г. Владивосток |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А24-2048/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Силуэт",
апелляционное производство N 05АП-11171/2014
на решение от 08.07.2014
судьи К.Ю. Иванушкиной
по делу N А24-2048/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Силуэт" (ИНН 4105040294, ОГРН 1114177003775, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.10.2011)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.09.2005)
о признании недействительным предписания от 18.03.2014 N 151/1-5ю (в части),
при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Силуэт" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее по тексту - "инспекция") от 18.03.2014 N 151/1-5ю в части возложения на общество обязанности по проведению перерасчета размера платы за услугу по водоотведению на общедомовые нужды за декабрь 2013 года, январь, февраль 2014 года всем потребителям, проживающим в доме N 3 по проспекту Рыбаков в г.Петропавловске-Камчатском, по указанию в платежных документах оснований произведенных перерасчетов, по обеспечению доступности пользования помещениями общего пользования (колясочные) собственникам и нанимателям в данном многоквартирном доме в срок до 05.05.2014. Кроме того заявитель ходатайствовал об отнесении на инспекцию 35 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 08.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество считает, что инспекция не доказала законность выданного предписания. Настаивает на правомерности включения в платежные документы, предъявляемые к оплате потребителям, платы за водоотведение на общедомовые нужды, которая включает бытовые стоки, образующиеся от потребления горячей и холодной воды на общедомовые нужды. Наличие запорной арматуры на колясочных не рассматривает в качестве ограничения свободного доступа к общему имуществу, поскольку жильцы дома располагают информацией о том, у кого находится ключ от указанных помещений и могут воспользоваться им. Полагает, что замки на дверях колясочных обеспечивают сохранность общего имущества многоквартирного дома.
Инспекция по тексту представленного в материалы дела отзыва возражала против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просила оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
Общество осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 3 по проспекту Рыбаков в г.Петропаловске-Камчатском.
В связи с обращением жителей указанного дома на основании приказа от 23.01.2014 N 151 инспекцией проведено мероприятие по государственному контролю (надзору) за исполнением обществом требований жилищного законодательства.
В ходе проведения указанного мероприятия инспекцией установлено, что в платежных документах за декабрь 2013 года, январь, февраль 2014 года потребителям, проживающим в доме N 3 по проспекту Рыбаков в г.Петропавловске-Камчатском, выставлена плата за услугу по водоотведению на общедомовые нужды, в то время как дом общедомовым прибором учета сточных вод не оборудован и норматив на водоотведение в Петропавловск-Камчатском городском округе не установлен. Также выявлено неуказание в платежных документах оснований произведенных перерасчетов (корректировок).
В ходе осмотра дома инспекцией выявлено, что обществом не обеспечен доступ в колясочные. На момент проверки входные двери в колясочные были закрыты на запорные устройства (навесные и врезные замки). Документы, подтверждающие принятие собственниками помещений решения об использовании колясочных в каких-либо целях, обуславливающих наличие вышеуказанных запорных устройств, представлены не были.
По результатам проверки инспекцией составлен акт проведения внепланового мероприятия по государственному контролю от 11.02.2014 N 151/1-5ю.
18.03.2014 инспекцией заявителю выдано предписание N 151/1-5ю, согласно которому обществу в срок до 05.05.2014 следовало произвести перерасчет размера платы за услугу по водоотведению на общедомовые нужды за декабрь 2013 года, январь, февраль 2014 года всем потребителям, проживающим в доме N 3 по проспекту Рыбаков в г.Петропавловске-Камчатском, которым в указанные периоды выставлялась к оплате данная услуга, указывать в платежных документах основания произведенных перерасчетов, а также обеспечить доступность пользования помещениями общего пользования (колясочными) собственникам и нанимателям в данном многоквартирном доме.
Не согласившись с предписанием инспекции, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных полномочий, при наличии законных оснований и в целях устранения выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЖК РФ") предусмотрена обязанность граждан и организацией своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 данной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - "Правила N 354"), предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее по тексту - "Правила N 306").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из пункта 29 Правил N 306 исключен абзац 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
В предшествующих редакциях пункта 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена, в частности, коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Следовательно, с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды отменен, плата за водоотведение по нормативу на общедомовые нужды не подлежит взиманию с потребителей.
Между тем в нарушение вышеуказанных норм обществом в платежных документах за декабрь 2013 года, январь, февраль 2014 года потребителям, проживающим в доме N 3 по проспекту Рыбаков в г.Петропавловске-Камчатском, выставлялась к оплате услуга по водоотведению на общедомовые нужды. Установив указанное обстоятельство, инспекция правомерно обязала общество произвести перерасчет размера платы за услугу по водоотведению за указанные периоды.
Пунктом 67 Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно подпункту "ж" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указываются сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
В ходе проведенного мероприятия по государственному контролю инспекцией выявлено, что основания произведенных перерасчетов платы за коммунальные услуги обществом не указываются. Указанный факт подтверждается представленными в материалы дела счетами-извещениями за октябрь, ноябрь и декабрь 2013 года, выставленными обществом одному из собственников помещений в многоквартирном доме.
Оценивая оспариваемое предписание в части обязания обеспечить доступность пользования помещениями общего пользования (колясочные) собственникам и нанимателям помещений в спорном доме, коллегия исходит из того, что в силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе колясочные, включаются в состав общего имущества.
Пунктом 1.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Аналогичное положение закреплено в пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных норм колясочные в спорном доме оборудованы замками и недоступны для общего пользования собственников и нанимателей помещений. Указанный факт обществом ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ни в апелляционной инстанции опровергнут не был.
По правилам части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего спора факт нарушения обществом требований жилищного законодательства был установлен, инспекция правомерно выдала обществу предписание об их устранении.
Доказательства того, что выданное предписание повлекло нарушение прав и законных интересов общества, в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что оснований для признания недействительным предписания инспекции в оспариваемой части в ходе рассмотрения дела установлено не было, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины и судебные расходы на оплату услуг представителя в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований отнесены судом первой инстанции на общество. Основания для взыскания с инспекции 35 000 руб. расходов на оплату услуг представителя отсутствовали.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 08.07.2014 по делу N А24-2048/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2048/2014
Истец: ООО "Управляющая компания "Силуэт"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Камчатского края