г. Томск |
|
23 сентября 2014 г. |
Дело N А27-4836/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Кривошеиной С.В., Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А. при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Куйбышевском районе города Новокузнецка Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 июля 2014 года по делу N А27-4836/2014 (судья Исаенко Е.В.)
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Куйбышевском районе города Новокузнецка Кемеровской области (Кемеровская область, город Новокузнецк, ОГРН 1024201473856, ИНН 4217049337) к Обществу с ограниченной ответственностью "АКРОСС" (Кемеровская область, город Новокузнецк, ОГРН 1064220013065, ИНН 4220031629) о взыскании штрафа за предоставление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в сумме 3 084,71 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Куйбышевском районе города Новокузнецка (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью "АКРОСС" (далее -страхователь, Общество, ООО "АКРОСС") с заявлением о взыскании штрафа за предоставление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, в сумме 3 084,71 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03 июля 2014 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по следующим основаниям:
- расходы в виде выплат по обязательному социальному страхованию, не принятые к зачету Фондом, являются прочими выплатами работникам, поэтому облагаются страховыми взносами;
- в решении от 15.08.2013 г. N 052/015/589-2013 полно и всесторонне отражены обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ООО "АКРОСС" к ответственности;
- судом не выявлено нарушений порядка привлечения Общества к ответственности, ООО "АКРОСС" не обжаловано решение о привлечении его к ответственности в виде штрафа.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1, ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "АКРОСС" зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию и является плательщиком взносов по данному виду страхования.
Пенсионный фонд провел выездную проверку заявителя, по результатам которой вынесено решение от 15.08.2013 г. N 052/015/589-2013 "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах" в виде штрафа в размере 679,27 руб. по ч.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неполную уплату страховых взносов; в виде штрафа в размере 3 084,71 руб. по абз.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) за предоставление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 3 396,37 руб. и пени в сумме 494,50 руб.
Пенсионным фондом направлены в установленном порядке в адрес Общества акт камеральной проверки, решение о привлечении к ответственности и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Поскольку Общество в добровольном порядке не уплатило штраф в сумме 3 084,71 руб., Пенсионный фонд Российской Федерации обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что решение от 15.08.2013 г. N 052/015/589-2013 "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах" не соответствует требованиям пункта 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ. Обстоятельства, фактически послужившие основанием для взыскания штрафа, в решении не отражены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Пунктом 9 статьи 39 Закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Согласно пунктам 4, 6 ст.215 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Как следует из решения Пенсионного фонда от 15.08.2013 г. N 052/015/589-2013, в качестве объективной стороны состава правонарушения ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ Обществу вменено представление недостоверных сведений по сумме начисленных страховых взносов на его работников: за 2012 год - в связи с доначислением страховых взносов в размере 3 396,37 руб. на сумму выплат работникам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, непринятых к зачету Фондом обязательного социального страхования; за 2010 год - в связи с доначислением страховых взносов в размере 132,30 руб. по работнице Тенековой Л.А., также по данной работнице выявлено неверное отражение в сведениях о стаже периодов временной нетрудоспособности.
Оценивая обоснованность начисления заявленного ко взысканию штрафа, начисленного в связи с непринятием расходов по обязательному социальному страхованию, суд исходил из следующего.
Согласно ч.1 ст.8 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч.1 ст.7 Закона N 212-ФЗ, начисленных организациями за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст.9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно статье 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ определено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ).
Расходы, понесенные организацией в счет начисленных страховых взносов и непринятые к учету, являются неуплаченными страховыми взносами и к объекту обложения страховыми взносами на пенсионное страхование не относятся.
Согласно п.1 ст.9 Закона N 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Следовательно, факт непринятия расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не меняет их правового статуса как пособий, не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции, и не обязывает включать указанные суммы в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Поскольку доначисление взносов является незаконным по существу, соответственно нет оснований для начисления штрафа.
Кроме того, привлечение к ответственности за не отражение в индивидуальных сведениях тех взносов, которые фактически не начислялись и не уплачивались, не соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 г N 17744/12.
В соответствии со ст.11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного Фонда по месту регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относится, в частности, сумма заработка (дохода), на который начисляются страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования. То есть страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов обязательного пенсионного страхования, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных. Обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Оценивая обоснованность начисления заявленного ко взысканию штрафа, начисленного по эпизоду доначисления страховых взносов за 2010 год в размере 132,30 руб. по работнице Тенековой Л.А., суд исходил из следующего.
В решении заявителя (т.д.1 л.д.47, 48, 52, 53) указано, что страхователем занижена база для исчисления страховых взносов по данному застрахованному лицу на 945 руб., страховые взносы занижены на 132,30 руб. Обстоятельства, на основании которых Пенсионный фонд пришел к такому выводу, не изложены.
По запросу суда заявителем предоставлены в суд первой инстанции письменные объяснения по данному эпизоду, из которых следует, что база для исчисления страховых взносов не занижена, а наоборот завышена страхователем на указанную сумму, страховые взносы начислены и отражены в индивидуальных сведениях излишне. Расхождение между суммой фактически начисленных и отраженных в индивидуальных сведениях суммах взносов отсутствует.
При таких обстоятельствах, решение от 15.08.2013 г. N 052/015/589-2013 "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах" не соответствует требованиям пункта 9 статьи 39 Закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ. Обстоятельства, фактически послужившие основанием для взыскания штрафа, в решении не отражены.
Также в данном случае применима правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 г. N 17744/12, поскольку расхождение между суммой фактически начисленных и отраженных в индивидуальных сведениях суммах взносов не установлено.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ), с 01.01.2014 года за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
С учетом части 2 статьи 54 Конституции РФ, а также правовой позиции, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 34 от 22.06.2012 года, пришел к правильному выводу, что на момент вынесения настоящего решения подлежала применению часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ).
Таким образом, размер штрафа, подлежащего взысканию с должника, подлежит определению исходя не только из уменьшенного размера штрафной санкции (5%), но и в части базы для начисления штрафа - суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного периода, в котором имело место нарушение.
Неверное отражение в сведениях о стаже периодов временной нетрудоспособности выявлено лишь в некоторых месяцах, в то же время при исчислении штрафа использовалась сумма начислений за полугодия 2010 года, а не за кварталы, в которых имело место нарушение. Сведения о размере начислений за кварталы заявителем не представлены.
На основании чего суд обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 июля 2014 года по делу N А27-4836/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4836/2014
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйбышевском районе города Новокузнецка Кемеровской области
Ответчик: ООО "АКРОСС"