г. Москва |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А41-14338/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Келехсаевым Д.О.,
при участии в заседании:
от Комитета имущественных отношений администрации городского округа Электросталь Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Большакова Е.В. представитель по доверенности от 12 мая 2014 года N 191-Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 мая 2014 года по делу N А41-14338/14, принятое судьей Фаньян Ю.А., по заявлению Комитета имущественных отношений администрации городского округа Электросталь Московской области о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконным отказ от 09 декабря 2013 года N 46/041/2013-190 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности городского округа Электросталь Московской области на объект недвижимого имущества - нежилое помещение N 01, общей площадью 121, 7 кв. м., по адресу: Московская область, г. Электросталь, ул. Юбилейная, д. 1 а,
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности городского округа Электросталь Московской области на объект недвижимого имущества - нежилое помещение N 01, общей площадью 121, 7 кв. м., по адресу: Московская область, г. Электросталь, ул. Юбилейная, д. 1 а.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 мая 2014 года заявленные требования комитета удовлетворены (л.д. 70-73).
Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права (л.д. 76-79).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя комитета, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителя управления, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, согласно выписке от 18 октября 2013 года в реестр объектов муниципальной собственности городского округа Электросталь Московской области включен объект недвижимого имущества - нежилое помещение N 01, расположенное но адресу: г. Электросталь Московской области, ул. Юбилейная, д. 1-а, общей площадью 121,7 кв. м. (л.д.54). на основании акта приема-передачи N 4 от 15 октября 1993 года и постановления Главы Администрации Московской области N 16 от 03 февраля 1994 года.
Согласно кадастровому паспорту от 16 октября 2013 года, выданному филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, объект представляет собой нежилое помещение N 01, общей площадью 121,7 кв.. м, инв.
N 341:100-2026/01,01, литера А, кадастровый номер 50:460060408:616, расположенное по адресу: г. Электросталь Московской области, ул. Юбилейная, д. 1 А.
Комитет 23 октября 2013 года обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение N 01, расположенное но адресу: г. Электросталь Московской области, ул. Юбилейная, д. 1-а, общей площадью 121,7 кв. м (л.д. 56).
Письмом от 09 декабря 2013 года N 46/041/2013-190 Управление отказало в государственной регистрации права собственности на указанный объект со ссылкой на отсутствие в перечне объектов имущества, передаваемого в муниципальную собственность г.Электросталь, представленного к регистрации нежилого помещения.
Полагая, что отказ управления является незаконным, комитет обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судом первой инстанции сделаны выводы о том, что заявителем представлены на государственную регистрацию права собственности все необходимые и надлежащие документы в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ NО государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), в связи с чем отказ управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Документы, представляемые на государственную регистрацию прав, в силу пункта 1 статьи 18 названного Федерального закона должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 4 статьи 16 Закона о регистрации прав).
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Как следует из абзаца 4 части 1 статьи 20 Закона о регистрации прав, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Основанием для отказа в государственной регистрации прав послужил факт отсутствия представленного к регистрации нежилого помещения в перечне объектов имущества, передаваемого в муниципальную собственность г.Электросталь.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 27 июля 1993 года N 1303-р производственное объединение "Электростальтяжмаш" преобразовано в акционерное общество открытого типа "Электростальский завод тяжелого машиностроения".
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" жилищный фонд не подлежит приватизации, и подлежит передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (пункт 2) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению (жилищный фонд), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Согласно постановлению Главы Администрации Московской области от 03 февраля 1994 года N 16 "Об утверждении перечней объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность" (поз. 22) спорный объект передан в муниципальную собственность.
После принятия указанного объекта в муниципальную собственность, а также вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ право собственности на указанный объект зарегистрировано не было, однако право на указанный объект возникло в силу прямого указания закона.
Как следует из материалов дела, на реестровом учете в составе муниципальной казны городского округа Электросталь Московской области состоит объект недвижимого имущества - нежилое помещение N 01, расположенное но адресу: г. Электросталь Московской области, ул. Юбилейная, д. 1-а, общей площадью 121,7 кв. м, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности - реестровый номер объекта: Н165 000161.
Согласно кадастровому паспорту от 16 октября 2013 года, выданному филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области объект представляет собой нежилое помещение, общей площадью 121,7 кв.. м, инв.
N 341:100-2026/01,01, литера А, кадастровый номер 50:460060408:616, расположенное на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Электросталь Московской области, ул. Юбилейная, д. 1 А (л.д.53).
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, спорное имущество в составе жилого дома передано в муниципальную собственность и относится к муниципальной собственности в силу указания закона.
Согласно Перечню объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, являющемуся Приложением N 6 к постановлению Главы Администрации Московской области от 03 февраля 1994 года N 16 жилой многоквартирный дом N 173 по ул. Юбилейной д. 1А города Электросталь передан в муниципальную собственность города Электросталь.
Таким образом, Управление располагало всеми документами, подтверждающими право муниципальной собственности города Электросталь на спорный объект недвижимого имущества.
Данная позиция совпадает с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2014 года по делу N А41-56507/13.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 мая 2014 года по делу N А41-14338/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14338/2014
Истец: Комитет имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Росреестр)
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области