г.Самара |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А55-5149/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от открытого акционерного общества "Тольяттиазот" - представитель не явился, извещено,
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 12 - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2014 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г. Тольятти Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2014 года по делу N А55-5149/2014 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Тольяттиазот" (ИНН 6320004728), Самарская область, г.Тольятти, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области (ОГРН 1036301037068, ИНН 6322024945), Самарская область, г.Тольятти, третье лицо: государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 12, Самарская область, г.Тольятти,
об оспаривании решения N 159 от 13 февраля 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тольяттиазот" (далее - ОАО "Тольяттиазот", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г. Тольятти Самарской области (далее - ГУ - УПФ РФ в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области, Управление РФР) N 159 от 13 февраля 2014 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, привлечено государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 12 (далее - ГУ-СРО ФСС РФ в лице филиала N 12).
Решением Арбитражного суда от 17 июня 2014 года решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 159 от 13 февраля 2014 года признано недействительным в части привлечения ОАО "Тольяттиазот" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 27 758,57 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области в пользу ОАО "Тольяттиазот" взысканы расходы на уплату госпошлины в размере 2000 руб.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области просит решение суда отменить в части признания незаконным взыскания штрафа в размере 27 758, 57 руб., взыскания госпошлины в размере 2000 руб. и принять новый судебный акт, ссылаясь на законность наложения указанного шитрафа, нарушение заявителем требований законодательства РФ о страховых взносах, соблюдение порядка и сроков наложения финансовых санкций.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо поддержало апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела в обжалуемой части, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тольяттиазот" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026302004409. Данное хозяйственное общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию per. N 077-012-020016.
Управлением ПФР проведена совместная с третьим лицом выездная документальная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования ОАО "Тольяттиазот" за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2012 года, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Результаты совместной проверки отражены третьим лицом в акте выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 431осс от 30 сентября 2013 года и Управлением ПФР в акте выездной проверки N 164 от 31 декабря 2013 года и в приложении N5 "Результаты проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета" к указанному акту с изложением обстоятельств совершения правонарушения.
В акте N 431осс от 30 сентября 2013 года указано на выявление третьим лицом расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию.
По результатам рассмотрения данного акта третьим лицом вынесено решение N 178 от 29 октября 2013 года о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 379 815,12 руб. и требование о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету N178 от 30 октября 2013 года.
Данное решение ОАО "Тольяттиазот" в судебном порядке не оспаривалось и требование о возмещении расходов N 178 от 30 октября 2013 года исполнено страхователем в добровольном порядке в полном объеме.
Согласно письму Правления ПФ РФ и ФСС РФ от 23 апреля 2012 года N ТМ-30- 24/5182, 15-03-10/08-1276П "О передаче информации" в целях организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) при информировании органами ФСС РФ органов ПФР о суммах не принятых к зачету расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ), необходимо учитывать, что в случае выявления в ходе совместной выездной проверки страхователя расходов, не принятых к зачету, специалисты территориального органа ФСС РФ составляют следующий документ.
В случае вынесения органом ФСС РФ по результатам камеральных и внеплановых выездных проверок правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проводимых в соответствии со статьей 34 Федерального закона N 212-ФЗ, статьями 4.6 и 4.7 Федерального закона N255-ФЗ, статьей 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года N165-ФЗ "Об обязательном социальном страховании", решений о непринятии к зачету расходов, о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в части сумм не принятых к зачету расходов территориальные органы ФСС РФ и в течение 5 рабочих дней после вынесения соответствующего решения передают в территориальные органы ПФР выписки из указанных решений (форма приложение N4) с приложением реестра.
Соответственно, при совместной проверке органами контроля ПФР и ФСС за уплатой страховых взносов страхователем ОАО "Тольяттиазот", рассмотрении акта выездной документальной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 431осс от 30 сентября 2013 года, по вынесенному решению о непринятии к зачету расходов N 178 от 29 октября 2013 года составлена выписка от 29 октября 2013 года из указанного решения и передана в территориальный орган ПФР, в данном случае- ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти Самарской области.
Информация, содержащаяся в выписке из решений о непринятии к зачету расходов по проведенным камеральным и выездным проверкам страхователей передаются территориальными органами ФСС РФ в территориальные органы ПФР при проведении совместной выездной проверки страхователя, в отношении которого территориальным органом ФСС РФ было вынесено указанное решение, учитывается территориальным органом ПФР при рассмотрении материалов проверки плательщика страховых взносов (страхователя), в отношении которого проводилась совместная выездная проверка.
В данном случае информация, содержащаяся в указанной выписке от 29 октября 2013 года, передана Управлению ПФР, участвовавшему в выездной проверке плательщика страховых взносов (страхователя), проверяемого совместно с территориальным органом ФСС РФ в лице филиала N 12, для решения вопроса о дальнейшем включении сумм не принятых к зачету расходов в состав облагаемой базы и расчета недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Управление ПФР в акте выездной проверки N 164 от 31 декабря 2013 года установило, что расходы на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации, не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов, не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающими базу для начисления страховых взносов, так как к ним не применимы положения пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, сумма произведенных страхователем расходов на выплату пособия, исчисленного с нарушением законодательства, в сумме 347 944,79 руб., должна быть включена в базу для начисления страховых взносов и подлежит обложению страховыми взносами.
Заместитель начальника Управления ПФР 22 ноября 2013 года рассмотрел акт выездной проверки N 164 от 31 декабря 2013 года и вынес по нему решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 159 от 13 февраля 2014 года, согласно которому ОАО "Тольяттиазот" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного Пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ) за представление неполных и (или) недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленных к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетных периодов 2010 года, 1 квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 2011 год, 1 квартал 2012 года, полугодие 2012 года, 9 месяцев 2012 года, 2012 год, в размере 31 500,83 руб.
ОАО "Тольяттиазот" указывает, что фактически финансовые санкции, указанные в решении, применены в отношении общества за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, поскольку первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержали недочеты и ошибки.
Арбитражный суд первой инстанции указанный довод заявителя отклонил по следующим мотивам.
Согласно пункту 41 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета" утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 года N 987н (далее - Инструкция N 987н) при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Следовательно, указанные положения Инструкция N 987н следует применять в контексте положений ст.34 и 35 Федерального закона от 24 июля 2009 года N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии с п.3 ст.34 Федерального закона N 212-ФЗ, если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно п.5 ст.34 Федерального закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем ст.35 Федерального закона N 212-ФЗ указанных положений не содержит, что объясняется специфическими различиями в формах контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с п.2 ст.38 Федерального закона N 212-ФЗ по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
При указанных обстоятельствах положения п.41 Инструкции N 987н могут быть реализованы лишь при проведении камеральной проверки.
Рассмотрев материалы арбитражного дела, суд первой инстанции не установил нарушения органом ПФР порядка проведения выездной проверки, оформления её результатов, рассмотрения материалов проверки, установленного ст.35, 37, 38, 39 Федерального закона от N 212-ФЗ.
Ссылка ОАО "Тольяттиазот" на постановления ФАС Западно-Сибирского округа и Уральского округа несостоятельна, поскольку данные судебные акты основаны на иных фактических обстоятельствах (камеральные проверки).
Заявитель также указывает, что нарушение, лежащее в основании п.5 пункта решения, являлось предметом спора ОАО "Тольяттиазот" с ГУ-СРО ФСС РФ в лице филиала N 12 (исходящие письма: N 06-11/06/9095 от 18 июля 2013 года, N 51т65/4467 от 30 июля 2013 года, N06-11/06/10108 от 15 августа 2013 года, N 51т65/5286 от 27 августа 2013 года). Итогом данного спора стал акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 259-М от 27 сентября 2013 года, вынесенный Управлением Росздравнадзора по Самарской области. Согласно акту проверена деятельность МСЧ N 7 ОАО "Тольяттиазот" на соответствие установленным законом РФ требованиям к порядку производства экспертизы временной нетрудоспособности. Нарушений не выявлено. На основании вышеизложенного, заявитель считает ссылку на данное нарушение в решении недопустимым, а штрафные санкции, примененные к нему, подлежащими отмене.
Арбитражный суд первой инстанции указанный довод заявителя отклонил по следующим мотивам.
По результатам совместной проверки ГУ-СРО ФСС РФ в лице филиала N 12 вынесено решение N 178 от 29 октября 2013 года о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 379 815,12 руб.
Выражение несогласия ОАО "Тольяттиазот" с данным решением в вышеуказанной переписке с ГУ-СРО ФСС РФ в лице филиала N 12 не привело к изменению принятого решения, а акт проверки органом Управления Росздравнадзора по Самарской области N 259-М от 27 сентября 2013 года также не изменяет и не отменяет решение ГУ-СРО ФСС РФ в лице филиала N 12 N 178 от 29 октября 2013 года.
Данное решение ОАО "Тольяттиазот" в судебном порядке не оспаривалось и не признано недействительным.
При таких обстоятельствах Управление ПФР было обязано учитывать положения решения ГУ-СРО ФСС РФ в лице филиала N 12 N 178 от 29 октября 2013 года при принятии оспариваемого решения.
Как следует из статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ, юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, являются страхователями. В данном случае учреждение зарегистрировано в Пенсионном фонде Российской Федерации и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым, в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах, начисляются страховые взносы) индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах обязательного пенсионного страхования. Данные сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Правила подготовки документов индивидуального персонифицированного учета в электронной форме закреплены в приложении N 4 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 года N192-п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению".
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Из содержания абзаца 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Из анализа приведенной правовой нормы следует, что законодатель в качестве условия привлечения страхователя к ответственности не предусматривает последствия нарушения - занижение базы для начисления страховых взносов в целом.
Следовательно, наличие либо отсутствие в результате действий страхователя занижения базы для начисления страховых взносов не имеет значения для применения ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Диспозиция правовой нормы, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, также не ограничивает её применение лишь к случаям недостоверности исчисленных страховых взносов. Для такого узкого толкования нормы отсутствуют правовые основания.
Из содержания абзаца 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что данная ответственность применяется в случае представления неполных и/или недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Между тем установленные ПФР формы отчетности прямо предусматривают сведения о стаже и суммах страховых взносов в качестве сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В ходе проверки установлено и материалами дела подтверждается, что выводы Управления ПФР в п.1-5 оспариваемого решения основаны на том, что сумма произведенных страхователем расходов на выплату пособия, исчисленного с нарушением законодательства в сумме 347 944,79 руб., должна быть включена в базу для начисления страховых взносов и подлежит обложению страховыми взносами.
Произведенные ОАО "Тольяттиазот" выплаты, указанные в п.1-5 оспариваемого решения, в сумме 347 944,79 руб. не включались в базу для исчисления страховых взносов, соответственно, страховые взносы не начислялись. ГУ-СРО ФСС РФ в лице филиала N 12 на момент представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, не отказывало в принятии к зачету расходов в указанной сумме.
Таким образом, ОАО "Тольяттиазот" не могло предоставить иные сведения.
ОАО "Тольяттиазот" сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в части застрахованных лиц, указанных в п.1-5 оспариваемого решения, предоставлены в срок и в соответствии с данными бухгалтерского учета.
После того, как стало известно о непринятии к зачету произведенных расходов в сумме 347 944,79 руб. ОАО "Тольяттиазот" доначисленные страховые взносы, пени, штрафы уплачены в полном объеме.
При этом судом установлено, что первоначальные учетные данные (исходные сведения) страхователя, которые являлись предметом проверок, остались в неизменном виде и после проведенной проверки фондом социального страхования; корректирующие сведения (которые представлены в установленные законом сроки) коснулись включения в налогооблагаемую базу не принятых к зачету сумм страховых выплат; вследствие непринятия сумм к зачету фондом социального страхования увеличился налогооблагаемый доход работников, а данные бухгалтерского и кадрового учета остались в неизменном виде, то есть корректировки коснулись налогооблагаемой базы и отчислений в Пенсионный фонд для устранения расхождений по выплатам Фонда социального страхования.
Между тем часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования. Следовательно, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных. Информации о том, что страхователь не представил эти сведения или представил недостоверные, не имеется.
В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного Пенсионного страхования", Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном случае представленные сведения соответствуют данным бухгалтерского и кадрового учета страхователя и не могут быть отнесены к недостоверным сведениям.
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения ОАО "Тольяттиазот" к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 27 758,57 руб. в связи с непринятием к зачету произведенных расходов, в сумме 347 944,79 рублей у Управления ПФР не имелось.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 октября 2012 года N 7828/12 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2014 года N ВАС-1258/14.
Между тем в п.6 и 7 оспариваемого решения указываются нарушения, не связанные с непринятием к зачету произведенных расходов ГУ-СРО ФСС РФ в лице филиала N 12.
В ходе проверки установлено доначисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1486,04 руб. в результате занижения базы для начисления страховых взносов (сумма среднего заработка, выплачиваемого за время прохождения диспансерного обследования беременных женщин не вошла в облагаемую базу).
В связи с этим занижена база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по 4 работникам.
В результате выездной проверки выявлены расхождения в части трудового стажа между документами по учету кадров и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, представленными в Пенсионный фонд по 3 работникам.
Выявленные расхождения приведены в приложении N 5 к акту N 164 от 31 декабря 2013 года. Данные нарушения привели к недостоверности сведений и несоответствию их бухгалтерскому и кадровому учету.
Возражения по акту выездной проверки N 164 от 31 декабря 2013 года представлены не были.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции посчитал, что привлечение ОАО "Тольяттиазот" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 3 742,26 руб. (31 500,83 руб. - 27 758,57 руб.) является правомерным.
Ссылка общества на наличие в его действиях смягчающих ответственность обстоятельств отклонена в силу следующего.
В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, общество указывало на совершение правонарушения впервые, не причинение существенного вреда государственным и общественным интересам.
Между тем оснований считать указанные обстоятельства влияющими на обстоятельства совершения правонарушения не имеется.
Отсутствие существенного вреда государственным и общественным интересам, совершение правонарушения впервые не изменяет степень ответственности за нарушение срока представления сведений без уважительных причин.
Материалы дела не свидетельствуют о несоразмерности примененного к обществу размера штрафа.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие смягчающих ответственность общества обстоятельств.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что решение Управления ПФР N 32-9403-13/7 от 15 апреля 2013 года не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а решение Управления ПФР N 159 от 13 февраля 2014 года в части привлечения ОАО "Тольяттиазот" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 27 758,57 руб. не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции заявленные требования обоснованно удовлетворил частично.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
Ссылка Управления ПФР на отсутствие возможности изыскать средства на возмещение судебных расходов в размере 2000 рублей, взысканных обжалуемым решением суда, в связи с утверждением финансирования федеральным законом на три года необоснованна. Указанное обстоятельство не освобождает Управление ПФР от обязанности возместить судебные расходы, понесенные заявителем, в соответствии с положениями ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 17 июня 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Управление ПФР, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2014 года по делу N А55-5149/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5149/2014
Истец: ОАО "Тольяттиазот"
Ответчик: Управление ПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти Самарской области
Третье лицо: ГУ - Самарское региональное управление фонда социального страхования РФ Филиал N 12