г. Тула |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А23-2180/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.09.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от ответчика - территориального отдела административно-технического контроля N 4 Управления административно-технического контроля Калужской области, (Калужская область, г. Таруса) - Ильченко Е.Ю. (доверенность от 26.05.2014 N ПК-387-14), Беликова В.В. (доверенность от 05.12.2013 N ПК-786-13), в отсутствие представителей заявителя - закрытого акционерного общества "Торговый дом "ПЕРЕКРЁСТОК" (г. Москва, ОГРН 1027700034493, ИНН 7728029110), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального отдела административно-технического контроля N 4 Управления административно-технического контроля Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.07.2014 по делу N А23-2180/2014 (судья Носова М.А.), принятое в порядке упрощенного производства, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела административно-технического контроля N 4 Управления административно-технического контроля Калужской области (далее по тексту - отдел, ответчик, административный орган) от 14.04.2014 N 4-Т-648-2014.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован недоказанностью события вмененного обществу административного правонарушения.
В апелляционной жалобе административный орган просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что в протоколе об административном правонарушении подробно изложены все необходимые сведения в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательствами нарушения порядка размещения указанных информационных материалов являются: акты проверок от 05.03.2014 и от 20.03.2014 с приложением фотоснимков, подтверждающих размещение информационных материалов в неотведенных для этих целей местах; письмо администрации ГП "город Таруса" от 20.03.2014 об отсутствии разрешений на размещение информационных материалов.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, территориальным отделом административно-технического контроля N 4 Управления административно-технического контроля Калужской области в ходе проведения 05.03.2014 в 14 часов 55 минут проверки соблюдения законодательства в сфере благоустройства в г. Таруса установлено, что на уличном фасаде нежилого здания N 30 по ул. Шмидта в г. Таруса размещён информационный материал (отсутствуют признаки вывески (нет информации о зарегистрированном наименовании (юридического лица или ПБОЮЛ, организационно-правовой формы, режима работы)): "5 пятёрочка. Удивительные праздничные СКИДКИ", "АРЕНДА 89208846624".
По указанному факту отделом составлен акт проверки от 05.03.2014 N Т-065 с приложением фотографических снимков.
В письме от 13.03.2014 N 9, адресованном Главе администрации городского поселения "Город Таруса", административный орган просил представить сведения о выдаче разрешений на размещение информационных материалов по адресам, в том числе и ЗАО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК".
Письмом от 20.03.2014 N 04-07/238 администрация городского поселения "Город Таруса" сообщила, что разрешений не выдавалось.
В ходе проведения повторной проверки 20.03.2014 административным органом установлено, что на уличном фасаде нежилого здания N 30 по ул. Шмидта в г. Туруса размещён информационный материал (отсутствуют признаки вывески (нет информации о зарегистрированном наименовании (юридического лица или ПБОЮЛ, организационно-
правовой формы, режима работы)): "5 пятёрочка. Директор по свежести теперь в каждой Пятёрочке" с фотографией.
Сотрудниками отдела 20.03.2014 повторно составлен акт N Т-079 с приложением фотографических снимков.
Усмотрев в действиях ЗАО "Торговый дом" "ПЕРЕКРЕСТОК" признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 1.14 Закона Калужской области от 28.02.2011 N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области", должностное лицо территориального отдела составило протокол об административном правонарушении от 25.03.2014 N 4-Т-648-2014.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении общества, начальник территориального отдела административно-технического контроля N 4 Управления административно-технического контроля Калужской области Беликов В.В. 14.04.2014 вынес постановление N 4-Т-648-2014 о назначении заявителю административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 1.14 Закона Калужской области от 28.02.2011 N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области", в виде административного штрафа в размере 40 тысяч рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением административного органа, ЗАО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК"" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований суд апелляционной инстанции считает правильным исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушения правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение только лишь законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (статья 1.3.1. Кодекса).
Частью 1 статьи 1.14 Закона Калужской области от 28.02.2011 N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" предусмотрена административная ответственность за наружное размещение (расклеивание, вывешивание) объявлений, листовок, плакатов, афиш, другой печатной и рукописной продукции, иных информационных материалов вне отведенных для этих целей мест, а равно совершение указанных действий без необходимых разрешений и согласований, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из определения понятия реклама, которое дано в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама - это также информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Вместе с тем отношения, сложившиеся в сфере рекламы, подлежат регулированию Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В силу статьи 4 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального
закона.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом о рекламе иными федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, то есть регулирование отношений в сфере рекламы является предметом ведения Российской Федерации.
По смыслу указанной статьи законодательство о рекламе относится к исключительному ведению Российской Федерации, является федеральным, а потому отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, не могут регулироваться законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального
размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений и или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламорастространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В силу статьи 19 Закона о рекламе все отношения, связанные с получением разрешений на установку объектов наружной рекламы, связанные с размещением и распространением рекламы, включая вопросы, связанные с порядком выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы, находятся в ведении федерального законодательства.
Частью 4 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет административную ответственность по статье 14.37 Кодекса.
Анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что к административной ответственности по части 1 статьи 1.14 Закона Калужской области от 28.02.2011 N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" может быть привлечено только лицо, разместившее вне отведенных для этих целей мест или без необходимых разрешений и согласований информационный материал не рекламного характера.
Как отмечено выше, понятие "реклама" определено в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе, согласно которой реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пунктам 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе его положения не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащиеся сведений рекламного характера.
В пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" указано, что основополагающее отличие вывески от рекламы заключается в том, что ее целью не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих товаров, а информирование третьих лиц о наличии юридического лица как такового. В этой связи при оценке того, обладает ли вывеска рекламным характером, анализу подлежат использованные при ее выполнении средства и их способность влиять на ее общее восприятие рядовым гражданином (потребителем).
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" и пунктам 15, 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменено размещение на уличном фасаде нежилого здания N 30 по ул. Шмидта в г. Таруса (в данном здании размещен магазин "Пятерочка", принадлежащий обществу) информационного материала: "5 пятерочка. Удивительные праздничные СКИДКИ", "АРЕНДА 89208846624" и "5 пятёрочка. Директор по свежести теперь в каждой Пятёрочке", в неустановленном месте, без соответствующих разрешений и согласований органов местного самоуправления.
Оценив указанный информационный материал, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что информация, размещенная обществом на уличном фасаде нежилого здания N 30 по ул. Шмидта в г. Таруса (с учетом места ее размещения), отвечает признакам рекламы, поскольку данная информация способна воздействовать на сознание потребителя таким образом, чтобы убедить его в необходимости посетить данный магазин, приобрести товар именно у этого субъекта предпринимательской деятельности. Размещение обществом сведений о скидках, свежести товара направлено на формирование и поддержание интереса к самому заявителю и осуществляемой им предпринимательской деятельности.
При этом информация о предоставлении скидок не обязательна к распространению в силу закона или обычая делового оборота.
Таким образом, цель размещения данной информации заключается именно в формировании интереса, привлечении внимания к ЗАО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" и реализуемым им товарам.
Следовательно, размещенный обществом информационный материал носит рекламный характер.
С учетом изложенного привлечение ЗАО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" к административной ответственности по части 1 статьи 1.14 Закона Калужской области от 28.02.2011 N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" за нарушение законодательства о рекламе является неправомерным.
По вышеприведенным мотивам довод апелляционной жалобы о правомерности привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции отклоняется.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 28.07.2014 по делу N А23-2180/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу территориального отдела административно-технического контроля N 4 Управления административно-технического контроля Калужской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2180/2014
Истец: ЗАО ТД "Перекресток"
Ответчик: Управление административно-технического контроля Калужской области Территориальный отдел N4, Управление административно-технического контроля Калужской области, территориальный отдел административно-технического контроля N 4