г. Вологда |
|
22 сентября 2014 г. |
Дело N А13-2361/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Бывалово" Фалалеева А.А. по доверенности от 27.02.2014, от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области Большакова А.Р. по доверенности от 10.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Бывалово" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 июня 2014 года по делу N А13-2361/2014 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Бывалово" (ОГРН 1063525105676; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности по городу Вологда Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - отдел) от 19.12.2013 N 857/1/1.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 05 марта 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, на нарушение судом норм материального права.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
Отдел надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителей общества и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в период с 12.12.2012 по 26.12.2012 проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности, отдел выдал обществу предписание от 26.12.2012 N 1190/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (далее - предписание от 26.12.2012), которым обязал заявителя в срок до 01.11.2013 выполнить следующие мероприятия: демонтировать кладовые на лестничных клетках в домах N 23, 25, 29, 33, 37 по улице Новгородской города Вологды (пункт 1); убрать ящики для хранения вещей на лестничных площадках в домах N 23, 25, 29, 33, 37 по улице Новгородской города Вологды (пункт 2); демонтировать кладовые на лестничных маршах первых этажей в домах N 33, 35, 35а по улице Новгородской города Вологды (пункт 3).
В период с 06.12.2013 по 19.12.2013 на основании распоряжения от 02.12.2013 N 857 проведена внеплановая выездная проверка исполнения вышеуказанного предписания от 26.12.2012.
В ходе данной проверки отделом выявлено, что нарушения требований пожарной безопасности перечисленных в пунктах 1, 2, 3 предписания от 26.12.2012, общество не устранило.
По результатам проверки отделом составлен акт проверки от 19.12.2013 N 857 и в адрес общества старшим инспектором отдела вынесено предписание от 19.12.2013 N 857/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (далее - предписание от 19.12.2013), которым обществу предложено в срок до 01.11.2014 выполнить следующие мероприятия:
- демонтировать кладовые на лестничных клетках в домах N 23, 25, 29, 33, 37 по улице Новгородской города Вологды (пункт 1);
- убрать ящики для хранения вещей на лестничных площадках в домах N 23, 25, 29, 33, 37 по улице Новгородской города Вологды (пункт 2);
- демонтировать кладовые на лестничных маршах первых этажей в домах N 33, 35, 35а по улице Новгородской города Вологды (пункт 3).
В предписании от 19.12.2013 указано, что тем самым обществу необходимо устранить нарушения обязательным требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, а именно подпункта "к" пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390).
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор представляет собой осуществляемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
В силу статьи 6 названного Закона, а также подпункта "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение N 290), государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания, в частности, об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции).
Из положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Из положений пункта 59 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее - Административный регламент от 28.06.2012 N 375), следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа государственного пожарного надзора, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать предписание об устранении нарушений и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения.
Органами государственного пожарного надзора являются, структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции) (подпункт "в" пункта 2 Положения N 290).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание от 19.12.2013 выдано уполномоченным должностным лицом отдела - органа государственного пожарного надзора.
По смыслу вышеприведенных правовых норм, предусматривающих выдачу предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указанное предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, направленное на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности и порождающее правовые последствия для конкретных лиц. Указанное предписание должно быть законным, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
Следовательно, основанием для выдачи органом пожарного надзора предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности может являться факт нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Статьей 1 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Правила N 390 содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пункту 23 Правил N 390 на объектах запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы (подпункт "к").
Пунктом 6.32 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*) также предусмотрено, что в лестничных клетках не допускается размещать встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на лестничных клетках в домах N 23, 25, 29, 33, 37 по улице Новгородской города Вологды и на лестничных маршах первых этажей в домах N 33, 35, 35 "а" по улице Новгородской города Вологды допущено размещение кладовых, на лестничных площадках в домах N 23, 25, 29, 33, 37 по улице Новгородской города Вологды - размещение ящиков для хранения вещей.
Данные нарушения отражены в акте проверки от 19.12.2013. Доводов и доказательств, опровергающих указанные обстоятельства обществом не приведено и не представлено.
Материалами дела подтверждено и заявителем не оспаривалось, что на момент проведения проверки выполнения ранее выданного предписания от 26.12.2012 по устранению нарушений требований пожарной безопасности обществом не выполнены требования пунктов 1, 2, 3 этого предписания.
Доказательства, позволяющие установить, что кладовки и ящики для хранения вещей, перечисленные в оспариваемом предписании от 19.12.2013, предусмотрены проектной документацией соответствующих многоквартирных домов, в материалы дела не представлены.
Следовательно, наличие фактических и правовых оснований для выдачи по результатам проверки проведенной в период с 06.12.2013 по 19.12.2013 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, управлением доказано.
По мнению подателя жалобы, у органа государственного пожарного надзора отсутствуют законные основания для возложения именно на заявителя обязанности по устранению перечисленных в оспариваемом предписании нарушений обязательных требований пожарной безопасности путем демонтажа кладовок и ящиков для хранения вещей.
Из положений пункта 59 Административного регламента от 28.06.2012 N 375 следует, что при выдаче предписаний об устранении нарушений должностное лицо органа государственного пожарного надзора должно учитывать разграничение ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности на проверяемом объекте.
В данном случае отдел правильно установил, что общество является лицом, взявшим на себя обязанность по обеспечению требований противопожарной безопасности многоквартирных домов, перечисленных в предписании от 19.12.2013.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Из материалов дела следует, что общество на основании договоров, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, в качестве управляющей организации осуществляет управление указанными в предписании от 19.12.2013 спорными многоквартирными жилыми домами, расположенными в городе Вологде, а именно, домами N 23, 25, 29, 33, 35, 35 "а", 37 по улице Новгородской.
Учитывая вышеизложенное, общество является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в указанных домах.
Кроме того, из положений пункта 33 Правил N 390 следует, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей).
Принимая во внимание, что обязанность по проведению противопожарных мероприятий лежит на управляющей организации, однако общество допускает в спорных многоквартирных домах наличие выявленных отделом нарушений, обязанность по их устранению правомерно возложена на общество.
Доказательств того, что устройство выявленных при проверке кладовых и ящиков для хранения вещей допущено гражданами, проживающими в обслуживаемых обществом многоквартирных домах, не представлено. Данных о круге конкретных лиц, которые владеют и пользуются спорными кладовками и ящиками, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 июня 2014 года по делу N А13-2361/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Бывалово" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2361/2014
Истец: ООО Управляющая компания "Бывалово"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности по г. Вологда УНД ГУ МЧС России по Вологодской области
Третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области