Москва |
|
22 сентября 2014 г. |
Дело N А40-65188/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.С. Маслова,
судей М.С. Сафроновой и П.А. Порывкина
при ведении протокола судебного заседания Е.А. Комковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2014
по делу N А40-65188/14, принятое судьей А.Н. Нагорной,
по иску ЗАО "Москва - Макдоналдс"
к ГУ - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области
третье лицо: ГУ-Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области
о признании незаконным отказа ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области принятии отчетности ЗАО "Москва-Макдоналдс" за 9 месяцев 2013 г.
при участии в судебном заседании:
от истца: Акчурина Г.М. (доверенность от 13.01.2014), Голованёв М.А. (по доверенности от 13.01.2014)
от ответчика: Хандримайлова О.А. (по доверенности от 09.06.2014)
от третьего лица: Давыдова Г.И. (по доверенности от 17.12.2013)
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Москва-Макдоналдс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - ответчик, пенсионный фонд) в принятии отчетности ЗАО "Москва-Макдоналдс" за 9 месяцев 2013 года и об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия отчетности ЗАО "Москва-Макдоналдс" за 9 месяцев 2013 года, представленной 27.12.2013.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судом решением, пенсионный фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В дополнениях к апелляционной жалобе пенсионный фонд указывает на то, что поскольку страхователем так и не были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 9 месяцев 2013 года с устраненными ошибками, то отказ пенсионного фонда является правомерным.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и в дополнении к ней.
Представитель общества просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав заявителя жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель в установленный срок представил ответчику в электронном виде отчетность за 9 месяцев 2013 года по форме РСВ-1 ПФР и по формам АДВ-6-5, СЗВ-6-4, АДВ-6-2 (персонифицированный учет) с учетом начисленных и уплаченных страховых взносов за 3 квартал 2013 года.
Протоколом проверки файлов в приеме отчетности за 3 квартал 2013 года было отказано по причине наличия расхождений между сведениями заявителя и ответчика, а именно: несовпадение отдельных показателей (начисление/уплата), исчисленных нарастающим итогом с 01.01.2010; в отношении отдельных застрахованных лиц сумма уплаченных страховых взносов, по данным ответчика, превышает сумму начисленных страховых взносов; расхождения при указании фамилии, имени, отчества застрахованного лица.
В приеме неоднократного (27.11.2013, 03.12.2013, 12.12.2013, 18.12.2013 и 27.12.2013) повторного представления отчетности за 3 квартал 2013 года также было отказано.
В последующем заявитель 23.12.2013 обращался к ответчику с просьбой провести сверку расчетов, а также трижды обращался с аналогичной просьбой к третьему лицу (15.01.2014, 03.03.2014, 11.04.2014), однако сверка расчетов ни ответчиком, ни третьим лицом не проведена.
Полагая отказ в принятии отчетности не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы страхователя, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действия ответчика по отказу в принятии отчетности за 9 месяцев 2013 года не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом суд, установив, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета поданы обществом своевременно, с соблюдением требований Федеральных законов N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", по установленным формам и в соответствии с установленным порядком заполнения соответствующих отчетных форм и с соблюдением электронного формата представления, пришел к выводу о том, что у пенсионного фонда отсутствовали полномочия для их непринятия.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда.
Нормами пункта 1 статьи 11 и 15 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, на основании данных бухгалтерского учета, приказов и других документов по учету кадров.
Положениями подпункта 10 пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлено, что органы контроля за уплатой страховых взносов в частности обязаны принимать расчеты страховых взносов, документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, в форме электронных документов наравне с документами, представленными на бумажных носителях.
Пунктами 31 и 32 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от страхователей отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц, утвержденного Приказом Минтруда России от 21.09.2012 N 196н, установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по приему от страхователей отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц.
В соответствии с вышеуказанными нормами права основаниями для отказа являются: несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормативных правовых актов Российской Федерации; нарушение Инструкции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), при подготовке сведений, содержащихся в представленных страхователем документах.
Как следует из материалов дела, общество по телекоммуникационным каналам связи направляло в адрес пенсионного фонда отчетность по формам, утвержденным законодательством, действующим в соответствующем отчетном периоде и заполненным в соответствии с требованиями Инструкции N 987н на основании данных бухгалтерского и кадрового учета общества.
Однако, пенсионным фондом было отказано в принятии отчетности.
Суд, проанализировав протоколы предварительной проверки файлов, установил, что в них не содержится ссылок на нормы права, в соответствии с которыми выявленные ошибки могли бы быть квалифицированы в качестве нарушения, позволяющему пенсионному фонду в соответствии с нормами Административного регламента и пункта 39 Инструкции N 987н отказать обществу в приеме отчетности.
При этом, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, а также исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, пришел к выводу о том, что превышение уплаты страховых взносов над начислениями по застрахованным лицам, несовпадение отдельных показателей (начисление/уплата), исчисленных нарастающим итогом с 01.01.2010 и расхождения при указании фамилии, имени, отчества застрахованного лица, не свидетельствуют о представлении обществом недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом учтено, что указание на ошибки формата представления отчетности, ее состава, применяемых отчетных форм либо нарушение порядка их заполнения, протоколы не содержат; информация о наличии ошибок в сведениях персонифицированного учета за 3 квартал 2013 года в указанных протоколах также отсутствует; какие-либо документы для проведения камеральной проверки предоставленных сведений на достоверность у заявителя не запрашивались, при том, что с момента первичного отказа в принятии отчетности за 3 квартал 2013 года заявителем предпринимались все предусмотренные законом меры для выяснения причин такого отказа.
Также заявителем неоднократно направлялась уточненная отчетность (в части ФИО) и каждый раз отчетность не принималась, в полученном протоколе указывалось на новые расхождения, которые в предыдущих протоколах отсутствовали. Показатели чисел обществом не корректировались, поскольку согласно протоколу расхождения в числовых показателях возникли за пределами текущего отчетного периода. Протокол информации о моменте возникновения существующих, по мнению ответчика, расхождений и их причин также не содержит. Таким образом, у заявителя объективно отсутствовала возможность каким-либо образом скорректировать отчетность даже при наличии расхождений.
По сути, ошибки, указанные в протоколах предварительной проверки файлов, возникли в связи с некорректной работой аппаратно-программного комплекса Пенсионного фонда Российской Федерации и, соответственно, не могли служить основанием для отказа в принятии отчетности общества.
На основании изложенного и принимая во внимание то, что нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не содержат оснований, по которым страхователю может быть отказано в приеме отчетности, а отчетность общества неосновательно не принималась пенсионным фондом, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что представление в установленный срок соответствующих сведений, содержащих ошибки и недочеты в оформлении, не может приниматься как соблюдение требований Закона об обязательном пенсионном страховании и Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, в связи с чем отказ пенсионного фонда в принятии отчетности является правомерным, судом апелляционной инстанции проверен и отклонен как несостоятельный.
Так, закон об индивидуальном (персонифицированном) учете возлагает на страхователя обязанность представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета. При этом данный закон не дает органу пенсионного фонда возможности отказать в принятии указанных сведений. В случае, если эти сведения содержат недостоверные сведения, либо ошибки, которые не свидетельствуют о недостоверности сведений, к страхователю могут быть применены соответствующие предусмотренные законом правовые последствия, в числе которых не числятся отказ в принятии сведений.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о выявлении пенсионным фондом недостоверности представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также о привлечении в связи с этим общества к ответственности.
Довод пенсионного фонда о том, что, поскольку сведения, указанные в некорректной отчетности, не могут быть разнесены по лицевым счетам застрахованных лиц и учтены при реализации их пенсионных прав в силу чего решение суда первой является неисполнимым, подлежит отклонению, поскольку в данном случае некорректности представленной обществом отчетности судом не установлено и пенсионный фонд был обязан принять отчетность, а, в случае выявления противоречий, вправе был самостоятельно внести необходимые корректировки или назначить проверку.
Более того, при рассмотрении жалобы пенсионного фонда суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что фактически позиция заявителя жалобы сводится к тому, что любая ошибка в отношении предоставленных сведений, расчетов, либо уплаченных сумм страховых взносов, свидетельствует о нарушении страхователями требований законодательства, что оценивается апелляционным судом как противоречие нормам действующего законодательства.
Довод пенсионного фонда о том, что он не является надлежащим ответчиком в настоящем споре, также подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, в том числе уведомления пенсионного фонда от 16.09.2013, непосредственное администрирование направляемой обществом отчетности осуществлял ответчик, соответственно, действия связанные с приемом и обработкой отчетности, включая действия, выразившиеся в непринятии отчетности общества, совершались непосредственно им.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что указанный довод в суде первой инстанции пенсионным фондом не заявлялся.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения, принятого Арбитражным судом города Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 269, 271, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2014 по делу N А40-65188/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.С. Маслов |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65188/2014
Истец: ЗАО "Москва - Макдоналдс", ЗАО "Москва-Макдоналдс"
Ответчик: Главное Управление - Отделение Пенсионного Фонда России по г. Москве и Московской области, Отделение ПФРФ
Третье лицо: ГУ ПФР N10 РФ, ГУ-ГУ ПФР N 10 по Москве и Московскрой области