город Омск |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А75-3549/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Верёвкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8841/2014) Администрации Нижневартовского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 июня 2014 года по делу N А75-3549/2014 (судья И.С. Неугодников), принятое по иску Администрации Нижневартовского района (ОГРН 1028601870967, ИНН 8620008290, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.07.1997, место нахождения: 628616, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 6) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (ОГРН 1098601001157, ИНН 8601038677, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.07.2009, место нахождения: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, 39/2) о признании передачи имущества недействительной и применении последствий недействительности сделки,
третьи лица: Управление Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600516010, ИНН 8601010390, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.1997, место нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Ленина, 55), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600513061, ИНН 8601001187, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.1990, место нахождения: 628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, дом 29), общество с ограниченной ответственностью "ЮграТрансГаз" (ОГРН 1108603005610, ИНН 8620019542, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.03.2010, место нахождения: 628634, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, п. Пионерная база),
при участии в судебном заседании:
от Администрации Нижневартовского района - представитель Мурзыванова С.В. (паспорт, доверенность N 1-30Д от 16.04.2014 сроком действия один год);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - представитель не явился, извещено;
от Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, извещено;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, извещено;
от общества с ограниченной ответственностью "ЮграТрансГаз" - представитель не явился, извещено;
установил:
Администрация Нижневартовского района (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - ответчик) о признании передачи недвижимого имущества - здания тепло-холодного склада ОМТС, общей площадью 1 138,5 кв.м., расположенного по адресу: Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Балыкина, 4, земельного участка под существующее здание тепло-холодного склада и прилегающую территорию, общей площадью 16 450 кв.м., кадастровый (или условный) номер: 86:04:0000018:394, расположенный по адресу: Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Балыкина, 4 из собственности муниципального образования Нижневартовский район в федеральную собственность недействительной в силу её несоответствия требованиям закона, а также об обязании ответчика передать из федеральной собственности в муниципальную собственность Нижневартовского района недвижимое имущества - здание тепло-холодного склада ОМТС, общей площадью 1 138,5 кв.м. расположенное по адресу: Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Балыкина, 4 и земельный участок под существующее здание тепло-холодного склада и прилегающую территорию, общей площадью 16450 кв.м., кадастровый (или условный) номер: 86:04:0000018:394, расположенный по адресу: Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Балыкина, 4.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.04.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, общество с ограниченной ответственностью "ЮграТрансГаз".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10.06.2014 по делу N А75-3549/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Нижневартовского района обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10.06.2014 по делу N А75-3549/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация Нижневартовского района указала на несоответствие выводов суд обстоятельствам дела.
От Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых государственный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счёл возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, решением Думы Нижневартовского района от 17.04.2012 N 186 (л.д. 29) утвержден перечень недвижимого имущества, подлежащего передаче из муниципальной собственности района в собственность Российской Федерации (л.д. 30, 31), пунктами 7, 8 которого предусмотрена передача спорных объектов: здания тепло-холодного склада ОМТС, общей площадью 1 138,5 кв.м., расположенного по адресу: Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Балыкина, 4, а так же земельный участок под существующее здание тепло-холодного склада и прилегающую территорию, общей площадью 16 450 кв.м., кадастровый (или условный) номер: 86:04:0000018:394, расположенный по адресу: Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Балыкина, 4.
Актом от 11.02.2013 (л.д. 32, 33) спорные объекты переданы Российской Федерации. Переход права собственности подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 36, 37).
В последующем за Отделом Министерства внутренних дел России по Нижневартовскому району зарегистрировано право оперативного управления на здания тепло-холодного склада ОМТС и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым (или условный) номером 86:04:0000018:394.
Полагая, что объекты были переданы в собственность Российской Федерации с нарушением норм действующего законодательства, Администрация Нижневартовского района обратилась в суд с настоящим иском о признании передачи недвижимого имущества - здания тепло-холодного склада ОМТС, общей площадью 1 138,5 кв.м., расположенного по адресу: Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Балыкина, 4, земельного участка под существующее здание тепло-холодного склада и прилегающую территорию, общей площадью 16 450 кв.м., кадастровый (или условный) номер: 86:04:0000018:394, расположенный по адресу: Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Балыкина, 4 из собственности муниципального образования Нижневартовский район в федеральную собственность недействительной в силу её несоответствия требованиям закона, а также об обязании ответчика возвратить из федеральной собственности в муниципальную собственность Нижневартовского района вышеуказанные объекты.
Суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении заявленных им требований.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ материалы дела, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; (далее по тексту - Федеральный закон N 122-ФЗ) указано, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.
В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
В пункте 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что в федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно части 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (абзацы 18, 19 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно абзацу 21 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац 22 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений (абзац 24 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения (абзац 25 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок (абзац 26 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества (абзац 27 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке (абзац 28 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно абзацу 32 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи (абзац 34 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
Таким образом, в силу прямого указания положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ в предусмотренных случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом решение о передаче имущества является основанием возникновения права.
Как было указано выше, в данном случае спорное имущество было передано в федеральную собственность во исполнение решения Думы Нижневартовского района от 17.04.2012 N 186 (л.д. 29).
Следовательно, учитывая требования Федерального закона N 122-ФЗ, основанием возникновения права собственности на спорное имущество, переданное по акту от 11.02.2013 (л.д. 32, 33), является именно решение Думы Нижневартовского района от 17.04.2012 N 186 (л.д. 29).
Податель апелляционной жалобы полагает, что передача имущества в федеральную собственность на основании указанного акта от 11.02.2013 является ничтожной сделкой.
Однако, указанный довод является неверным на основании следующего.
В силу статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В свою очередь, суд апелляционной инстанции считает, что по своей гражданско-правовой природе, акт приема-передачи подтверждает только факт передачи имущества и сделкой не является, поскольку сам по себе акт приема-передачи имущества, в силу указанных норм гражданского законодательства и Федерального закона N 122-ФЗ, в отрыве от процедуры передачи имущества в собственность от одного публичного образования другому и принятии соответствующего решения о передаче имущества, не влечет возникновение прав на имущество, переданное по данному акту.
В силу приведенных положений Федерального закона N 122-ФЗ возникновение у Российской Федерации прав на спорное имущество происходит именно в результате принятия соответствующего решения органа власти.
В связи с этим передача имущества по акту приема-передачи не является самостоятельной сделкой в контексте статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, а является исполнением воли органа власти, принявшего решение о передачи имущества, и реализацией этого решения.
Таким образом, учитывая, что акт приема-передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования Нижневартовский район и переданного в федеральную собственность, свидетельствует лишь об исполнении решения Думы Нижневартовского района от 17.04.2012 N 186, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что данная передача имущества не соответствует признакам сделки, поскольку сама по себе не направлена на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Поскольку оспариваемая Администрацией Нижневартовского района передача имущества по акту приема-передачи от 11.02.2013 во исполнение решения Думы Нижневартовского района от 17.04.2012 N 186, не является сделкой, следовательно не могут быть применены положения статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая указанное, суд первой инстанции правомерно оставил без удовлетворения требования Администрации Нижневартовского района.
При таких обстоятельствах, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не имеющие в данном случае правового значения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как Администрация Нижневартовского района, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 июня 2014 года по делу N А75-3549/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
А.В. Верёвкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3549/2014
Истец: Администрация Нижневартовского района
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в ХМАО - Югре, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ХМАО - Югре
Третье лицо: ООО "ЮграТрансГаз", Управление Министерства внутренних дел России по ХМАО-Югре, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОС.РЕГИСТРАЦИИ КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ХМАО-ЮГРЕ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре