г. Пермь |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А60-13480/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.
судей Гладких Д.Ю., Яринского С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леконцевым Я.Ю.
лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -
Российской Федерации в лице Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и стихийных бедствий по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 июля 2014 года по делу N А60-13480/2014,
принятое судьёй Ериным А.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплопередача" (ОГРН 1076639000063, ИНН 6639015611)
к Российской Федерации в лице Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и стихийных бедствий по Свердловской области (ОГРН 1046604426890, ИНН 6672176609), федеральному государственному казенному учреждению "59 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" (ОГРН 1026601984001, ИНН 6639002429)
о взыскании задолженности по государственному контракту на энергоснабжение,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теплопередача" (далее - ООО "Теплопередача", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "59 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании 1 663 710 руб. 98 коп. задолженности за поставленные в период с ноября 2013 по февраль 2014 года энергоресурсы по государственным контрактам N 3370 от 01.01.2013 и от 31.12.2013 (л.д. 5-7).
При недостаточности денежных средств у Учреждения просил взыскать данные денежные средства в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и стихийных бедствий (МЧС России).
Исковые требования обоснованы статьями 120, 309, 310, 399, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В определении от 14.05.2014 (л.д. 66-68) судом уточнено, что субсидиарным ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и стихийных бедствий по Свердловской области (далее - Управление, субсидиарный ответчик), поскольку оно является получателем бюджетных средств.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом принято от истца уменьшение размера иска до 1 313 137 руб. 41 коп., с учетом частичной оплаты долга Учреждением после подачи иска истцом и принятия его судом к производству (л.д. 73-81).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 июля 2014 года исковые требования удовлетворены (л.д. 83-86).
Управление с решением суда от 03.07.2014 не согласилось по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Субсидиарный ответчик полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, при принятии решения по делу судом не приняты во внимание и не исследованы в полном объеме обстоятельства, связанные с установлением действительных объемов тепловой энергии и ГВС, поставленных истцом ответчику, не установлен соразмерный долг ответчика перед истцом, Управление ошибочно привлечено в качестве субсидиарного ответчика по настоящему делу. Считает, что решение принято судом с нарушением норм процессуального и материального права, не является законным и обоснованным, подлежит отмене.
Считает, что суд необоснованно принял признание иска от ответчика, поскольку оно прямо затрагивает и нарушает права и интересы субсидиарного ответчика, которым иск признан не был. В жалобе Управление указывает, что с объемом поставленных ответчику ресурсов, стоимость которых была предъявлена ко взысканию истцом, не согласен, считает, что оплате подлежат объемы ресурсов в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. По мнению Управления, истцом объемы и стоимость поставленных ресурсов по госконтрактам не доказаны. Указывает, что не является главным распорядителем бюджетных средств, к субсидиарной ответственности следовало привлечь непосредственно МЧС России.
Учреждение в отзыве на жалобу, ее доводы поддержало, просит решение отменить, жалобу удовлетворить.
От Управления и Учреждения поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции рассмотрены и удовлетворены в соответствие со ст. 156 АПК РФ.
Истец с доводами жалобы не согласился по мотивам, изложенным в письменном отзыве на нее, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Указывает, что объемы поставленных ресурсов в спорный период ответчиком оспорены не были, исковые требования истца признаны им в суде первой инстанции. Российская Федерация правомерно привлечена к участию в деле в лице Управления, как распорядителя соответствующих бюджетных средств, выделенных Учреждению. При этом истец указал, что первоначально в качестве субсидиарного ответчика была заявлена РФ в лице МЧС России, однако с учетом отзыва субсидиарного ответчика надлежащим субсидиарным ответчиком была признана РФ в лице Управления.
Стороны в судебное заседание не явились, апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, во исполнение заключенных между ООО "Теплопередача" (теплоснабжающая организация - ТСО, исполнитель) и Учреждением (абонент, потребитель, заказчик) государственных контрактов N 3370 от 01.01.2013 и от 31.12.2013, истец в период с ноября 2013 по февраль 2014 года поставил на объекты ответчика теплоэнергоресурсы, предъявив к оплате и направив в его адрес соответствующие счета-фактуры на общую сумму 1 955 104 руб. 75 коп. и Акты оказанных услуг, которые ответчиком не подписаны без указания причин их неподписания (л.д. 10-36).
Поскольку поставленные ресурсы были оплачены ответчиком частично, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании стоимости неоплаченного объема, с учетом частичной оплаты ответчиком долга до и после подачи истцом иска и принятия его судом к производству, размер требований составил 1 313 137 руб. 41 коп.
В судебном заседании от 03.07.2014 исковые требования истца были признаны ответчиком в полном объеме, о чем свидетельствует подпись его представителя в протоколе судебного заседания от 03.07.2014.
Поскольку требования истца были признаны ответчиком (ч. 3 ст. 49, ч. 3 ст. 70 АПК РФ), объем поставленных ресурсов и размер задолженности подтвержден истцом документально, судом первой инстанции заявленные истцом требования к ответчику удовлетворены. Судом указано в случае недостаточности денежных средств у Учреждения взыскание произвести в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Управления за счет соответствующей казны, привлеченного к участию в деле.
Управление, считая, что принятым судом от ответчика признанием иска затронуты его права и обязанности, оспаривая объемы поставленных ресурсов ответчику и их стоимость, указав, что оно привлечено к участию в деле неправомерно, обратилось в суд с апелляционной жалобой.
Изучив материалы и обстоятельства дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для отмены либо изменения решения суда не усматривает. Апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит, в связи со следующим.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ). В силу статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Поскольку, Учреждение обязательство по оплате поставленных ему истцом в спорный период по госконтрактам N 3370 от 01.01.2013 и от 31.12.2013 в полном объеме не исполнило, доказательств оплаты задолженности на сумму 1 313 137 руб. 41 коп. не представило, заявленные истцом требования признало в полном объеме в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает, что требования истца были правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В силу ч. 3 ст. 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
В соответствии с ч. 3, 3.1 ст. 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств. Факт признания сторонами обстоятельств заносится арбитражным судом в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон. Признание, изложенное в письменной форме, приобщается к материалам дела. Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Ответчик по существу требования истца признал, объемы поставленных ему ресурсов не оспорил, доказательств поставки ресурсов в ином объеме не представил, задолженность была признана им также в Актах сверки с истцом за период с 01.11.2013 по 31.12.2013 и с 01.01.2014 по 28.02.2014 (л.д. 77).
Нарушений норм АПК РФ при принятии от ответчика признания иска в соответствии с ч. 3 ст. 49, ч. 3 ст. 70 АПК РФ судом не допущено, им реализовано соответствующее право, предоставленное ему законом, в связи с чем, доводы Управления, как и Учреждения (отзыв на жалобу), в данной части судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, являются несостоятельными.
Оспаривая сумму долга, Управление указывает на то, что оплате по госконтрактам подлежат только согласованные плановые объемы тепловой энергии в пределах выделенных лимитов бюджетных средств, что противоречит п. 1 ст. 544 ГК РФ, законные основания для освобождения ответчика от оплаты фактически поставленных ему истцом ресурсов, объем которых документально не опровергнут, отсутствуют.
В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являемся федеральным opганом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, вязанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам рекомендовано исходить из того, что согласно пункта 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является Российская Федерация.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами м Бюджетного кодекса Российской Федерации", при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующею публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Согласно пп. 12 пункта 13 Приказа МЧС РФ от 06.08.2004 N 372 Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации является распорядителем средств федерального бюджета в отношении подчиненных федеральных государственных казенных учреждений и осуществляет в установленном порядке утверждение их бюджетных смет.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает, что к участию в деле в качестве субсидиарного ответчика правомерно привлечена Российская Федерации в лице Управления, а в резолютивной части решения судом правомерно указано на взыскание денежных средств в случае их недостаточности у Учреждения в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Управления за счет соответствующей казны.
Доводы Управления об обратном являются несостоятельными, изложенное было указано им самим в отзыве на иск (л.д. 56-60), в связи с чем в определении от 14.05.2014 (л.д. 66-68) судом было уточнено, что субсидиарным ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и стихийных бедствий по Свердловской области, поскольку оно является получателем бюджетных средств, тогда как первоначально в качестве субсидиарного ответчика была указана Российская Федерация в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и стихийных бедствий.
В силу изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы Управления отсутствуют.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 июля 2014 года по делу N А60-13480/2014 является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит (статья 270 АПК РФ).
В силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе освобождено.
На основании изложенного и руководствуясь Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 июля 2014 года по делу N А60-13480/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
Д. Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13480/2014
Истец: ООО "ТЕПЛОПЕРЕДАЧА"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "59 ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"