г. Ессентуки |
|
03 ноября 2010 г. |
Дело N А61-1234/10 |
02 ноября 2010 года объявлена резолютивная часть постановления.
03 ноября 2010 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Баканова А.П., Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола секретарем Амироковой Я.Х.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление Росреестра по РСО-А) и администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородного района на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 26.08.2010 по делу N А61-1234/2010 по заявлению Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук к Управлению Росреестра по РСО-Алания, АМС Пригородного района РСО-А, ОНО ОПХ "Михайловское", СПК "Старт", заинтересованное лицо - Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - РАСХН) об обязании зарегистрировать право ГНУ СК НИИ ГПСХ РАСХН на земельный участок площадью 52,68 га; об обязании внести изменения в постановления АМС Пригородного района РСО-А от 14.05.2008 N 215 и от 02.06.2008 N 239 в части изменения площади земельного участка с 52,3104 га на 52,68 га; о признании недействительным договора аренды от 29.11.2006 N 70, заключенного АМС Пригородного района РСО-А с ОНО ОПХ "Михайловское"; о признании недействительным договора субаренды от 08.02.2007, заключенного ОНО ОПХ "Михайловское" и СПК "Старт"; с участием третьего лица с самостоятельными требованиями - Территориальное Управление Росимущества в РСО-А с требованием о признании права собственности Российской Федерации на земельные участки, указанные в Государственных актах от 16.01.1997 N 423 и без даты N 78; о признании права (постоянного) бессрочного пользования на участок указанный в госакте N 423 за СК НИИ ГПСХ (судья Акимцева С.А.),
в судебное заседание явились:
от администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородного района - Плиева А.Т. по доверенности от 30.07.2010 N 03-15/724,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания - не явился, извещено 11.10.2010,
от Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук - директор Абаев А.А., Царакова Г.В. по доверенности от 26.05.2010, Гагиева С.С. по доверенности от 30.07.2010 N 1011229,
от ОНО ОПХ "Михайловское" - не явился, извещено13.10.2010,
от СПК "Старт" - Самова Ф.Х. по доверенности от 15.10.2010 N 5,
от Территориального Управления Росимущества в РСО-А - Ситохов Б.Е. по доверенности от 16.06.2010 N 05/1176,
от Российской академии сельскохозяйственных наук - не явился, извещена 12.10.2010,
УСТАНОВИЛ:
Государственное научное учреждение Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ СК НИИ ГПСХ РАСХН) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением об обязании Управления Росреестра по РСО-А зарегистрировать право НИИ на земельный участок площадью 52,68 га; об обязании АМС Пригородного района РСО-А (далее - администрация) внести изменения в постановления от 14.05.2008 N 215 и от 02.06.2008 N 239 в части изменения указанной в них площади земельного участка с 52,3104га на 52,68 га; о признании недействительным договора аренды от 29.11.2006 N 70, заключенного АМС Пригородного района РСО-А с ОНО ОПХ "Михайловское"; о признании недействительным договора субаренды от 08.02.2007, заключенного ОНО ОПХ "Михайловское" и СПК "Старт".
Заявленные требования мотивированы необоснованным отказом Управления Росреестра по РСО-А в регистрации земельного участка площадью 52,68 га по причине заключения ОНО ОПХ "Михайловское" и АМС Пригородного района РСО-А договора аренды, в том числе и на этот участок.
Территориальное Управление Росимущества в РСО-А обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о вступлении в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями. Заявленные требования мотивированы тем, что спорные земельные участки являются федеральной собственностью в силу прямого предписания закона, в связи с чем дело не может быть рассмотрено без участия Росимущества как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника по управлению федеральным имуществом от имени РФ.
Определением суда от 16.08.2010 в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, в дело вступило Территориальное управление Росимущества в РСО-А (далее - Росимущество) с требованиями о признании права собственности Российской Федерации на земельные участки, указанные в Государственных актах от 16.01.1997 N 423 и N 78 (без даты) площадью 52, 68 га и 703 га соответственно.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 26.08.2010 в удовлетворении требований ГНУ СК НИИ ГПСХ РАСХН отказано. Производство по делу по требованиям ГНУ СК НИИ ГПСХ РАСХН о признании недействительными договора аренды от 29.11.2006 N 70, заключенного АМС Пригородного района РСО-А с ОНО ОПХ "Михайловское", и договора субаренды от 08.02.2007, заключенного ОНО ОПХ "Михайловское" и СПК "Старт" прекращено в связи с отсутствием предмета спора.
Требования Росимущества удовлетворены. Суд признал право собственности Российской Федерации на земельные участки площадью 52,68 га, предоставленный НИИ в бессрочное (постоянное) пользование согласно государственному акту от 06.01.1997 N 423, и площадью 703 га, предоставленный организации научного обслуживания Опытно-производственного хозяйства "Михайловское" Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук согласно государственному акту N 78, расположенные по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, севернее сел. Михайловское, объединенные в земельный участок единого землепользования с кадастровым номером 15:08:01 02 02:18 общей площадью 754,6693га. Судебный акт мотивирован тем, что спорные земельные участки относятся к землям федеральной собственности, в связи с чем у администрации отсутствовало право распоряжаться спорными земельными участками.
Не согласившись с данным решением суда, Управление Росреестра по РСО-А подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что судом первой инстанции не применены подлежащие применению нормы закона. По мнению управления, суд первой инстанции необоснованно удовлетворил иск Росимущества, поскольку последний предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Не согласившись с оспариваемым решением, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить в части удовлетворенных требований. По мнению заявителя, организация научного обслуживания Опытно-производственное хозяйство "Михайловское" (далее - организация) не является федеральным предприятием и не является организацией подведомственной Российской академии сельскохозяйственных наук. Кроме того, заявитель считает, что спорный земельный участок не может быть отнесен к числу объектов федеральной собственности, поскольку указанный участок не был предоставлен государственному унитарному предприятию и не находился на праве пользования у академии наук. В судебном заседании представитель администрации поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Росимущества и СК НИИ ГПСХ в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционных жалоб по доводам, изложенным в отзыве на них, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. До рассмотрения апелляционной жалобы по существу, от представителя Российской академии сельскохозяйственных наук поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости частичной отмены принятого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Указом Президента РФ от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) была создана единая Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), которой пунктом 3 данного Указа переданы в собственность все основные фонды, научные приборы, предприятия и оборудование РАСХН и ее научных учреждений, а также находящееся на территории Российской Федерации собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
При этом вновь созданной РАСХН переданы в бессрочное, бесплатное пользование земли, ранее предоставленные РАСХН, ВАСХНИЛ и их научным учреждениям - РАСХН земли предоставлены Указом Президента Российской Федерации 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" в бессрочное, бесплатное пользование, которые ранее были предоставлены Российской академии сельскохозяйственных наук, ВАСХНИЛ и их научным учреждениям (пункт 3 названного Указа) и относящиеся к федеральной собственности.
Как указал суд первой инстанции, из указанных нормативных правовых актов следует вывод, что имущество, переданное РАСХН, является федеральной собственностью.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук", постановлением Верховного Совета РФ от 28.05.1992 N 2861 -1 "О развитии сельскохозяйственной науки", постановлением Правительства РФ от 28.02.2009 N 180 "О Российской академии сельскохозяйственных наук", Уставами РАСХН, принятыми и зарегистрированными в установленном законом порядке 05.02.1992, 12.02.1998, 28.02.2009, РАСХН является некоммерческой научной организацией и наделена правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и Уставом, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных академии организаций (включая научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы), закрепление за ними федерального имущества, включенного в утверждаемый Правительством РФ реестр федерального имущества, передаваемого академии, а также правом на утверждение уставов подведомственных академии организаций и назначение их руководителей.
СК НИИ ГПСХ РАСХН, заявитель по делу, является правопреемником СевероОсетинской селекционно-опытной станции, созданной в соответствии с приказом Северо-Кавказского краевого земельного управления от 25.01.1927 N 9.
Приказом по Министерству сельского хозяйства РСФСР от 02.11.1956 N 471 "Об организации опытных хозяйств государственных сельскохозяйственных опытных станций" в Северо-Осетинской АССР на базе хозяйства бывшей Северо-Осетинской селекционной станции была создана Северо-Осетинская государственная сельскохозяйственная опытная станция (т.2, л.д.77-78).
На ее базе Приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 23.08.1971 N 544 "Об организации Северо-Кавказского научно-исследовательского института горного и предгорного сельского хозяйства" был организован СК НИИ ГПСХ. (т.2, л. д.79-80).
Указанным Приказом N 544 было утверждено Положение об СК НИИ ГПСХ, согласно пункту 1 которого Институт финансировался и подчинялся непосредственно Всероссийскому отделению ВАСХНИЛ (т.2, л.д.81).
Приказом Минсельхоза РСФСР от 15.01.1979 N 128 СК НИИ ГПСХ передан в непосредственное подчинение Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ).
На основании Указа Президента РФ от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" СК НИИ ГПСХ ВАСХНИЛ было передано в РАСХН, как подведомственная ей некоммерческая научная организация, созданная в форме учреждения.
ГНУ СК НИИ ГПСХ РАСХН осуществляет свою деятельность на основании Устава, в редакции, утвержденной постановлением Президиума РАСХН от 17.12.2009 (протокол N 13), и зарегистрированного 01.02.2010 в ИФНС России по Пригородному району РСО-Алания.
Пунктом 2 данного Устава закреплено, что учредителем СК НИИ ГПСХ является РАСХН.
.
Статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" установлено, что РАСХН является имеющей государственный статус некоммерческой организацией, которая наделяется правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, названным Федеральным законом и уставом академии, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в состав предприятий, учреждений и организаций, закрепления за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.
В ведении РАСХН находятся организации, созданные в следующих организационно-правовых формах: учреждения РАСХН, которым является СК НИИ ГПСХ, и федеральное государственное унитарное предприятие.
Реорганизация опытно-производственных, экспериментальных хозяйств и предприятий может производиться только с согласия академии и в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", предусматривающим недопустимость выделения их из научно -исследовательских учреждений, приводящего к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности.
Уставом РАСХН в редакции от 02.02.1998 (пункт 35 устава, т.2, л.д.43) предусмотрено, что президиум РАСХН в установленном порядке создает, реорганизует, ликвидирует и переподчиняет учреждения, предприятия и организации.
Уставом также определено, что опытно-производственные, экспериментальные хозяйства и предприятия являются сельскохозяйственными предприятиями РАСХН, имеют право юридического лица, самостоятельный баланс и подчиняются непосредственно научно-исследовательским учреждениям. Они могут быть реорганизованы в структурное подразделение научного учреждения и учитываются на общем балансе этого учреждения. В порядке исключения по решению президиума РАСХН отдельные опытно-производственные, экспериментальные хозяйства и предприятия могут быть подчинены непосредственно академии (пункт 63).
Согласно статье 294 Гражданского кодекса РФ имущество на праве хозяйственного ведения может принадлежать только государственному или муниципальному унитарному предприятию.
Распоряжением вице-президента РАСХН Иванова А.Л. от 05.02.2007 утвержден Устав федерального государственного унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства "Михайловское" ГНУ СК НИИ ГПСХ РАСХН (т. 2, л.д.111).
РАСХН 24.05.2007 на заседании Президиума постановила о передаче земельных участков общей площадью 52, 68 га из состава земель ОНО ОПХ "Михайловское" и закреплении их за ГНУ СК НИИ ГПСХ, о чем свидетельствует выписка из протокола заседания N 6 (т.3, л.д.95).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что ОНО ОПХ "Михайловское" СК НИИ ГПСХ РАСХН является подведомственной РАСХН организации и является федеральным унитарным государственным предприятием, созданным в виде организации научного обслуживания.
Однако, данный вывод суд апелляционной инстанции считает ошибочным по следующим основаниям.
Опытно-производственное хозяйство "Михайловское" было создано Приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 10.06.1969 N 400 что отражено в Уставе ОПХ "Михайловское", зарегистрированном АМС Пригородного района РСО-А от 21.09.2000 N 80.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Однако, решение об учреждении ОНО ОПХ "Михайловское" Правительством Российской Федерации принято не было.
Кроме того, статьёй 4 комментируемого закона полное фирменное наименование государственного предприятия должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъекта Российской Федерации.
Исходя из статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации следует Фирменное наименовании унитарного предприятия должно содержать указание на собственника имущества.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Согласно статье 37 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161 -ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона в срок до 1 июля 2003 года. Уставы унитарных предприятий со дня вступления в силу настоящего Федерального закона применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Вместе с тем, Устав ОНО ОПХ "Михайловское" не был приведён в соответствие и не отвечает требованиям к уставу ГУПов.
Из толкования вышеуказанных норм и из представленных в материалы дела доказательств следует, что ОНО ОПХ "Михайловское" не является государственным унитарным предприятием, поскольку является организацией научного обслуживания (ОНО) опытно-производственным предприятием (ОПХ) "Михайловское", т.е наименование не содержит указания на его организационно- правовую форму как ГУП.
Кроме того, Российская академия сельскохозяйственных наук письмом от 09.07.2010 N 05-06\67 сообщила, что она не создавала ОПХ "Михайловское", и ОПХ "Михайловское" неподведомственно Россельхозакадемии. Также РАСХН и ранее, письмом от 18.05.2010 N 05-06\42 на имя главы АМС Пригородного района РСО-Алания сообщала, что ОПХ "Михайловское" не входит в перечень подведомственных академии организаций, и полномочия академии как органа управления и собственника имущества на данное хозяйство не распространяются. В связи с этим последующий отказ РАСХН от ранее направленных писем не принимается апелляционным судом.
Согласно статье 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" реестры федерального имущества, передаваемого Российским академии наук, а также перечни организаций, подведомственных государственным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1102 утвержден перечень организаций, подведомственных Российской академии сельскохозяйственных наук. В реестр организаций, подведомственных Российской академии сельскохозяйственных наук ОПХ "Михайловское" не включено.
Из этого следует, что ОПХ "Михайловское" не является федеральным предприятием.
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов
Как следует из выписки из реестра ТУ Росимущества в РСО-Алания, порядок и основания отнесения спорного земельного участка в реестр федерального имущества утверждённые Приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. N 307 "Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества" ТУ Росимущества в РСО-Алания не соблюдены, в связи с чем спорный участок не может быть отнесен к числу объектов федеральной собственности, и управление и распоряжение этим земельным участком отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
В целях разграничения государственной собственности на землю, согласно ст.3.1 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к федеральной собственности относятся: земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные" участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук.
Указанная статья 3.1. была введена в действие и вступила в силу с 01.07.2006 г. Между тем, земельный участок был предоставлен ОПХ "Михайловское" по договору аренды от 29.11.2006 года. Следовательно на 01.07.2006 года спорный земельный участок не был предоставлен государственному унитарному предприятию и не находился на праве пользования у академии наук или организации, созданной академией наук, ввиду чего не был отнесен в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к не правильному выводу о том, что спорные земельные участки относятся к землям федерального значения.
Кроме того, удовлетворяя требования ТУ Росимуществом в РСО-А о признании права федеральной собственности на спорные земельные участки, суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе", статье 66 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 в период с 23.11.1990 по 28.10.1993 земельные участки предоставлялись местными Советами народных депутатов.
Права на предоставленные земельные участки удостоверялись государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493, который выдавался до 29.10.1993, а также свидетельством о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177, которое выдавалось временно до момента выдачи государственного акта.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 установлено, что бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено абзацем 2 статьи 12 ГК РФ.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Иск о признании права собственности является способом восстановления и защиты нарушенного права собственности. В подтверждение наличия у ТУ Росимуществом в РСО-А права собственности должны быть представлены доказательства наличия юридических оснований возникновения данного права.
Согласно ст. 75 АПК РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа. Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Как видно из материалов дела подлинники государственных актов от 06.01.1997 г. N 423 и государственного акта N 78 (без даты) в материалы дела не представлены, в суд апелляционной инстанции такие документы также не представлялись. Как пояснили представители сторон, подлинники указанных актов у сторон не имеются.
Письмом от 01.11.2010 N 24-19/173 Управление Росреестра по РСО-Алания сообщило, что государственный акт N 78 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 703 га за ОПХ "Михайловское" не выдавался, в книге записей такой государственный акт не выдавался, в архивных материалах, переданных от ранее упраздненного Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РСО-Алания такого государственного акта не имеется.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации ТУ Росимуществом в РСО-А, считающее себя представителем обладателя спорного имущества, не доказало наличия юридических фактов, служащих основанием для возникновения права собственности на спорные земельные участки.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о признании права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки нельзя признать правильным, поскольку ТУ Росимуществом в РСО-А не представлено достаточных и надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для возникновения права собственности Российской Федерации.
Кроме того, требование ТУ Росимуществом в РСО-А о признании права собственности относится к вещно-правовому способу защиты и может быть предъявлено лицом в случае оспаривания данного права.
Из материалов дела следует, что Управление Росреестра и ГНУ СК НИИ ГПСХ РАСХН не оспаривают права на спорные земельные участки, то есть между истцом и ответчиком отсутствует спор о праве.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что ТУ Росимуществом в РСО-А избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Избрание ТУ Росимуществом в РСО-А ненадлежащего способа защиты своих прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом. Впредь до его принятия на территории Российской Федерации действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
Согласно Постановлению Правительства РФ N 691 от 27.11.2004 и от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" органом, обладавшим и обладающим правомочиями по распоряжению спорными земельными участками является Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания, которое, в том числе, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что спорные земельные участки относятся к землям муниципальной собственности.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к не правильному выводу, что орган местного самоуправления - АМС Пригородного района РСО-А не обладала правомочиями по распоряжению имуществом. Из материалов дела следует, что АМС Пригородного района РСО-А распоряжалась спорными земельными участками как собственник имущества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования заявителя об обязании АМС Пригородного района РСО-А внести изменения в постановления от 14.05.2008 N 215 и от 02.06.2008 N 239, указав в них вместо площади земельного участка 52,3104га площадь 52,68 га, поскольку указанные постановления не затрагивают прав интересов СК НИИ ГПСХ, данное требование может быть удовлетворено по заявлению ОНО ОПХ "Михайловское".
Между тем, заявитель обратился с требованием о признании недействительным договора субаренды от 08.02.2007, заключенного ОНО ОПХ "Михайловское" и СПК "Старт".
Однако, в материалы дела представлены доказательства регистрации Управлением Росреестра по РСО-А 29.07.2010 прекращения права аренды по договору от 29.11.2006 N 70 (основание - расторжения договора аренды) и права субаренды.
Таким образом, на момент рассмотрения данного дела предмет спора по заявленному требованию отсутствовал, в связи с чем суд первой инстанции на основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно прекратил производство по делу в этой части требований заявителя.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, СК НИИ ГПСХ заявлены требования об обязании Управления Росреестра по РСО-А зарегистрировать право СК НИИ ГПСХ на земельный участок площадью 52,68 га.
Из пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
По смыслу статьи 13, пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 17 названного Закона, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав собственности, проводит правовую экспертизу документов и законности сделки, а к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (пункт 10 статьи 20 Закона).
Между тем, доказательств обращения заявителем в Управление Росреестра по РСО-А с заявлением о государственной регистрации права и получения отказа в государственной регистрации в суд первой инстанции не представлено, как не представлено в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования заявителя в части обязания Управления Росреестра по РСО-А зарегистрировать право СК НИИ ГПСХ на земельный участок площадью 52,68 га.
Ссылка заявителя о том, что отказ Управления Росреестра по РСО-А выражен в устной форме, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку действия по государственной регистрации права носят заявительный характер.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости частичной отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционные жалобы удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 26.08.2010 по делу N А61-1234/2010 отменить в части признания права собственности Российской Федерации на земельные участки площадью 52,68 га, предоставленный Государственному научному учреждению Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук в бессрочное (постоянное) пользование согласно государственному акту от 06.01.1997 N 423, и площадью 703 га, предоставленный Организации научного обслуживания Опытно- производственное хозяйство "Михайловское" Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук согласно государственному акту N 78, расположенные по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, севернее сел. Михайловское, объединенные в земельный участок единого землепользования с кадастровым номером 15:08:01 02 02:18 общей площадью 754,6693га. В этой части в иске отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 26.08.2010 по делу N А61-1234/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук 4000 рублей государственной пошлины по апелляционным жалобам в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1234/2010
Истец: ГНУ Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, Государственное научное учреждение "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук, Государственноне научное учреждение "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства"
Ответчик: АМС Пригородного района РСО-Алания, ОНО ОПХ "Михайловское", ОПХ "Михайловское", СПК "Старт", Управление Росреестра по РСО-Алания, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания
Третье лицо: РАСХН, Российская Академия сельскохозяйственных наук, Территориальное управление Росимущества по РСО-Алания, ТУ Росимущества в РСО-Алания, Федеральное агенство научных организаций, Мартынова С. А., Мартынова Светлана Анатольевна
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7797/11
16.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7797/11
10.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7797/11
21.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А61-1234/2010
03.11.2010 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2548/10