г. Хабаровск |
|
25 сентября 2014 г. |
А04-4239/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Управляющая компания": представитель не явился;
от Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Свободный Шимановск, Свободненском и Шимановском, Мазановском и Селемджинском районах: представитель не явился;
от третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Амурской области; Общество с ограниченной ответственностью "Аква": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Управляющая компания"
на решение от 01.08.2014
по делу N А04-4239/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Москаленко И.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Управляющая компания" (ОГРН 1082807000462, ИНН 2807014647)
к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Свободный Шимановск, Свободненском и Шимановском, Мазановском и Селемджинском районах
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности
третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Амурской области; Общество с ограниченной ответственностью "Аква"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис УК" (далее - ООО "Жилсервис УК", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Амурской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Свободный и Шимановск, Свободненском, Шимановском, Мазановском и Селемджинском районах (далее - Роспотребнадзор) от 03.06.2014 N 172 о привлечении к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и представления Роспотребнадзора об устранении нарушений от 03.06.2014 N179.
Решением суда от 01.08.2014 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Жилсервис УК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилсервис УК" в соответствии с протоколом N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Свободный, ул. 1905 года, 7а, ООО "Жилсервис УК" выбрано управляющей компанией. С целью предоставления коммунальных услуг (в т.ч. услуги холодного водоснабжения), между ООО "Жилсервис УК" и ООО "Аква" заключен договор от 01.04.2013, в соответствии с п. 1.1 которого ООО "Аква" обязано подавать ООО "Жилсервис УК" через присоединенную сеть в необходимом количестве холодную воду исходного качества. Согласно пункту 1.3 договора, объекты ООО "Жилсервис УК" определены в Приложении N 1 к настоящему договору (многоквартирный жилой дом N 7/1 по ул. 1905 года, г. Свободный, Амурской области входит в Приложение N 1 договора ресурсоснабжения от 01.04.2013).
По рассмотрению коллективного обращения жителей указанного дома от 21.04.2014, по факту не соответствия качества питьевой воды в многоквартирном жилом доме N 7/1 по ул. 1905 года 23.04.2014 в квартирах NN 5 и 8, письмом от 22.04.2014 на 23.04.2014 назначен отбор проб воды (извещение о проведении мероприятий по отбору от 22.04.2014 N 12/874-14 получено обществом 22.04.2014 вх. N 505).
Заявлением от 23.04.2014 ООО "Жилсервис УК" известило о невозможности присутствия представителя по причине занятости.
По предписанию от 22.04.2014 N 58 филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области" проведен отбор проб воды питьевой, составлены протоколы лабораторных исследований от 23.04.2014 N 1372, 1373, 1374, 1375, фототаблица.
Согласно экспертному заключению от 05.05.2014 N 140001306 исследованная проба питьевой воды, отобранная в квартире N 8 не соответствует требованиям п. 3.4 Таблицы 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01) по показателю - железо (5,0 +-1,3 мг/л). Исследованные пробы питьевой воды, отобранные в квартире N 5, не соответствуют требованиям п. 3.4 Таблицы 2 и п. 3.5 Таблицы 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателю - железо (5,4 +-0,9 мг/л) и органолептическому показателю - цветности (40 +- 5,6 град). Исследованные пробы питьевой воды, отобранные на вводе в дом, не соответствуют требованиям п. 3.4 Таблицы 2 и п. 3.5 Таблицы 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателю - железо (4,0 +-1 мг/л) и органолептическому показателю - цветности (97,1 +-6,8 град).
Проверкой установлено, что ООО "Жилсервис УК" в нарушение статей 2, 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ, гигиенических нормативов, установленных таблицей 2 п. 3.4 и таблицей 4 п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01, пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), пунктов 2, 13, 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), осуществляет хозяйственную деятельность не соблюдая установленные требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению.
Письмом от 06.05.2014 с ООО "Жилсервис УК" в срок до 12.05.2014 истребована дополнительная информация.
16.05.2014 в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении, действия общества квалифицированы по ст. 6.5 КоАП РФ, в графе объяснения представителем общества указано на несогласие с протоколом (получен 19.05.2014 вх. N 600).
Определением Роспотребнадзора от 20.05.2014 назначено рассмотрение материалов административного дела на 03.06.2014 (получено 27.05.2014 вх N 626).
Постановлением от 03.06.2014 N 172, вынесенным в отсутствие представителя, ООО "Жилсервис УК" привлечено к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 23000 рублей (направлено 04.06.2014 по юридическому адресу).
Представлением от 03.06.2014 N 179 Роспотребнадзор в порядке статьи 29.13 КоАП РФ обязал ООО "Жилсервис УК" принять меры к устранению и недопущению впредь установленных нарушений санитарного законодательства, причин и условий им способствующих.
Не согласившись с указанными актами Роспотребнадзора (постановление N 172 и представление N 179), общество обжаловало их в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества (п. 31 Правил N 354).
Пунктом 149 Правил N 354 указано, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Исполнитель в силу пункта 150 Правил N 354 освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя (например, ресурсоснабжающей организации) или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Требования к качеству воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, установлены СанПиН 2.1.7.1074-01, пунктом 1.4. которых установлено, что настоящие санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
В соответствии с требованиями выше указанных санитарных правил питьевая вода должна быть безвредна по химическому составу. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется её соответствием по содержанию вредных химических веществ, наиболее встречающихся в природных водах на территории РФ.
Материалами дела подтверждается, что холодное водоснабжение в местах водоразбора многоквартирного дома доме N 7/1 по ул. 1905 года в момент проведения отбора проб воды осуществлялось с нарушением, причем вода не соответствовала требованиям санитарных правил как на вводе водопроводной сети, так и в квартире при получении потребителями коммунальной услуги. На вводе в дом превышение содержания железа в воде составляет (4,0 +-1 мг/л), при потреблении жителями квартиры N 8 (5,0 +-1,3 мг/л) и N 5 (5,4 +-0,9 мг/л), что превышает на 1 и 1,4 соответственно при допустимом 0,3 мг/л (п. 3.4 Таблицы 2 и п. 3.5 Таблицы 4 СанПиН 2.1.4.1074-01), в том числе и по органолептическому показателю - цветности (97,1 +-6,8 град).
Общество, как управляющая компания, является лицом, ответственным за соответствие качества коммунальных услуг, в том числе услуги водоснабжения, действующим санитарным правилам.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае субъектом правонарушения по статье 6.5 КоАП РФ является ООО "Управление жильем".
Доводы общества об отсутствии его вины в содеянном со ссылкой на оказание услуг ненадлежащего качества ООО "Аква" уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонены как не обоснованные, ввиду следующего.
ООО "Жилсервис УК" не представило доказательств своевременного принятия мер, направленных на обеспечение надлежащего качества питьевой воды в жилом доме, в том числе, документальное обоснование того, что заявителем осуществлялся надлежащий контроль за качеством поставляемых ресурсоснабжающей организацией услуг; что отсутствует возможность технологически обеспечить надлежащее качество воды в многоквартирном доме, применить специальные средства. Непринятие мер по дополнительной очистке питьевой воды от повышенного содержания железа причиняет вред здоровью граждан, поскольку приводит к возникновению различных заболеваний. ООО "Жилсервис УК" не было предпринято всех зависящих от него мер по соблюдению санитарного законодательства к питьевому водоснабжению в многоквартирном доме, находящимся в его управлении, а также об отсутствии в связи с этим правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Таким образом, у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
Нарушений срока и порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Поскольку суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое постановление законным и обоснованным, а представление от 03.06.2014 N 179 вынесено по результатам выявленных нарушений и направлено на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, то в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене представления от 03.06.2014 N 179 суд первой инстанции также обосновано отказал.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 01.08.2014 по делу N А04-4239/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4239/2014
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 декабря 2014 г. N Ф03-5215/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Жилсервис Управляющая компания"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Свободный Шимановск, Свободненском и Шимановском, Мазановском и Селемджинском районах
Третье лицо: ООО "Аква", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2014 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5215/14
17.10.2014 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5103/14
25.09.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4771/14
01.08.2014 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-4239/14