г. Хабаровск |
|
23 сентября 2014 г. |
А73-3884/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой Э.В.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Капицина Наталья Владимировна, представитель по доверенности от 21.05.2014 N 51/385;
от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: не явились;
от Администрации города Хабаровска: Фадеева Евгения Анатольевна, представитель по доверенности от 21.05.2014 N 51/385;
от Министерства финансов Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края
на решение от 10.07.2014
по делу N А73-3884/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Воронцовым А.И.
по иску Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края
о взыскании 5 355 298,72 руб.
третьи лица Администрация города Хабаровска, Министерство финансов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе д. 49; далее - ОАО "ДГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому краю в лице Министерства имущественных отношений Хабаровского края (ОГРН 1022700919152, ИНН 2700000592, место нахождения: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина д. 76; далее - Минимущество края) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 4 836 390,50 руб. (излишне внесенных арендных платежей) по договору аренды N 10315 от 23.01.2009 за период с 01.04.2011 по 28.02.2014 и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 518 979,61 руб. за период с 09.04.2011 по 28.02.2014 (с учетом уточнения иска в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.05.2014 по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края и Администрация г. Хабаровска.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.07.2014 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, Минимущество края и Министерство финансов Хабаровского края обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят его отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Минимуществом края в апелляционной жалобе приводятся доводы о неправильном применении судом к правоотношениям сторон норм о неосновательном обогащении, необоснованном применении к настоящему спору правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11; установлении договором порядка расчета арендной платы и ее размера; отсутствии оснований для взыскания неосновательного обогащения в размере 100% с Хабаровского края, поскольку денежные средства по договору поступали в бюджет городского округа "Город Хабаровск" по нормативу 80%, в бюджет Хабаровского края по нормативу 20%; не указании в решении суда источника взыскания денежных средств-казны соответствующего публичного образования (Хабаровского края).
По мнению ответчика, судом неправильно применен нормативный правовой акт об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Министерство финансов Хабаровского края (далее - Минфин края) в апелляционной жалобе ссылается на заключение договора аренды с истцом до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009; не поступление в казну Хабаровского края всех уплаченных истцом арендных платежей; необоснованном не принятии расчета, составленного Миниимуществом края в соответствии с пунктом 2.4 Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "ДГК" не согласился с доводами апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, жалобы- без удовлетворения.
Представитель Администрации Хабаровска выразил несогласие с доводами апелляционных жалоб в части необходимости взыскания части неосновательного обогащения с муниципального образования городской округ "Хабаровск". В остальной части поддержал позицию Министерств и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Минимущество края и Минфин края, извещенные надлежащим образом о рассмотрении апелляционных жалоб, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие ответчика и третьего лица на основании статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьям 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23.01.2009 между Минимуществом края (арендодатель) и ОАО "ДГК" заключен договор аренды N 10315, в соответствии с условиями которого, арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок из земель категории - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 27:23:000000:966, общей площадью 12 258 кв.м., местоположение земельного участка: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Юности, пер. Трамвайный, для строительства объекта "Водовод подпитки ТЭЦ-1", сроком на 3 года (по 13.01.2012) (далее- договор аренды). Договор в установленном законом порядке зарегистрирован.
По акту приема-передачи от 23.01.2009 земельный участок передан ОАО "ДГК".
В соответствии с пунктом 3.1. договора размер арендной платы за участок определяется в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.06.2007 N 120-пр.
16.12.2011 сторонами договора подписано дополнительное соглашение к договору аренды, которым каждый раздел договора изложен в новой редакции.
Срок договора установлен до 14.01.2015 (пункт 2 дополнительного соглашения).
В силу пункта 3.1 договора (в редакции дополнительного соглашения) размер арендной платы за участок определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края
Размер арендной платы за участок подлежит перерасчету арендодателем в бесспорном и одностороннем порядке в случае корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год, изменения базовой ставки арендной платы, размера коэффициента, учитывающего вид и срок использования участка арендатором, и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством и настоящим договором, влияющих на величину арендной платы или предусматривающих изменение порядка исчисления арендной платы (пункт 3.4 в редакции дополнительного соглашения 1).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 05.11.2008 N С23/08-1227, кадастровая стоимость земельного участка составляла 4 048 557,82 руб.
В материалы дела также представлены кадастровые справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка определена 22.10.2008 и составляла 4 048 557,82 руб. Актом об определении кадастровой стоимости земельных участков от 13.04.2012 N 27:23:000000 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Хабаровскому краю кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 29 881 326,6 руб. Датой утверждения кадастровой стоимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости является 13.04.2012.
За период с апреля 2011 по февраль 2014 включительно истцом осуществлена оплата аренды по договору в сумме 6 897 415,54 руб., что не оспаривалось.
Полагая, в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" изменился порядок исчисления арендной платы, в связи с чем, обществом арендная плата вносилась в размере, превышающем предельно допустимый, ОАО "ДГК" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобах и отзывах на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
В силу пунктов 1, 3 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Размер арендной платы, в силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса, определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы, а также правила определения ее размера, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Постановление N582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Абзацем 1 подпункта "д" пункта 3 Постановления N 582 установлено, что размер арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации ограничен 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирован правовой подход, согласно которому, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Как установлено материалами дела, спорный земельный участок предоставлен обществу для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. По условиям заключенного договора, размер арендной платы является регулируемым и определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Хабаровского края.
Таким образом, поскольку ставки арендной платы за землю являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
С учетом изложенного, в спорный период при определении размера арендной платы за земельный участок ответчик должен был руководствоваться предельным размером арендных платежей для указанного случая передачи земельного участка в аренду, установленным в Постановлении N 582.
Доводы Министерства о том, что порядок расчета арендной платы и ее размера установлен соглашением сторон и не может быть изменен, арендная плата по договору рассчитывается по иной методике (не из кадастровой стоимости и указанных ставок) противоречит условиям заключенного договора, по условиям которого арендная плата за земельный участок определяется нормативными правовыми актами, то есть является регулируемой, а также указанным выше нормам права.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Между тем, предоставленные субъектам Российской Федерации указанные полномочия не означают, что порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации без учета указанных принципов определения размера арендной платы, в том числе принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с пунктом 3.4 договора, порядок определения арендной платы в связи с принятием Постановления N 582 должен был быть пересмотрен, чего сделано не было.
Таким образом, определение размера арендной платы за спорный земельный участок исходя из 2% от его кадастровой стоимости соответствует указанным нормам закона и заключенного договора.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Согласно материалам дела, за период с 01.04.2011 по 28.02.2014 обществом за использование земельного участка внесена оплата в размере 6 897 415,54 руб.
В материалы дела истцом представлены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, а также расчет разницы между установленным договором аренды арендными платежами, оплаченными истцом в указанный период, и суммами арендной платы, рассчитанными исходя из 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Разница между установленным законом размером арендной платы и фактически оплаченной истцом суммой арендных платежей является неосновательным обогащением ответчика и составляет 4 836 390,50 руб., которая обоснованно взыскана с Министерства судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, поскольку установлен факт оплаты аренды за период с 01.04.2011 по 28.02.2014 в размере, превышающем предельно допустимый, требования ОАО "ДГК" о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 4 836 390,50 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 09.04.2011 по 28.02.2014 в размере 518 979,61 руб. правомерно удовлетворены судом первой инстанции на основании норм 1102, пункта 2 статьи 1107, 395 ГК РФ.
Довод истца о неправильном применении нормативного правового акта об установлении кадастровой стоимости земельного участка и необходимости применения кадастровой стоимости земельного участка в размере 29 881 326,60 руб. для расчета стоимости арендной платы с 14.03.2012 (то есть на дату вступления в силу Приказа от 12.08.2006 N 222), отклоняются.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу статьи 22.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:
принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (статья 24.20 Закона N 135-ФЗ).
Согласно справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 06.02.2014, сведения о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 29 881 326,6 руб. внесены государственный кадастр недвижимости 13.04.2012.
При таких обстоятельствах, правомерным является применение новой кадастровой стоимости земельного участка для целей определения арендной платы за использование земельного участка с 13.04.2012.
Доводы заявителей жалобы о неправильном применении норм о неосновательном обогащении не принимаются, ввиду того, что правила главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (статья 1103 ГК РФ).
Ссылка заявителей жалоба на отсутствие в резолютивной части решения указания о взыскании денежных средств за счет казны, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку ответчиком по делу выступает публично-правовое образование как субъект гражданского оборота в лице уполномоченного органа, взыскание с которых осуществляется в порядке Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливающим общее правило ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционных жалоб не имеется. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка. Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.07.2014 по делу N А73-3884/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3884/2014
Истец: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", ОАО "ДГК"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Хабаровского края
Третье лицо: Администрация города Хабаровска, Министерство финансов Хабаровского края