г. Саратов |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А12-10584/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, Ф.И. Тимаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июля 2014 года по делу N А12-10584/2014, (судья Савченко Н.А.),
по иску Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ОГРН 1093444002684, ИНН 3444168900)
к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области,
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога",
о признании права собственности,
при участии в заседании:
от Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Кочетов Г.В. по доверенности,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области (далее - истец) с исковым заявлением (уточнённым в порядке ст.49 АПК РФ) к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:1226 площадью 594+/-9 кв.м., расположенный по адресу Волгоградская область, г.Волгоград, ул. Козловская, 54.
Решением от 17 июля 2014 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-10584/2014 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что на спорном земельном участке расположен объект - часть железнодорожного пути - станционные пути станции Волгоград II, принадлежащие на праве собственности ОАО "Российские железные дороги", поэтому участок, занимаемый ими, должен находиться в федеральной собственности.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации N 1109-р от 30.07.2005 г, утвержден перечень N 18:67/1 земельных участков, расположенных на территории Волгоградской области в границах г. Волгограда, на которые у Волгоградской области возникает право собственности. В указанный перечень включен земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:21, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Козловская, 54.
Решением комитета по управлению государственным имуществом от 02.11.2009 N 76 утвержден раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:050039:21 с целью образования земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:050039:71, 34:34:050039:72, 34:34:050039:73, 34:34:050039:74, расположенные по адресу: г. Волгоград, ул. Козловская, 54.
20.11.2009 на образованные земельные участки зарегистрировано право собственности Волгоградской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи: N N 34-34-01/169/2009-443, 34-34-01/169/2009-442, 34-34-01/169/2009-441, 34-34-01/169/2009-440.
Решением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 02.11.2012 N 1212 из земельного участка с кадастровым номером 34:34:050039:74 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:050039:1226, 34:34:050039:1227, на которые 27.11.2012 было зарегистрировано право собственности Волгоградской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи: N N 34-34-01/249/2012-251, 34-34-01/249/2012-252.
Письмом от 01.07.2013 N 363 Филиал ОАО "РЖД" Приволжская железная дорога обратился в адрес ТУ Росимущества в Волгоградской области с просьбой рассмотреть вопрос о регистрации в федеральную собственность земельного участка с кадастровым номером 34:34:050039:1226, расположенного по адресу: ул. Козловская, 54, г. Волгоград, в связи с нахождением на нем объекта имущества - части железнодорожного пути - станционных путей станции Волгоград II, зарегистрированного в собственности ОАО "РЖД".
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые:
- признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
-которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Кодекса установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.
Статьей 5 Федерального закона N 153-ФЗ "О Федеральном железнодорожном транспорте" от 20.07.1995 предусмотрено, что землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.
К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Согласно пп.1 п. 1 Перечня объектов имущества ОАО "РЖД", утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 57 к магистральным железнодорожным линиям относятся железнодорожные пути (земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения) на перегонах и железнодорожных станциях, предназначенные для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, выполнению сортировочной и маневровой работы.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 29-ФЗ от 27.02.2003 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон) единый хозяйствующий субъект не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог следующее имущество, внесенное в его уставный капитал магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте.
Под станционными железнодорожными путями подразумеваются - железнодорожные пути в границах станции - главные, приемо-отправочные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные (соединяющие отдельные парки на железнодорожной станции, ведущие к контейнерным пунктам, топливным складам, базам, сортировочным платформам, к пунктам очистки, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта, технического осмотра или обслуживания железнодорожного подвижного состава и производства других операций).
Данное понятие станционных путей установлено Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации утвержденных приказом Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Таким образом, станционные пути относятся к объектам перечисленных в п. 1 ст. 8 ФЗ от 27.02.2003 N 29-ФЗ.
Кроме того, согласно п. 1.3 Распоряжения ОАО "РЖД" от 31.05.2011 N 1186р "Об утверждении Положения о железнодорожной станции" железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
Согласно п. 4.1 данного документа в зависимости от характера и объема выполняемой работы железнодорожная станция должна иметь соответствующее путевое развитие, устройства и обустройства для выполнения технологических операций по: пропуску, приему и отправлению поездов, обслуживанию пассажиров, приему и выдаче грузов, приему и выдаче почты и багажа, погрузке и выгрузке грузов, расформированию составов поездов на сортировочной горке и (или) на вытяжном пути, формированию составов поездов, техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов, техническому обслуживанию, экипировке и ремонту пассажирских вагонов, техническому обслуживанию, экипировке и ремонту локомотивов, коммерческой работе, вводу информации о поездах, вагонах и грузах в автоматизированные системы управления.
Право собственности ОАО "РЖД" подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
Таким образом, станционные пути являются составной частью железнодорожной станции, которые необходимы для выполнения возложенных на нее функций.
Абзацем третьим пункта 3 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 N 29-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, являются федеральной собственностью.
Земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.
В связи с чем, земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:1226, занятый сооружением - станционные пути станции Волгоград II, является исключительно федеральной собственностью.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 Территориальное управление осуществляет защиту нарушенных прав и других законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом, расположенном на территории Волгоградской области.
В связи, с чем Территориальное управление является надлежащим истцом по настоящему делу.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июля 2014 года по делу N А12-10584/2014 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:34:050039:1226, площадью 594+/-9 кв.м., расположенный по адресу: ул. Козловская, 54, г. Волгоград, Волгоградская область.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Ф.И. Тимаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10584/2014
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
Ответчик: министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Филиал ОАО "РЖД" Приволжская железная дорога
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6631/15
19.05.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-10584/14
09.02.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19175/13
24.09.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8351/14
17.07.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-10584/14