г. Санкт-Петербург |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А56-18588/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Мельниковой Н.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.,
при участии:
от истца: Лебедев Д.И., доверенность от 27.092.2013,
от ответчика: Фоменко Г.М., доверенность от 08.08.2014, Беляев А.Н., доверенность от 26.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14758/2014) ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2014 по делу N А56-18588/2014(судья Дудина О.Ю.), принятое по иску открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербурга"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога"
о взыскании,
установил:
открытое акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ответчик) пеней за просрочку доставки груза в размере 185 855 руб. 31 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2014 с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Морской Порт Санкт-Петербург" взыскано 948 руб. 24 коп. пеней, 6 575 руб. 65 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Истец обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просил его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик представил отзыв, в котором возражал по доводам жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец, ссылаясь на просрочку доставки ответчиком груза по отправкам N ЭЧ319986, М267244, ЭЧ000298, ЭЦ950905, ЭЦ951005, ЭЦ951159, ЭЦ955680, ЭЧ254335 обратился к ответчику с соответствующими претензиями об уплате пеней за просрочку доставки груза.
Отклонение претензий, явилось основанием для обращения истца с указанным иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными по праву, в то же время суд, нашел обоснованным заявление ответчика о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Статья 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусматривает, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 названного Устава.
В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 указанного Устава обстоятельств.
Материалами дела подтверждается, что вагоны, следовавшие по спорным накладным, прибыли на станции назначения с просрочкой, следовательно, требования истца о взыскании пени являются правомерными.
Суд, руководствуясь статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание незначительность периода просрочки, ходатайство ответчика об уменьшении суммы заявленной истцом пени, снизил размер пени.
Довод истца о необоснованном применении судом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении заявленных требований отклоняется апелляционным судом.
Статья 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, устанавливая предельный размер неустойки, в то же время не исключает возможность применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, уменьшение размера ответственности является правом суда, а наличие оснований для снижения и определения критериев соразмерности, определяется судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
В рассматриваемом случае суд, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правомерно счел возможным снизить размер испрашиваемых истцом пеней
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб. оставлены за подателем жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2014 по делу N А56-18588/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18588/2014
Истец: ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала"Октябрьская железная дорога"
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14758/14