город Ростов-на-Дону |
|
24 сентября 2014 г. |
дело N А32-6725/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимченко О.Х.
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Штерхун Е.Э.
при участии:
от истца Деревенцев И.В. по доверенности от 04.07.2014.
от ответчика Чекалин А.А. по доверенности от 20.12.2013.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.06.2014 по делу N А32-6725/2014
по иску открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт"
(ИНН 2322001997)
к ответчику: открытому акционерному обществу "Российские Железные Дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 167 420 руб.
принятое в составе судьи Баганиной С.А.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт" (далее - истец) обратилось в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице СКЖД (далее - ответчик) о взыскании 167 420 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2014 по делу N А32-6725/2014 с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северо-Кавказской железной дороги, г. Ростов-на-Дону в пользу открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт", г. Туапсе взыскано 83710 руб. штрафа, а также 6022,60 руб. расходов по уплате госпошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, открытое акционерное общество "Российские Железные Дороги" в лице Северокавказских Железных Дорог обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявителем приведены следующие доводы. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих вину ОАО РЖД" в задержке подачи вагонов на пути необщего пользования. В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других лиц при осуществлении перевозки грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и другими актами. В спорный период ОАО "ТМТП" не составлялись акты удостоверяющие факт и причину задержки подачи вагонов. В то же время, ответчиком по факту задержки вагонов на путях станции Туапсе -Сортировочная, составлялись акты общей формы, которыми подтверждается занятость выставочных путей N 5 и 6, по причинам, зависящим от ответчика. Основанием для составления актов явилось неисполнение ОАО "ТМТП" условий договора N 85/4 от 24.01.2012 г.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Российские железные дороги" в лице СКЖД (перевозчик) и ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (порт) заключен договор N 85/4 от 24.01.2012 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "Российские железные дороги", при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги.
В пункте 6 договора установлено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 и N 6 парка "В" станции Туапсе в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчик на свободные участки внутриподъездных путей порта NN11,13 - до предельного столбика стрелки N225, путей NN14, 15 - до грузового фронта N16, путей NN 16-23, 17-21 - до грузового фронта N15, пути N20 - до предельного столбика стрелки N232, путей NN18,19 - до грузового фронта N1.
Согласно разделу 5 договора N 85/4 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов в порт. Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в Порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час 20 мин после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов, прибывших в адрес порта. Занятость и свободность выставочных путей N5 и N6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей ОАО "Туапсинский морской торговый порт" заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика приемосдатчиком станции.
Учитывая положения пунктов 5.1. и 5.2. договора N 85/4, вагоны должны быть поданы через 2 часа после получения портом факсимильного сообщения о подаче вагонов.
В уведомлении содержится информация о времени планируемой подачи, номерах подаваемых вагонов, роде и марке груза (при наличии сведений в перевозочном документе), порядке расположения в маневровой передаче.
Поданные на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт" вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятке приемосдатчика станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточной операции.
Согласно пункту 17.4. договора N 85/4 в течение каждой рабочей смены оперативный обмен информацией и взаимодействие по руководству транспортным процессом на станции Туапсе-Сортировочная и на территории порта осуществляется маневровым диспетчером станции и сменным диспетчером порта.
В соответствии с пунктом 17.6. договора N 85/4 при отсутствии у порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны с экспортным грузом, он дает письменный отказ, который передается диспетчером порта приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная в порту. Письменное уведомление о снятии отказа передается Портом не позднее, чем за один час до начала приема указанных в отказе вагонов.
Судом первой инстанции установлено, что 01.01.2013 на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи находилось 13 вагонов с различными грузами.
Станцией Туапсе-Сортировочная было передано порту уведомление о времени подачи вагонов под выгрузку, однако, вагоны перевозчиком не подавались.
В связи с нахождением гружёных вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная перевозчиком составлен акт общей формы ГУ-23, который портом подписан с возражениями о том, что "ОАО "ТМТП" принимало вагоны на пути необщего пользования в соответствии с пунктом 5 договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов и не давало отказа об отсутствии возможности принять указанные в акте вагоны", а также, что "вагоны находятся на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика, который в соответствии со статьей 100 УЖТ РФ несет ответственность за задержку подачи указанных в акте вагонов с момента запланированной подачи".
Передача указанных вагонов перевозчиком порту осуществлена по памятке приемосдатчика.
ОАО "ТМТП" перевозчику предъявлена претензия о выплате штрафа за задержку подачи вагонов за исх. N 349-ДЖ от 25.06.2013 на сумму 260 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 01.08.2013 за исх. N Юпр-13/1975.
В период с 20.03.2013 по 27.03.2013 на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи находилось 169 вагонов с различными грузами.
Станцией Туапсе-Сортировочная были переданы порту уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку, однако, вагоны перевозчиком не подавались.
В связи с нахождением груженых вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная перевозчиком составлены акты общей формы ГУ-23, которые портом подписаны с возражениями о том, что "ОАО "ТМТП" принимало вагоны на пути необщего пользования в соответствии с пунктом 5 договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов и не давало отказа об отсутствии возможности принять указанные в акте вагоны", а также, что "вагоны находятся на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика, который в соответствии со статьей 100 УЖТ РФ несет ответственность за задержку подачи указанных в акте вагонов с момента запланированной подачи".
Передача указанных вагонов перевозчиком порту осуществлена по памяткам приемосдатчика.
ОАО "ТМТП" перевозчику была предъявлена претензия о выплате штрафа за задержку подачи вагонов за исх. N 348-ДЖ от 25.06.2013 на сумму 76 200 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 01.08.2013 за исх. NЮпр-13/1984.
26.03.2013 на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи находилось 13 вагонов с различными грузами.
Станцией Туапсе-Сортировочная было передано порту уведомление о времени подачи вагонов под выгрузку, однако вагоны перевозчиком не подавались.
В связи с нахождением груженых вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная перевозчиком составлен акт общей формы ГУ-23, который портом подписан с возражениями о том, что "ОАО "ТМТП" принимало вагоны на пути необщего пользования в соответствии с пунктом 5 договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов и не давало отказа об отсутствии возможности принять указанные в акте вагоны", а также, что "вагоны находятся на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика, который в соответствии со статьей 100 УЖТ РФ несет ответственность за задержку подачи указанных в акте вагонов с момента запланированной подачи".
Передача указанных вагонов перевозчиком порту осуществлена по памятке приемосдатчика.
ОАО "ТМТП" перевозчику была предъявлена претензия о выплате штрафа за задержку подачи вагонов за исх. N 350-ДЖ от 25.06.2013 на сумму 2 080 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 01.08.2013. за исх. N Юпр-13/1981.
В период с 11.04.2013 по 12.04.2013 на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи находилось 49 вагонов с различными грузами.
Станцией Туапсе-Сортировочная были переданы порту уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку, однако вагоны перевозчиком не подавались.
В связи с нахождением груженых вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная перевозчиком составлены акты общей формы ГУ-23, которые портом подписаны с возражениями о том, что "ОАО "ТМТП" принимало вагоны на пути необщего пользования в соответствии с пунктом 5 договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов и не давало отказа об отсутствии возможности принять указанные в акте вагоны", а также, что "вагоны находятся на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика, который в соответствии со статьей 100 УЖТ РФ несет ответственность за задержку подачи указанных в акте вагонов с момента запланированной подачи".
Передача указанных вагонов перевозчиком порту осуществлена по памяткам приемосдатчика.
ОАО "ТМТП" перевозчику была предъявлена претензия о выплате штрафа за задержку подачи вагонов за исх. N 351-ДЖ от 25.06.2013 на сумму 18 320 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 01.08.2013 за исх. NЮпр-13/1982.
В период с 26.04.2013 по 30.04.2013 на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи находилось 154 вагона с различными грузами.
Станцией Туапсе-Сортировочная были переданы порту уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку, однако вагоны перевозчиком не подавались.
В связи с нахождением груженых вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная перевозчиком составлены акты общей формы ГУ-23, которые портом подписаны с возражениями о том, что "ОАО "ТМТП" принимало вагоны на пути необщего пользования в соответствии с пунктом 5 договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов и не давало отказа об отсутствии возможности принять указанные в акте вагоны", а также, что "вагоны находятся на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика, который в соответствии со статьей 100 УЖТ РФ несет ответственность за задержку подачи указанных в акте вагонов с момента запланированной подачи".
Передача указанных вагонов перевозчиком порту осуществлена по памяткам приемосдатчика.
ОАО "ТМТП" перевозчику была предъявлена претензия о выплате штрафа за задержку подачи вагонов за исх. N 352-ДЖ от 25.06.2013 на сумму 70 560 руб., которая отклонена ОАО "РЖД" письмом от 01.08.2013 за исх. NЮпр-13/1980.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящими исковыми требованиями в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался нормам ст.ст. 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖДТ).
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
При проверке расчета штрафов судом первой инстанции установлено, что по каждому случаю нарушения сроков подачи вагонов под выгрузку, составлены акты общей формы, представленные в материалы дела, подписанных представителями обеих сторон, уведомлениями ОАО "Туапсинский морской торговый порт", а также графиками занятости выставочных путей N N 5 и 6.
Время окончания задержки (графа N 7 расчета истца) принято на основании графика занятости выставочных путей, которое фиксирует фактическое время подачи вагонов на пути порта.
Положение на выставочных путях фиксируется графиком занятости выставочных путей ОАО "Туапсинский морской торговый порт", который в соответствии с пунктом 5.1.Договора N 85/4 заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах и подписывается приемосдатчиком станции и техником по вагонным операциям порта. Занятость выставочного пути фиксируется сплошной линией. В графиках занятости выставочных путей ОАО "Туапсинский морской торговый порт", составленными перевозчиком и подписанными портом, зафиксируется время занятости выставочных путей N 5 и 6.
При этом даже в случае занятости указанных путей ответчиком не представлено доказательств невозможности подачи вагонов под выгрузку на внутриподъездные пути в срок, указанный в уведомлениях, что допускается пунктом 6 договора.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что факта невозможности подачи указанных в акте вагонов не было. Следовательно, вагоны находились на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика.
Перевозчик не выполнил обязательства по подаче вагонов, предусмотренные договором N 85/4 на подачу и уборку вагонов, не произвел своевременно подачу вагонов, на которые им были переданы уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку.
В соответствии с частью 2 статьи 100 УЖДТ за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В силу статьи 119 УЖДТ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Указанной статьей предусмотрен исчерпывающий перечень случаев составления коммерческих актов. Задержка вагонов на путях общего пользования к таким случаям не относится.
Для удостоверения иных обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 1.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила), обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, предусмотренными в Правилах.
Правила не предусматривают составления иных актов в подтверждение задержки вагонов на путях общего пользования кроме акта общей формы для удостоверения обстоятельств задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, является необоснованным довод железной дороги со ссылкой на статью 119 УЖДТ о том, что в спорный период портом не составлялись акты, удостоверяющие факт и причину задержки подачи вагонов. Из вышеизложенных норм следует, что составление таких актов не предусмотрено.
Обстоятельства задержки вагонов в достаточной мере подтверждены актами общей формы, составленными перевозчиком и подписанными портом с возражениями, согласно которым один из выставочных путей в указанное в актах время был свободным и порт не сообщал об отсутствии возможности принять указанные в актах вагоны. При нахождении на выставочном пути N 5 вагонов станцией Туапсе-Сортировочная производились подачи вагонов на внутриподъездные пути порта и уборки вагонов на станцию, что подтверждается графиками занятости выставочных путей. Истец не доказал продолжительность занятости выставочного пути N 6. Графики занятости выставочных путей свидетельствует о возможности подачи вагонов на внутриподъездные пути N 5 и 6 порта.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о вине железной дороге в задержке вагонов на путях общего пользования и взыскал предусмотренную статьей 100 УЖДТ неустойку.
Довод апеллянта о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих вину ОАО РЖД" в задержке подачи вагонов на пути необщего пользования. В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других лиц при осуществлении перевозки грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и другими актами. В спорный период ОАО "ТМТП" не составлялись акты удостоверяющие факт и причину задержки подачи вагонов. В то же время ответчиком по факту задержки вагонов на путях станции Туапсе -Сортировочная, составлялись акты общей формы, которыми подтверждается занятость выставочных путей N 5 и 6, по причинам, зависящим от ответчика. Основанием для составления актов явилось неисполнение ОАО "ТМТП" условий договора N 85/4 от 24.01.2012 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности первоначального иска и, напротив, об обоснованности встречных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы заявителем оплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. по платежному поручению N 1760643 от 24.01.2014 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2014 по делу N А32-6725/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6725/2014
Истец: ОАО "Туапсинский морской торговый порт"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские Железные Дороги" в лице Северокавказских Железных Дорог, Северо-Кавказская железная дорога - филиал ОАО "РЖД