г. Санкт-Петербург |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А56-9559/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Жиляевой Е.В., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Мальцева О.С. (доверенность от 16.05.2014 г.), Быкачев В.В. (доверенность от 16.05.2014 г.)
от ответчика (должника): Карамышева Т.В. (доверенность от 18.08.2014 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17964/2014) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2014 г. по делу N А56-9559/2014 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по иску (заявлению) ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконными действий,
установил:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент), выразившихся в отказе в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010, 2011, 2012 годы в размере 1 306 546 руб., и обязании ответчика возвратить излишне внесенные платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2010, 2011, 2012 годы в размере 1 306 546 руб. 00 коп.
Решением от 02.06.2014 г. признаны незаконными действия Департамента, выразившиеся в отказе письмом от 27.11.2013 N 04-28/11060 Банку России в принятии корректировочных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду; Департамент обязан возвратить Банку России излишне внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 907 950 руб. 00 коп.; в остальной части заявления отказано в связи с применением судом на основании заявления ответчика срока исковой давности, пропущенного истцом по требованию о возврате платежей за 2010 года.
Удовлетворяя заявление в пределах срока исковой давности, суд исходил из того, что Банк не осуществляет деятельность, связанную с размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в связи с чем плата за размещение отходов в составе платежей за негативное воздействие на окружающую среду Банком не должна была производиться.
В апелляционной жалобе, поданной Департаментом, ответчик просит решение отменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку Банк производит накопление отходов соответствующих классов опасности, то происходит негативное воздействие на окружающую среду, подлежащее оплате.
Банк в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонил, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Департамента апелляционную жалобу поддержала, доводы жалобы подтвердила, представители Банка возражали против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Банк обратился в Департамент с заявлением о принятии корректирующих расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части платы за размещение отходов производства и потребления) за 2010, 2011, 2012 годы (письмо от 01.04.2013 N 13-1-5/2739).
Письмом от 21.05.2013 N 2-108/4021 Банк заявил Департаменту о возврате излишне внесенных платежей за негативное воздействие на окружающую среду (в части платы за размещение отходов производства и потребления) за 2010, 2011, 2012 годы в размере 1 306 546 руб. 00 коп., с приложением к письму расчета начислений и платежей, произведенных в указанный период.
Департамент в письме от 05.07.2013 N 03-19/5780 сообщил, что корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду не рассмотрены.
В письме от 27.11.2013 N 04-28/11060 Департамент сообщил о непринятии корректировочных расчетов платы к учету и излишне уплаченные платежи за негативное воздействие на окружающую среду заявителю возвращены не были.
Считая действия Департамента по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010, 2011, 2012 годы в размере 1306546 руб. 00 коп. незаконными, Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление в пределах срока исковой давности, суд исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 7-ФЗнегативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В пункте 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Из указанных нормативных правовых актов следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Как установлено судом в решении и не оспаривается подателем жалобы, процессе осуществления деятельности Банка по месту нахождения структурных подразделений: Главного управления (Санкт-Петербург, Шафировский пр., д. 4) и пансионата с лечением "Зеленый бор", Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ленинградской области (Ленинградская область, Лужский район, и/о Городок), а также структурных подразделений Главного управления: РКЦ Выборг (Ленинградская область, г. Выборг, ул. Маяковского, д. 8), РКЦ Лодейное поле (Ленинградская область, г. Лодейное Поле, пр. Ленина, д. 16), РКЦ Гатчина (Ленинградская область, г. Гатчина пр. 25-го Октября, д. 12), образуются отходы IV и V класса опасности.
Указанные отходы Банк накапливает, то есть осуществляет временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках).
Для последующего размещения, использования или обезвреживания указанные отходы передаются специализированным организациям в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по вывозу отходов и их размещению: с ООО "Автопарк N 6 "Спецтранс" заключен договор N 4/2-08 от 30.09.2008, с ООО "Автопарк N 6 "Спецтранс" и ООО "Полигон ТБО" заключен договор N 4-2/1 от 08.10.2012, с ООО "АВТО-БЕРКУТ" заключен договор N 163 от 01.04.2010, с МУП "Комбинат благоустройства" МО Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области" заключен договор N 56 от 01.03.2010, с МУП "Спецавтобаза" заключен договор N 575 от 16.07.2004, с ООО "Спецтранс" заключен договор N 15 от 16.11.2004.
Банк не имеет на балансе специализированных объектов размещения отходов, не имеет лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов и не осуществляет деятельности по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Банком внесена плата за негативное воздействие поквартально за 2010, 2011, 2012 годы по 5 объектам: Главное управление, пансионат, РКЦ Выборг, РКЦ Лодейное поле, РКЦ Гатчина.
Факт перечисления в бюджет платы за негативное воздействие в части размещения отходов подтверждается представленными в дело платежными поручениями и не оспаривается ответчико.
В отношении части платы по объекту РКЦ Выборг за 1 и 2 кварталы 2010 года суд первой инстанции принял во внимание, что причитающаяся к уплате сумма зачтена в счет переплаты прошлых отчетных периодов на основании письма МТУ Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу от 21.02.2007 N 18-1/1869.
По результатам корректирующих расчетов у Банка образовалась переплата за отчетные периоды 2010 - 2012 годы в общей сумме 1306546 руб. 00 коп. в том числе: за 2010 год - 398596 руб. 00 коп.; за 2011 год - 438408 руб. 00 коп.; за 2012 год - 469542 руб. 00 коп.
Учитывая то, что в деятельности Банка образуются отходы производства и потребления, при этом последений не получает отходов от других организаций, не использует (не утилизирует), не обезвреживает отходы, а передает их другим организациям для размещения, в корректирующих расчетах в Разделе 4 были заполнены столбцы 9, 14 и 15 следующим образом:
- в столбце 9 указана фактическая масса образованных отходов за отчетный период;
- в столбце 14 указана масса отходов, которые были переданы для размещения сторонним организациям, показатель равен показателю в столбце 9;
- в столбце 15 указан соответственно нулевой показатель.
Таким образом, корректирующие расчеты составлены с учетом того, что Банк не осуществляет размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, на что обоснованно указал суд в решении.
Как правильно указал суд в решении, поскольку Банк не производил размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Законом N 89-ФЗ, плата за размещение отходов в составе платежа за негативное воздействие на окружающую среду Банком не должна была производится.
При таких обстоятельствах действия Департамента, выразившиеся в отказе письмом от 27.11.2013 N 04-28/11060 Банку в принятии корректировочных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, являются незаконными, в связи с чем суд правомерно удовлетворил заявление в пределах срока исковой давности.
В ходе судебного разбирательства Департамент заявил о пропуске Банком срока исковой давности в отношении требования о возврате платежей за 2010 год, поэтому судом на основании положений ст. 199 ГК РФ отказано в удовлетворении заявления в данной части.
Оснований для переоценки выводов суда, изложенных в решении, апелляционный суд не установил.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, определяющих деятельность, связанную с размещением отходов, в связи с чем не могут быть приняты во внимание апелляционного суда.
Судом полно и всесторонне исследованы и оценены все представленные доказательства, на основании которых установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом при рассмотрении дела и разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2014 г. по делу N А56-9559/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9559/2014
Истец: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, Россия, 107078, Москва, ул.Каланчевская(почтовый адрес), 6 стр.3