ВАС РФ в Определении от 06.10.2008 N 12137/08 отметил, что несвоевременная выплата заработной платы конкурсным управляющим в процессе конкурсного производства непосредственно не обусловлена нарушением трудовых отношений. По смыслу названных законоположений конкурсный управляющий не является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 5.27 КоАП РФ, поскольку отношения между работниками предприятия и конкурсным управляющим связаны с исполнением полномочий последним и регулируются нормами законодательства о банкротстве. В данном случае работники предприятия являются кредиторами должника.
При этом ВАС РФ сослался также на то, что указанный вывод подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 11838/05, в котором суд удовлетворил заявление конкурсного управляющего о неправомерности привлечения его к ответственности, предусмотренной статьей 5.27 КоАП РФ, поскольку отношения между работниками предприятия и конкурсным управляющим в период конкурсного производства связаны с исполнением полномочий конкурсного управляющего и регулируются нормами не трудового законодательства, а законодательства о банкротстве.
Согласно частям 1.2, 3, 4 статьи 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц.
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
Конкурсный управляющий не может быть привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, поскольку несвоевременная выплата заработной платы конкурсным управляющим в процессе конкурсного производства непосредственно не обусловлена нарушением трудовых отношений, так как конкурсный управляющий при осуществлении своей деятельности действует в пределах специальных полномочий, определенных Законом о банкротстве, а не ТК РФ, и возникшие правоотношения в данном случае регулируются нормами законодательства о банкротстве.
Тогда как частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ установлена ответственность исключительно за нарушение законодательства о труде.
С учетом изложенного, конкурсный управляющий Коробков Д.В. по настоящему делу не может рассматриваться как субъект ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Пленум ВАС РФ в пункте 9 своего Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебном практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения или оспариваемое постановление принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2014 по делу N А55-12714/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12714/2014
Истец: Конкурсный управляющий ЗАО "Рейд-1" Коробков Дмитрий Владимирович
Ответчик: Государственная инспекция труда в Самарской области