г. Санкт-Петербург |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А56-4098/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кривоносовой О.Г.
при участии:
от заявителя: до перерыва в судебном заседании Щеголева Н.В. по доверенности от 12.09.2013, после перерыва в судебном заседании - Лебедев О.С. по доверенности от 01.10.2013 N 221-3926;
от заинтересованного лица: Сосновская Н.В. по доверенности от 04.09.2013 N 01-19/8088 -до и после перерыва в судебном заседании;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16486/2014) Закрытого акционерного общества"Интернешнл Пейпер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2014 по делу N А56-4098/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по иску (заявлению) Закрытого акционерного общества"Интернешнл Пейпер"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
3-е лицо: Невско-Ладожское бассейновое водное управление,
об оспаривании предписания
установил:
Закрытое акционерное общество "Интернешнл Пейпер" (ОГРН 1024700880324, адрес: 188992, Ленинградская область, Выборгский р-н, г. Светогорск, ул. Заводская,17 далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1099847008546, адрес: 191104, Санкт-Петербург, Литейный просп., 39, далее - Департамент) от 30.10.2013 N ПВ-77/14-2 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Определением суда от 19.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Невско-Ладожское бассейновое водное управление (далее -Управление).
Решением суда от 20.06.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает ошибочными выводы суда о том, что показатель "БПК биохимической потребности в кислороде)-полное" является загрязняющим веществом. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, которым утверждены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, включая сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, не содержит сведений об отнесении "БПК-полное" к загрязняющим веществам.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Департамента возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя третьего лица.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь водопользователем, ежеквартально осуществляет расчеты и вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по каждому из 6 выпусков сточных вод (2 выпуска - в р. Вуокса, 4 - в р. Унтерниска).
На основании распоряжения от 28.08.2013 N ПВ-77/13-14-16 Департаментом в отношении Общества проведена плановая выездная проверка. По результатам проверки Обществу выдано предписание от 30.10.2013 N ПВ-77/14-2 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований путем представления в Департамент корректирующего расчета платы по показателю "БПК-полный" по выпускам NN1-6 за период 2012 - 2013 год в срок до 31.12.2013.
Не согласившись с означенным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, признал предписание соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, регулирующим исчисление размера платы за сброс загрязняющих веществ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок N 632).
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, в том числе: сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения. Пунктом 2 Порядка N 632 установлены два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
В силу пункта 2 Порядка N 632, базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Согласно пункту 6 Порядка N 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка N632.
Как следует из материалов дела, согласно письму Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по Северо-Западному федеральному округу (далее - МТУ Ростехнадзора по СЗФО) от 19.02.2009 N 17-1/2041 (на N 141-3321 от 19.12.2008), МТУ Ростехнадзора по СЗФО согласовало представленный Обществом "Проект нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами ЗАО "Интернешнл Пейпер" на 2009-2013 год", разработанный ЗАО "ХГИ ПС" для 6 выпусков ЗАО "Интернешнл Пейпер" сроком до 01.01.2014.
В проекте НДС загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами ЗАО "Интернешнл Пейпер" на 2009-2013 год указан показатель вещества "БПК - полный" в каждом из шести выпусков Общества. При допустимой концентрации 3,00 мг/дм3 норматив допустимого сброса по выпуску N 1 - 46,8868 тонн/год; по выпуску N 2 - 6,6440 тонн/год; по выпуску N 3 - 7,0802 тонн/год; по выпуску N 4 - допустимая концентрация 5,70 мг/дм3 с нормативом допустимого сброса - 391,1518 тонн/год; по выпуску N 5 - при допустимой концентрации 3,00 мг/дм3 норматив допустимого сброса 13,2127 тонн/год; по выпуску N 6 - 0,2487 тонн/год.
Согласно письму Невско-Ладожского бассейнового водного управления N Р6-27-1798 от 08.04.2014 в Приложениях к Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР РФ) от 17.12.2007 N 333, приведен образец бланка, в котором пунктом 6.1 указывается утвержденный норматив допустимого сброса веществ водный объект. В случае, если проектом предусматривается нормирование показателей БПК и ХПК, они должны быть внесены в эту таблицу.
06.05.2009 Северо-Западным управлением Ростехнадзора Обществу выдано разрешение N 17-0208-С-09/14 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, поскольку Обществом не установлен норматив показателя загрязняющего вещества "БПК полный", в перечне занормированных показателей выданного Обществу разрешения от 06.05.2009 N 1 7-0208-С-09/14 по всем выпускам показатель "БПК-полный" отсутствует.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 утверждены "Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344).
Проанализировав Постановление N 344, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, для "БПК-полное" установлены соответствующие нормативы платы как за загрязняющее вещество.
Вместе с тем, "БПК - полное" и "ХПК" не указано в перечне загрязняющих веществ, приведенных в Постановлении N 344.
Напротив, "БПК - полное" указано в примечании к списку загрязняющих веществ в качестве показателя, по которому оцениваются загрязняющие вещества, а именно, по биохимической потребности в кислороде (БПК - полное).
Таким образом, Постановлением N 344 устанавливает норматив платы за показатель "БПК - полное", но не определяет его при этом в качестве загрязняющего вещества.
В соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР РФ от 17.12.2007 N 333, согласно которому утвержден новый порядок изложения разрешенного количества сбрасываемых в сточных водах загрязняющих веществ, указание БПК и ХПК должно производиться в таблице N 7, то есть в качестве свойств сточных вод, которые не подлежат нормированию в порядке, предусмотренном для загрязняющих веществ (указывается в таблице N 6). Таким образом, показатель "БПК -полное" наряду с показателями ХПК, рН, окраска, запахи, плавающие примеси, растворённый кислород и другими является свойством сточной воды, а не загрязняющим веществом.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае у Департамента отсутствовали основания для признания Общества нарушившим положения пункта 5 Порядка N 652, выдачи предписания и обязания Общества представить корректирующий расчет платы по показателю "БПК-полный" по выпускам NN1-6 за период 2012 - 2013 год в срок до 31.12.2013.
Таким образом, решение суда от 30.05.2014 подлежит отмене с вынесением решения об удовлетворении требований Общества.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2014 по делу N А56-4098/2014 отменить.
Признать недействительным предписание Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 30.10.2013 N ПВ-77/14-2.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4098/2014
Истец: ЗАО "Интернешнл Пейпер"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Третье лицо: Невско-Ладожское бассейновое водное управление