город Омск |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А75-9313/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5194/2014) открытого акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2014 по делу N А75-9313/2013 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" (ОГРН 1028601496725, ИНН 8610010727) к Октябрьскому отделу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительными предписаний,
заинтересованное лицо: Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
открытое акционерное общество "ТНК-Нягань" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югре с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Октябрьского отдела (далее - заинтересованное лицо, Служба) о признании незаконными действий по выдаче предписаний, а также о признании недействительными предписаний N 07-170/2013 от 16.07.2013; 07-191/2013 от 13.08.2013; 07-211/2013 от 29.08.2013; 07-227/2013 от 12.09.2013.
Определением арбитражного суда от 03.02.2014 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена процессуальная замена ОАО "ТНК-Нягань" на открытое акционерное общество "РН-Няганьнефтегаз" (далее - заявитель, ОАО "РН-Няганьнефтегаз", Общество) в связи с реорганизацией юридического лица (т. 4 л. д. 142).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2014 по делу N А75-9313/2013 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые предписания соответствуют законодательству и не нарушаю прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "РН-Няганьнефтегаз" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что судом первой инстанции необоснованно отклонена ссылка Общества на пункт 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240, поскольку, как указывает податель жалобы, обнаруженное в квартале 161, выделы 23, 28 Няганского урочища Няганского участкового лесничества - ТО Октябрьское лесничество (в районе кустовой площадки N 163 Талинского лицензионного участка ОАО "ТНК-Нягань") загрязнение земельного участка нефтепродуктами было допущено в результате хозяйственной деятельности прошлых лет. Таким образом, как указывает заявитель, работы по ликвидации такого загрязнения земельного участка должны осуществляться в порядке и сроки, устанавливаемые проектами (программами) рекультивации земель.
По мнению подателя жалобы, Службой не доказан факт загрязнения лесного участка горючими веществами, поскольку нефтесодержащая жидкость, обнаруженная при обследовании такого участка, по составу не совпадает с составом нефти и не является горючим веществом, также не является доказанным тот факт, что обнаруженное на участке вещество создает пожароопасную ситуацию.
В письменном отзыве Служба просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Службы поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ОАО "РН-Няганьнефтегаз" и Отдела службы, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не заявивших ходатайств об отложении судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
11.06.2013 на основании распоряжения начальника Октябрьского отдела Службы N 163 от 07.06.2013, государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Колосовым С.Н., проведено рейдовое патрулирование лесных земель на предмет соблюдения природоохранного законодательства.
При проведении обследования на лесном участке в квартале 161, выдел 23, 28 Няганского урочища Няганского участкового лесничества - ТО Октябрьское лесничество (в районе кустовой площадки N 163 Талинского лицензионного участка ОАО "ТНК-Нягань"), выявлен факт загрязнения земель лесного фонда горючим веществом (нефтью). Площадь загрязнения горючими веществами составляет 0,16 га.
По результатам обследования составлен акт рейдового патрулирования от 11.06.2013 N 07-143/2013.
По факту выявленного нарушения в отношении Общества вынесено постановление N 07-104/2013 от 10.07.2013 о привлечении ОАО "ТНК-Нягань" к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Штраф по указанному постановлению обществом уплачен платежным поручением N 485 от 17.10.2013.
17.06.2013 ОАО "ТНК-Нягань" выдано предписание об устранении нарушений пожарной безопасности в лесах N 07-104/2013 (т. 2 л. д. 78), согласно которому Обществу вменялось в обязанность в срок до 28.06.2012 устранить загрязнение горючими веществами (нефтью) участка лесного фонда, произвести сбор горючих веществ до максимально достижимого уровня.
Факт загрязнения участка лесного фонда, указанного в предписании, горючими веществами (нефтепродуктами) подтверждается совокупностью доказательств, представленных в материалы дела заявителем и заинтересованным лицом (акт рейдового патрулирования, вступившее в силу постановление о привлечении к административной ответственности N 07-1042/2013).
По результатам проведенной внеплановой выездной проверки выполнения требований предписания от 17.06.2013 N 07-104/20123 установлено, что предписание в установленные сроки Обществом не исполнено, в связи с чем Обществу были выданы предписания - N 07-170/2013 от 16.07.2013 (Т. 2 л. д. 66); 07-191/2013 от 13.08.2013 (т. 2 л. д. 52); 07-211/2013 от 29.08.2013 (т. 2 л. д. 37); 07-227/2013 от 12.09.2013 (т. 2 л. д. 23). Срок выполнения - до 01.08.2013, до 24.08.2013, до 05.09.2013, до 18.09.2013 соответственно.
ОАО "РН-Няганьнефтегаз" полагая, что предписания N 07-170/2013 от 16.07.2013; 07-191/2013 от 13.08.2013; 07-211/2013 от 29.08.2013; 07-227/2013 от 12.09.2013 не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.
07.04.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования ОАО "РН-Няганьнефтегаз" подлежат удовлетворению только в том случае, если будет установлено несоответствие предписаний закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемые предписания повлекли нарушение прав и законных интересов ОАО "РН-Няганьнефтегаз".
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемыми предписаниями на Общество неоднократно в соответствующие сроки была возложена обязанность освободить от горючих веществ (нефть) территорию Няганского участкового лесничества "Няганского" урочища квартала 161 выдела 23, произвести сбор горючих веществ (нефти) до максимально достижимого уровня на прилегающей территории кустовой площадки N 163 Талинского лицензионного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений (в том числе радиоактивными веществами) от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно пункту 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В силу положений статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 33 Правил при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется:
а) содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии;
б) полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин (при эксплуатации нефтяных и газовых скважин по закрытой системе - в радиусе 25 метров);
в) не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).
Пунктом 34 Правил определены требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, согласно которому полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2-2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Таким образом, в силу указанных правовых норм, ОАО "РН- Няганьнефтегаз", как лицо, имеющее и эксплуатирующее нефтепромысловый объект - нефтесборный коллектор кустовых площадок Талинского лицензионного участка, находящегося на территории лесного массива, обязано соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, в частности, не допускать в период пожароопасного сезона нахождение на данной территории горючих веществ.
С учетом изложенного, Служба обоснованно выдала Обществу в период пожароопасного сезона предписания об освобождении лесного участка от горючих веществ (нефти). Данная обязанность недропользователя вытекает из принятых им условий лицензионного соглашения и прямого указания норм действующего законодательства, при этом ее выполнение не ставится в зависимость от того, в результате, чьих конкретных действий произошло загрязнение участка лесного фонда горючими материалами.
Факт нарушения лесного законодательства, выразившегося в загрязнении лесного участка горючими веществами (нефтью) в результате эксплуатации нефтесборного коллектора между кустовыми площадками N 163 N 164 Талинского лицензионного участка подтверждается актом рейдового патрулирования, постановлением о привлечении к административной ответственности N 07-1042/2013.
Доказывая необоснованность выданных в его адрес предписаний, Общество заключило с ФГУБ "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Свердловской области" договор от 29.11.2013 N 82/0611-13/Няг. на определение показателей пожарной опасности проб почвогрунтов с загрязненного участка.
Представленный Обществом Отчет по определению показателей пожарной опасности от 18.02.2014 N 9-к свидетельствует о том, что представленные ОАО "РН-Няганьнефтегаз" образцы нефтезагрязненного грунта, отобранные в районе куста 163 Талинского ЛУ (09/тс/448/04-з) относятся к группе горючих трудновоспламеняемых материалов по ГОСТ 12.1.044-89 п. 4.3.
Таким образом, представленные Обществом доказательства не опровергают выводов Службы о том, что загрязненный участок создает опасность возникновения пожара в пожароопасный сезон.
Кроме того, требования Правил пожарной безопасности в лесах не дифференцируют горючие материалы по степени их воспламеняемости и пожарной опасности, в связи с чем доводы заявителя об отсутствии доказательств горючести материалов, отобранных на загрязненном участке, не имеют правового значения при разрешении настоящего спора.
Более того, Общество в заявлении об осприавании действий Службы и признании недействительными предписаний и в апелляционной жалобе неоднократно указывает, что обнаруженное загрязнение земельного участка нефтепродуктами допущено в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, тем самым заявитель подтверждает факт загрязнения участка лесного фонда, указанного в предписаниях, горючими веществами (нефтепродуктами).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" классификация веществ и материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара или взрыва.
Так, по горючести вещества и материалы подразделяются на следующие группы:
1) негорючие - вещества и материалы, неспособные гореть в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом);
2) трудногорючие - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления;
3) горючие - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно ГОСТ 17.1.4.01-80 "Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах" нефтепродукты - неполярные и малополярные углеводороды, составляющие главную и наиболее характерную часть нефти и продуктов ее переработки.
При этом в силу пункта 6.2, 6.6., 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены в ГОСТ 12.1.005.6.6. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433. Категория взрывоопасности и группа взрывоопасных смесей паров нефти с воздухом - IIА-Т3 по ГОСТ Р 51330.11. Температура самовоспламенения нефти согласно ГОСТ Р 51330.5 выше 250 °С.
Таким образом, нефть в силу своих свойств (легковоспламеняющаяся и самовозгорающаяся жидкость) является горючим веществом, поэтому и нефтепродукт, главным составным веществом которого является нефть, также относится к горючим веществам, в связи с чем доводы Общества о недоказанности того, что обнаруженное на участке вещество создает пожароопасную ситуацию, подлежат отклонению, как противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам и не подтвержденные надлежащим образом.
При этом, по верному замечанию суда первой инстанции, материалами дела подтверждается факт отсутствия, каких либо действий со стороны Общества по локализации нефтеразлива, сбора разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств на протяжении значительного периода времени, требования всех предписаний не исполнены, какие-либо действия, направленные на предотвращение пожароопасной ситуации, связанной с нефтеразливом, не предприняты.
Ссылка апелляционной жалобы на неисполнимость предписаний в связи с отсутствием в них конкретных указаний на конкретные действий, которые необходимо совершить Обществу к установленному сроку, несостоятельна,поскольку формулировка требований, изложенных в оспариваемых предписаниях, согласуется с Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", согласно пункту 8 которых мероприятия по ликвидации разливов нефти считаются завершенными после (в том числе) сбора разлившейся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств.
Довод Общества о неисполнимости предписаний в части сроков, несостоятелен, поскольку Обществом не производилось никаких действий, направленных на соблюдение противопожарных норм с даты выдачи первого предписания до даты рассмотрения дела в суде.
Податель жалобы, указывая на необходимость применения к спорным правоотношениям пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации N 240 от 15.04.2002, не учел, что данный пункт регламентирует порядок и сроки организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в то время как оспариваемыми предписаниями Обществу предписано освободить участок лесного фонда от горючих материалов в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в пожароопасный период. Указанные требования и требования Правил пожарной безопасности в лесах не являются взаимоисключающими.
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в силу требований Правил пожарной безопасности в лесах должны быть проведены незамедлительно до открытия пожароопасного сезона (а не запланированы на будущее время), в то время как рекультивация загрязненного участка по объективным причинам требует планирования и поэтапного проведения работ в целях восстановления наружного состояния компонентов природной среды.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "РН-Няганьнефтегаз" не предпринимало мер по очистке территории от горючих материалов (нефти), ограничившись только включением участка в Консолидированный реестр загрязненных земель. Спорный участок лесного фонда включен в план работ только в 2013 году после принятия Службой мер реагирования.
Учитывая изложенное выше, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае общество не доказало несоответствие оспариваемых предписаний нормам действующего законодательства и нарушение этими предписаниями прав и законных интересов ОАО "РН-Няганьнефтегаз".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на Общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2014 по делу N А75-9313/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9313/2013
Истец: ОАО "ТНК-Нягань", ОАО "РН-Няганьнефтегаз"
Ответчик: Октябрьский отдел Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (Октябрьский отдел)
Третье лицо: Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры