г. Томск |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А27-17114/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Павлюк Т.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А. с применением средств аудиозаписи, при участии в заседании:
от заявителя Латышева О.В. по доверенности от 04.08.2014
от заинтересованного лица без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 июля 2014 года по делу N А27-17114/2013 (судья Власов В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Кемеровонефтепродукт", г. Кемерово (ОГРН 1084205009767, ИНН 4205156849) к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18), г. Кемерово (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) о признании незаконным решения N 149н/с от 14.08.2013 г. части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Кемеровонефтепродукт", (далее -ООО "РН-Кемеровонефтепродукт", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее - ГУ-КРОФСС, Фонд, филиал N 18) "О привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 149 н/с от 14.08.2013 г. в части доначисления недоимки по страховым взносам в размере 735 руб. 59 коп., соответствующей суммы пени в размере 49 руб. 59 коп. и привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 147 руб. 12 коп. (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03 июля 2014 года требование заявителя удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, ГУ КРОФСС (филиал N 18) обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:
- в Перечне N 765 не поименованы виды материальной помощи, выплаченные страхователем, следовательно, указанные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний.
- начисление страховых взносов на сумму пособий и иных видов обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию произведено правомерно, поскольку они исчислены и выплачены с нарушением норм законодательства Российской Федерации (недостатки в оформлении больничных листков, нарушение п. 28 Порядка); на сумму материальной помощи при рождении ребенка; на сумму суточных при однодневных командировках; на сумму единовременного пособия при увольнении.
Подробно доводы Фонды изложены в апелляционной жалобе.
ООО "РН-Кемеровонефтепродукт" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. В порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие стороны.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с 01.07.2013 г. по 05.07.2013 г. филиалом N 18 ГУ КРОФСС на основании решения N 159н/с от 01.07.2013 г. проведена проверка ООО "РН-Кемеровонефтепродукт" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 18000159н/с от 12.07.2013 г. По результатам рассмотрения акта проверки ГУ КРОФСС, филиал N 18 принято решение N 149н/с от 14.08.2013 г. о доначислении страховых вносов в размере 736,85 рублей и о привлечении ООО "РН-Кемеровонефтепродукт" к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в размере 147,37 рублей, пени в размере 49,77 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным решением в части, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение ГУ КРОФСС не соответствует действующему законодательству РФ и нарушает права и охраняемые законом интересы Общества.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, исходит из следующего.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В соответствии со статьей 6 Закона N 165-ФЗ, ООО "НК-Кемеровонефтепродукт" является страхователем по обязательному социальному страхованию.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем. Страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ). К видам страхового обеспечения отнесены пособие по временной нетрудоспособности (подпункт 6 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ), пособие по беременности и родам (подпункт 7 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ). Согласно статье 22 Закона N 165-ФЗ, определяющей порядок назначения и выплаты страхового обеспечения, основанием для выплаты застрахованному лицу пособия является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Положениями статьи 10 Закона N 165-ФЗ предусмотрена обязанность застрахованного лица своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения. В соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 624н, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлено, что финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения упомянутой работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (статья 5 Закона N 255-ФЗ). Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ). Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования (часть 5 статьи 13 Закона N 225-ФЗ).
В соответствии со статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 4.6 Закона N 225-ФЗ). Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 4.6 Закона N 225-ФЗ). Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из анализа указанных норм следует, что расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности могут приниматься к зачету в случае, если имел место факт утраты трудоспособности (страховой случай) и данный факт документально подтвержден.
Из оспариваемого решения следует, что Фонд социального страхования пришел к выводу о необоснованном занижении заявителем облагаемой базы для начисления страховых взносов на сумму пособий по временной нетрудоспособности, исчисленных и выплаченных с нарушением норм законодательства Российской Федерации, в частности, по больничным листкам, заполненным с нарушением установленных ном законодательства РФ в сумме 50 670, 44 руб., что привело к неуплате 202,68 руб. страховых взносов, начислению штрафа (20%) в размере 40,54 руб., пени на недоимку в размере 12,98 руб., а также в связи с нарушением п. 28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей (утв. Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. N 1012), в размере 29 499,57 руб., что привело к неуплате 118 руб. страховых взносов, начислению штрафа (20%) в размере 23,60, пени на недоимку в размере 15,31 руб.
Решением Арбитражного суда от 05.03.2014 г. делу N А27-17113//2013 решение Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N18) "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" N 18000159 от 14.08.2013 г. признано недействительным в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 80 170 (восьмидесяти тысяч ста семидесяти) рублей 01 копейки. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 г. решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.03.2014 г. по делу N А27-17113/2013 оставлено без изменения. Постановление вступило в законную силу со дня его принятия.
Суды пришли к выводу о том, что сам по себе факт представления страхователем документов (листков нетрудоспособности), имеющих недостатки, которые допущены другим лицом (в данном случае медицинским учреждением), при соблюдении всех иных условий принятия расходов к зачету, не является безусловным основанием для отказа в зачете этих расходов.
Также суды указали, что пункт 28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. N 1012) не устанавливает наличие именно оригиналов документов. Следовательно, представление копий справок из органов ЗАКГС не являются основанием для непринятия к зачету расходов, произведенных заявителем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В предмет доказывания по делу N А27-17114/2013 включаются обстоятельства, которым судом дана оценка по результатам рассмотрения дела N А27-17113/2013 о признании недействительным решения Фонда "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" N 18000159 от 14.08.2013 г.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Факты, установленные решением и постановлением апелляционной инстанции по делу N А27-17113/2013, в соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ, имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию.
В связи с изложенным, суд правомерно посчитал необоснованными выводы Фонда социального страхования о необоснованном занижении заявителем облагаемой базы для начисления страховых взносов на сумму пособий по временной нетрудоспособности, исчисленных и выплаченных по больничным листкам, заполненным с нарушением установленных норм законодательства РФ в размере 50 670,44 руб., что привело к неуплате 202, 38 руб. страховых взносов, исчислению штрафа (20%) в размере 40,54 руб., пени на недоимку в размере 12,98 руб. и единовременных пособий при рождении ребенка, выплаченного с нарушением норм законодательства РФ в размере 29 499,57 руб., неуплате 118 руб. страховых взносов, начислению штрафа (20%) в размере 23,60 руб., пени на недоимку в размере 15,31 руб.
При таких обстоятельствах, требование заявителя в данной части обоснованно удовлетворено судом.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. То есть в силу указанной статьи к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 года N 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В связи с чем, Фондом социального страхования неправомерно сделан вывод о занижении облагаемой базы для исчисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму материальной помощи в связи с рождением ребенка в размере 12 000 руб., что привело к неуплате 48 руб. страховых взносов, начислению штрафа (20%) в размере 9,60 руб, пени на недоимку в размере 7,08 руб.
В части начисления страховых взносов на сумму суточных, выплаченных при однодневных командировках, суд пришел к следующим выводам.
На основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. В пункте 2 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами суточные.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Статьей 168 Трудового кодекса установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Таким образом, суточные выплачиваются работникам при направлении их в командировку для исполнения трудовых функций вне места постоянной работы на срок не менее суток и предназначены для компенсации расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства. При направлении работников в однодневную командировку, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются, а произведенные выплаты не являются суточными исходя из определения, содержащегося в трудовом законодательстве.
Вместе с тем, в силу статьей 167, 168 Трудового кодекса работнику возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения или ведома работодателя.
Таким образом, выплаченные суммы не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем, не являются доходом (экономической выгодой) работника.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума от 11.09.2012 г. N 4357/12.
Из материалов дела усматривается, что командировочное удостоверение, приказ, путевой лист подтверждают направление работодателем в однодневные командировки (поездки) в г. Новосибирск водителя Бабухина А.В., по результатам исполнения которого на основании авансовых отчетов выплачивалось возмещение 600 руб. в сутки.
При таких обстоятельствах, выводы Фонда социального страхования о занижении облагаемой базы для начисления страховых взносов на сумму суточных, выплаченных при однодневных командировках в размере 600 руб., что привело к неуплате 2,40 руб. страховых взносов, начислению штрафа (20%) в размере 0, 48 руб., пени на недоимку в размере 0,10 руб. являются необоснованными. Требование заявителя о признании незаконным решения в данной части правомерно удовлетворено судом.
В соответствии со ст. 78 Трудового кодекса РФ, трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора. Статьей 178 гл. 27 "Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора" ТК РФ установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий. Кроме того, на основании положений статьи 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии с частью 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать условия заключенного трудового договора. Иными словами, возможность договорного регулирования выплаты выходного пособия работнику при увольнении прямо предусмотрена законом, что не ухудшает, а, наоборот, улучшает положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством. Следовательно, условие трудового договора о выплате выходного пособия в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон является обязательным для исполнения работодателем, и отказ в выплате выходного пособия (денежной компенсации) в таком случае неправомерен.
Таким образом, выходное пособие относится к компенсациям (в том числе единовременное пособие при увольнении по соглашению сторон).
На основании п.п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ (в ред. Закона N 348-ФЗ), начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ (в ред. Закона N 348-ФЗ), не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. Суд обоснованно посчитал, что данная компенсация (единовременное пособие при увольнении по соглашению сторон), предусмотренная трудовым договором, относится к компенсационным выплатам, указанным в п.п. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, и, следовательно, не облагается страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с чем, судом обоснованно признаны неправомерными выводы Фонда социального страхования о необоснованном занижении заявителем облагаемой базы для начисления страховых взносов на сумму единовременного пособия, выплаченного при увольнении по соглашению сторон, в размере 91 128 руб., что привело к неуплате 364,51 руб. страховых взносов, начислению штрафа (20%) в размере 72,90 руб., пени в на недоимку в размере 14,12 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, оспариваемое решение ГУ КРОФСС не соответствует действующему законодательству РФ и нарушает права и охраняемые законом интересы Общества, в силу чего правомерно признано недействительным судом.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 июля 2014 года по делу N А27-17114/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17114/2013
Истец: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18, ООО "РН-Кемеровонефтепродукт"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18, ООО "РН-Кемеровонефтепродукт"