г. Москва |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А40-132898/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ООО "Русская Инжиниринговая компания" (109240, г. Москва, ул. Николоямская, д. 13, стр. 1)
к 1) ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ; 2)
ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 8); 3) Фонд социального страхования РФ
о признании незаконным решения, бездействия
при участии:
от заявителя: |
Дьяченко Е.С. по дов. N 22-20131225-03 от 25.12.2013 |
от ответчиков: |
1, 2) Силакова Н.Г. по дов. от 14.10.2013; 2) Семин А.С. по дов. N 17-03-29/04-5053 от 18.04.2014 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Русская Инжиниринговая компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.06.2013 N 15-03-11/07-5487 в части отказа в выделении в самостоятельные классификационные единицы структурные подразделения; признании незаконным бездействия Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации выразившееся в непринятии решения о выделении в самостоятельные классификационные единицы структурные подразделения "Коммерческий департамент", Финансовый департамент", "Департамент по персоналу", "Юридический департамент", "Отдел охраны труда и промышленной безопасности", обязании ответчиков устранить допущенные нарушения.
Решением от 12.03.2014 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым решением, Фонд социального страхования РФ обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на тот факт, что не был привлечен к участию в деле в суде первой инстанции.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены основания, предусмотренные п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ, для отмены судебного акта и рассмотрении дела в соответствии с ч. 61 ст. 268 АПК РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Фактически требования по делу заявлены к двум ответчикам: Фонду социального страхования РФ (ОГРН 1027739443236) и ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ОГРН 1027700532298).
Указанные юридические лица являются самостоятельными.
В определениях Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-132898/2013 от 26.09.2013, от 30.10.2013, от 02.12.2013, от 25.12.2013, от 10.02.2014 в качестве ответчиков указаны Московское региональное отделение Фонда и его филиал N 8.
В описях почтовых отправлений также указано, что получателем почтовых извещений (копий определений Арбитражного суда г. Москвы) являются Московское региональное отделение ФСС РФ и его филиал N 8.
В протоколах судебных заседаний Фонд социального страхования РФ также не указан в качестве ответчика.
Арбитражный суд г. Москвы указал Фонд социального страхования РФ в качестве ответчика только в резолютивной части решения от 05.03.2014 и в решении суда, изготовленном в полном объеме 12.03.2014.
В соответствии с частями 5 и 7 статьи 46 АПК РФ при невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца. О привлечении соответчика или об отказе в этом выносится определение.
Однако Фонд социального страхования РФ не был привлечен к участию в деле N А40-132898/2013, определение о привлечении к участию в деле Фонда социального страхования РФ в качестве соответчика не выносилось.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции определением от 18.09.2014 г. перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные доводы, ссылается на то, что решение об отказе в выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Указал, что в прошедшие годы ответчик принимал аналогичные решения о выделении в самостоятельные классификационные единицы структурные подразделения Общества. Действующее законодательство не изменилось, в связи с чем отсутствуют какие-либо препятствия для удовлетворения требований Общества.
Представители соответчиков просили отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на законность принятого решения ФСС РФ. При этом пояснили, что самостоятельного решения о выделении в самостоятельные классификационные единицы структурные подразделения Общества ГУ МРО ФСС не выносилось.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в состав ООО "Русская инжиниринговая компания" входят структурные подразделения, осуществляющие виды деятельности, отличные от основного вида деятельности по коду ОКВЭД 29.51 "Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию металлургического оборудования", а именно:
-"Коммерческий департамент" - код по ОКВЭД 51.70;
-"Финансовый департамент" - код по ОКВЭД 74.84;
-"Департамент по персоналу" - код по ОКВЭД 74.84;
-"Юридический департамент" - код по ОКВЭД 74.84;
-"Отдел охраны труда и промышленной безопасности" - код по ОКВЭД 74.84;
-"Дирекция по капитальному строительству" - код по ОКВЭД 45.21.1;
-"Дирекция по строительству энергетических объектов" - код по ОКВЭД 45.21.3.
Общество 12.04.2013 г. обратилось в ГУ МРО ФСС РФ (Филиал N 8) с заявлениями о подтверждении основного вида экономической деятельности и выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя с приложением документов, предусмотренных нормами действующего законодательства.
Согласно письму Фонда социального страхования РФ от 07.06.2013 г. N 15-03-11/07-5487 структурные подразделения "Коммерческий департамент", "Финансовый департамент", "Департамент по персоналу", Юридический департамент", "Отдел охраны труда и промышленной безопасности" не могут быть выделены в самостоятельные классификационные единицы, поскольку указанные в заявлении виды экономической деятельности данных подразделений не соответствуют видам экономической деятельности, отраженным в положениях о данных подразделениях.
Письмо ФСС РФ от 07.06.2013 г. N 15-03-11/07-5487 было направлено в адрес заявителя письмом ГУ МРО ФСС РФ от 19.06.2013 N 02-16/03/2580.
Самостоятельного решения о выделении в самостоятельные классификационные единицы структурные подразделения Общества ГУ МРО ФСС не выносилось
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон об обязательном страховании) правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, которые определяют порядок отнесения экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
В силу пункта 7 Правил самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, в силу пункта 11 тех же Правил ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В настоящее время действует Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок).
Самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно пункту 7 Порядка являются подразделения страхователя при соблюдении следующих требований:
- осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя;
- ведение страхователем бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений страхователя с отражением соответствующих доходов в графе 3 таблицы, предусмотренной пунктом 9 приложения N 2 к Порядку, в том числе позволяющего обеспечить составление раздела II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 156н;
- представление в территориальный орган Фонда в установленные сроки формы 4-ФСС в целом по организации и раздел II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" формы 4-ФСС по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей;
- соответствие наименований видов экономической деятельности, указанных страхователем в справке-подтверждении, основного вида экономической деятельности, форма которой предусмотрена Приложением N 2 к Порядку, наименованиям видов экономической деятельности, осуществляемых данными подразделениями и указанных в заявлении о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя;
- отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, пени и штрафов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователем, не погашенных на день подачи страхователем заявления о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя, согласно приложению N 3 к Порядку в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.
Для подтверждения основного вида экономической деятельности, а также подтверждения видов экономической деятельности подразделений страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в территориальный орган фонда по месту своей регистрации следующие документы:
-заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и заявление о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя;
-справку-подтверждение основного вида экономической деятельности; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Решение о выделение подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы принимает территориальный орган Фонда после согласования с Фондом социального страхования.
В целях получения согласования территориальный орган Фонда в течение 7 рабочих дней со дня предоставления страхователем полного комплекта документов направляет их на согласование в фонд.
По результатам рассмотрения документов территориальный орган Фонда в двухнедельный срок уведомляет страхователя об установленных ему с начала текущего года размерах страхового тарифа, соответствующих классам профессионального риска, по каждой самостоятельной квалификационной единице.
Согласно абзацу 7 пункта 7 указанного Порядка основанием для отказа в выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы является отсутствие в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности, форма которой предусмотрена приложением N 2 к настоящему Порядку, сведений о доходах по виду экономической деятельности данного структурного подразделения.
В решении Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.06.2013 N 15-03-11/07-5487 указано на невозможность выделения структурных подразделений заявителя в самостоятельные классификационные единицы, так как указанные в заявлении виды экономической деятельности данных подразделений не соответствуют видам экономической деятельности, отраженным в положениях о данных подразделениях.
Однако, как отмечено выше, такого основания для отказа в выделении самостоятельных классификационных единиц ни законом, ни Порядком не предусмотрено, поэтому отказ в выделении данных классификационных единиц нельзя признать законным.
Кроме того, из представленных доказательств следует, что в состав ООО "Русская инжиниринговая компания" входят структурные подразделения, осуществляющие виды деятельности, отличные от основного вида деятельности по коду ОКВЭД 29.51 "Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию металлургического оборудования", а именно:
-"Коммерческий департамент" - код по ОКВЭД 51.70;
-"Финансовый департамент" - код по ОКВЭД 74.84;
-"Департамент по персоналу" - код по ОКВЭД 74.84;
-"Юридический департамент" - код по ОКВЭД 74.84;
-"Отдел охраны труда и промышленной безопасности" - код по ОКВЭД 74.84;
-"Дирекция по капитальному строительству" - код по ОКВЭД 45.21.1;
-"Дирекция по строительству энергетических объектов" - код по ОКВЭД 45.21.3.
В соответствии с Приказом от 12.04.2013 г. N РИК-13-П064-1 бухгалтерский учет ведется в разрезе видов экономической деятельности, осуществляемых структурными подразделениями. При этом в территориальный орган Фонда Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС предоставляется как в целом по обществу, так и по каждому подразделению, выделенному в качестве самостоятельной классификационной единицы.
В Справке-подтверждении основного вида экономической деятельности, форма которой предусмотрена Приложением N 2 к Порядку, отражены сведения о доходах по виду экономической деятельности заявленных структурных подразделений.
Начиная с года образования Общества структурным подразделениям "Коммерческий департамент", "Финансовый департамент", "Департамент по персоналу", Юридический департамент", "Отдел охраны труда и. промышленной безопасности" ежегодно присваивается свой класс профессионального риска с учетом заявленного вида экономической деятельности для каждого отдельного подразделения.
В частности письмом от 08.06.2012 г. N 02-16/02/2091 ГУ - МРО ФСС РФ (филиал N 8) направило в адрес общества информацию о выделении вышеуказанных подразделений в самостоятельные единицы и Уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний структурных подразделений на 2012 год.
При этом документы, на основании которых принимались решение в предыдущие годы и документы, переданные на рассмотрение в 2013 году идентичны.
Виды экономической деятельности, заявленные обществом, указаны в Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и соответствует направлениям деятельности структурных подразделений, изложенным в соответствующих положениях, утвержденных приказами по обществу.
Требование заявителя о признании незаконным бездействия Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в непринятии решения о выделении в самостоятельные классификационные единицы структурные подразделения "Коммерческий департамент", Финансовый департамент", "Департамент по персоналу". "Юридический департамент", "Отдел охраны труда и промышленной безопасности", суд также находит обоснованным, поскольку именно Государственное учреждение -Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, являясь территориальным органом Фонда социального страхования, в соответствии с пунктом 9 Порядка обязано принять решение о выделение подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы принимает после согласования с Фондом социального страхования, а не направлять заявителю решение Фонда с сопроводительным письмом.
В связи с вышеизложенным на основании статьи 22 Закона об обязательном социальном страховании, Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, которые определяют порядок отнесения экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской от 01.12.2005 N 713, Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N N 55, предъявленное заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ и ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию в пльзу истца с соответчиков.
Согласно ч. 61 ст. 268 АПК РФ, при переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2014 по делу N А40-132898/2013 отменить.
Признать незаконным решение Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.06.2013 N 15-03-11/07-5487 в части отказа в выделении в самостоятельные классификационные единицы структурные подразделения ООО "Русская инжиниринговая компания" "Коммерческий департамент", "Финансовый департамент", "Департамент по персоналу", Юридический департамент", "Отдел охраны труда и промышленной безопасности".
Признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в непринятии решения о выделении в самостоятельные классификационные единицы структурные подразделения "Коммерческий департамент", Финансовый департамент", "Департамент по персоналу", "Юридический департамент", "Отдел охраны труда и промышленной безопасности".
Обязать Фонд социального страхования Российской Федерации в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав заявителя, согласовать выделение в самостоятельные классификационные единицы структурные подразделения ООО "Русская инжиниринговая компания" "Коммерческий департамент", "Финансовый департамент", "Департамент по персоналу", "Юридический департамент", "Отдел охраны труда и промышленной безопасности".
Обязать Государственное учреждение Межрегионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принять решение по вопросу выделения подразделений Общества с ограниченной ответственностью "Русская инжиниринговая компания" "Коммерческий департамент", "Финансовый департамент", "Департамент по персоналу", "Юридический департамент", "Отдел охраны труда и промышленной безопасности" в самостоятельные классификационные единицы, с установлением для них определенных отдельных классов профессионального риска и страховых тарифов.
Взыскать с Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Русская инжиниринговая компания" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) руб.
Взыскать с Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Русская инжиниринговая компания" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132898/2013
Истец: ООО "Русская Инжиниринговая компания"
Ответчик: ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУМосковское региональное отделение Фонда соц.страхов.РФ, ГУ-МРО ФСС (Филиал N 8), ГУ-МРО ФСС РФ, Фонд социального страхования РФ