г. Ессентуки |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А15-336/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павленко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.06.2014 года по делу N А15-336/2014 (судья Батыраев Ш.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЕР - ВЭД" (ИНН 0570002391, ОГРН 1100570002147)
к Дагестанской таможне (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727)
об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
в отсутствие лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.06.2014, принятым по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЕР - ВЭД" (далее также - заявитель, общество), Дагестанская таможня обязана возвратить 1 050 549 рублей таможенных платежей, излишне уплаченных обществом в результате корректировки таможенной стоимости товаров. Суд указал на неправомерность отказа таможни в применении первого метода определения таможенной стоимости товаров, в то время как заявленная декларантом таможенная стоимость надлежаще подтверждена и основания для ее корректировки у таможни отсутствовали. Таможня нарушила принцип последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров, поскольку применила шестой (резервный) метод, не обосновав невозможность применения предыдущих методов.
В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления общества, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, таможня считает обоснованной корректировку таможенной стоимости товаров по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости в связи с выявлением недостаточного документального обоснования заявленных декларантом данных о таможенной стоимости ввезенного товара, а также ее занижением.
Общество в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. Таможня ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, между иранским предпринимателем "Farideh Sharafuddin" (продавец) и обществом (покупатель) заключен контракт N 010902014 от 01.08.2010, в соответствии с которым продавец продает, а покупатель покупает товар, указанный в пункте 1.1 контракта (товары в широком ассортименте). В соответствии с пунктом 1.2 контракта количество, цена, общая стоимость каждой партии груза согласовываются в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью контракта. Отправителем товара могут быть иные лица с местонахождением в разных странах (пункт 1.5). Цена на товар устанавливается в евро и понимается на условиях поставки CFR Махачкала, DAF граница Российской Федерации (пункт 2.1). Оплата за товар производится путем перечисления на расчетный счет продавца или по другим указанным им реквизитам в течение 5 лет после поступления товара (пункт 6.1). Последняя дата платежа - апрель 2016 года (пункт 6.2). На каждую партию товара оформляются следующие документы: счет - фактура, сертификат происхождения товара, спецификация, товаротранспортная накладная (пункт 7.2).
Во исполнение указанного контракта 10.06.2011 в адрес общества по инвойсу от 10.06.2011 N KS-LY1327 на условиях DAF Яраг - Казмаляр поступили товары - мебель деревянная для столовых и жилых комнат на общую сумму 40 000 долларов США или 28 423,2 евро, которые оформлены в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/090911/0005329.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение). В структуру заявленной таможенной стоимости включены транспортные расходы по их доставке до Яраг - Казмаляр.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, спецификация, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными программы ИАС "Мониторинг - Анализ". Представленный инвойс не идентифицируется с контрактом, в нем отсутствуют банковские реквизиты сторон. Цены на товары не дифференцированы в зависимости от марки и вида товара. В документах отсутствует полное описание товаров. Идентичные, однородные товары оформляются с более высокой стоимостью.
Таможня в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) приняла решение о проведении дополнительной проверки от 09.09.2011.
Для подтверждения заявленной стоимости у предпринимателя дополнительно запрошены следующие документы: прайс - листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров на ассортиментном уровне с учетом условий поставки, экспортная таможенная декларация страны отправления, банковские платежные документы, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам аналогичного товара. Срок для представления дополнительных документов установлен до 09.10.2011.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 10.09.2011 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 09.09.2011 декларант сообщил, что не может представить запрошенные документы и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 09.09.2011 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 9 808 рублей 93 копеек, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 19.09.2011 в адрес общества по инвойсу от 13.08.2011 N YJH110813J поступила очередная партия товара - пленка прозрачная полиэтиленовая, оборудование групповой упаковки на общую сумму 24 600 долларов США или 17 778,44 евро, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/190911/0005449.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения. При этом в структуру заявленной таможенной стоимости товаров включены и расходы по их доставке до Яраг - Казмаляр.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, спецификация, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена. В представленных документах отсутствует достаточное описание товаров и информация о производителе. Цены товаров не дифференцированы в зависимости от марки, вида и качественных характеристик товаров. В инвойсе отсутствуют банковские реквизиты сторон. Идентичные, однородные товары или товары того же вида и класса оформляются с более высокой стоимостью.
В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 19.09.2011.
Для подтверждения заявленной стоимости у предпринимателя дополнительно запрошены следующие документы: прайс - листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров на ассортиментном уровне с учетом условий поставки, экспортная таможенная декларация страны отправления и ее заверенный перевод, банковские платежные документы, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам, пояснения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование. Срок для представления дополнительных документов установлен до 19.10.2011.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 20.09.2011 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 20.09.2011 декларант сообщил, что не может представить запрошенные документы и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 20.09.2011 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1 и КТС-2, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 3 790 рубля 10 копеек, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 20.09.2011 в адрес общества по инвойсу от 01.08.2011 N HJCU1015693 поступила очередная партия товара - мебель для сидения, мебель для столовых и жилых комнат, на общую сумму 24 000 долларов США или 17 552,85 евро, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/200911/0005471.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения. В структуру заявленной таможенной стоимости включены транспортные расходы по их доставке до Яраг - Казмаляр.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, спецификация, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена. В представленных документах отсутствует достаточное описание товаров и информация о производителе. Цены товаров не дифференцированы в зависимости от марки, вида и качественных характеристик товаров. В инвойсе отсутствуют банковские реквизиты сторон. Идентичные, однородные товары оформляются с более высокой стоимостью.
В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 20.09.2011.
Для подтверждения заявленной стоимости у предпринимателя дополнительно запрошены следующие документы: прайс - листы производителя на ассортиментном уровне с учетом условий поставки, экспортная таможенная декларация страны отправления, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам в рамках одного контракта, банковские платежные документы, пояснения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование. Срок для представления дополнительных документов установлен до 20.10.2011.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 21.09.2011 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 20.09.2011 декларант сообщил, что не может представить запрошенные документы и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 20.09.2011 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 31 638 рублей 53 копеек, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 06.10.2011 в адрес общества по инвойсу от 30.08.2011 N TS110830J поступила очередная партия товара - мебель для сидения, мебель для столовых и жилых комнат на общую сумму 17 415 долларов США или 13 077,28 евро, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/061011/0005701.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения. В структуру заявленной таможенной стоимости включена стоимость товаров по инвойсу и транспортные расходы по их доставке до Яраг - Казмаляр.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, спецификация, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена. Инвойс не идентифицируется с контрактом, в нем отсутствуют банковские реквизиты сторон. В представленных документах отсутствует перечень товаров с указанием полного наименования, сведений о товарных знаках, производителе, марках и качественных характеристиках. Идентичные, однородные товары оформляются с более высокой стоимостью.
В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 06.10.2011.
Для подтверждения заявленной стоимости у предпринимателя дополнительно запрошены следующие документы: прайс - лист производителя на ассортиментном уровне с учетом условий поставки, экспортная таможенная декларация страны отправления, пояснения по физически характеристикам, качестве и репутации на рынке ввозимого товара, банковские платежные документы, бухгалтерские документы об оприходовании товаров. Срок для представления дополнительных документов установлен до 06.11.2011.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 10.10.2011 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 10.10.2011 декларант сообщил, что не может представить запрошенные документы и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 10.10.2011 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1 и КТС-2, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 13 087 рублей 12 копеек, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 18.10.2011 в адрес общества по инвойсу от 19.09.2011 N 2011НК0910 поступила очередная партия товара - диски колесные для легковых автомобилей на общую сумму 17 512 долларов США или 12 630,35 евро, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/181011/0005918.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения. В структуру заявленной таможенной стоимости включена стоимость товаров по инвойсу и транспортные расходы.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, спецификация, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена. Транспортные расходы не подтверждены документально. В представленных документах отсутствуют достаточные сведения о товарных знаках, марках, моделях, стандартах и подобных технических и коммерческих характеристиках товаров. Идентичные, однородные товары оформляются с более высокой стоимостью.
В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 19.10.2011.
Для подтверждения заявленной стоимости у предпринимателя дополнительно запрошены следующие документы: прайс - листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение, экспортная таможенная декларация страны отправления, сведения о стоимости ввозимых товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам в рамках одного контракта. Срок для представления дополнительных документов установлен до 19.11.2011.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 20.11.2011 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 19.10.2011 декларант сообщил, что не может представить запрошенные документы и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 19.10.2011 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 216 495 рублей 76 копеек, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 01.11.2011 в адрес общества по инвойсу от 15.09.2011 N HD11090015 поступила очередная партия товара - посуда фарфоровая, термосы вакуумные бытовые, посуда для питья (наборы стаканов) на общую сумму 15 003,2 долларов США или 10 714,29 евро, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/011111/0006208.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения. В структуру заявленной таможенной стоимости включены транспортные расходы.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, спецификация, дополнения к нему, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. В представленных документах отсутствует достаточное описание товаров и информация об их производителе. Инвойс продавца не идентифицируется с внешнеторговым договором. Подпись продавца в инвойсе не идентифицируется. Цены товаров не дифференцированы в зависимости от марки, вида и качественных характеристик товаров. В представленных документах отсутствует перечень товаров с указанием полного наименования, сведений о товарных знаках, производителе, марках, артикулах, стандартах и тому подобных качественных и коммерческих характеристиках. Идентичные, однородные товары оформляются с более высокой стоимостью.
В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 01.11.2011.
Для подтверждения заявленной стоимости у предпринимателя дополнительно запрошены следующие документы: прайс - листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров на ассортиментном уровне с учетом условий поставки, экспортная таможенная декларация страны отправления, пояснения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, банковские платежные документы, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам аналогичного товара. Срок для представления дополнительных документов установлен до 02.12.2011.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 02.11.2011 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 01.11.2011 декларант сообщил, что не может представить запрошенные документы и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 01.11.2011 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1 и КТС-2, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 46 834 рублей 04 копеек, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Во исполнение указанного контракта 18.09.2012 в адрес общества по инвойсу от 06.09.2012 N 130 поступила очередная партия товаров - посуда фарфоровая на общую сумму 19 860 долларов США, которая оформлена в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/180912/0005033.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения, то есть по цене сделки. При этом стоимость товаров по инвойсу увеличена на сумму расходов по их доставке до Яраг - Казмаляр.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, дополнения к нему, инвойс, карнет тир, CMR.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными программы ИАС "Мониторинг - Анализ". Поставка товара осуществляется на условиях EXW Астара. Декларантом не представлены документы, подтверждающие транспортные расходы. Идентичные, однородные товары или товары того же вида и класса оформляются с более высокой стоимостью.
В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 01.10.2012.
Для подтверждения заявленной стоимости у предпринимателя дополнительно запрошены следующие документы: прайс - листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение, экспортная таможенная декларация страны отправления и ее заверенный перевод, пояснения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, банковские документы об оплате за товар по предыдущим поставкам в рамках данного договора. Срок для представления дополнительных документов установлен до 17.12.2012.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 19.09.2012 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 01.10.2012 декларант сообщил, что не может представить запрошенные документы и просил принять окончательное решение об оценке товаров без осуществления их выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 01.10.2012 в соответствии со статьей 10 Соглашения. Декларантом оформлены формы ДТС-2, КТС-1, согласно которым дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 70 485 рублей 46 копеек, после уплаты которых разрешен выпуск товаров.
Полагая, что таможенные платежи, уплаченные в результате корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным декларациям, а также исчисленных от сумм транспортных расходов, ошибочно включенных в таможенную стоимость товаров, являются излишне уплаченными, общество обратилось в таможню с заявлениями об их возврате от 29.10.2013, которые возвращено таможней без исполнения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов (письма от 06.11.2013 N 19-38/13025).
Не согласившись с данной позицией таможни, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения нормам законодательства и нарушение им прав и интересов заявителя. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия уполномоченным органом оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, который принял соответствующее решение.
Частью 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).
Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 ТК ТС).
По смыслу статьи 69 ТК ТС при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 ТК ТС).
Приведенные положения статьи 69 ТК ТС подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Согласно статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" разъяснено, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
Обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
В решениях о корректировке таможенной стоимости по спорным декларациям указано, что определить таможенную стоимость товаров в рамках статьи 4 Соглашения не представляется возможным так как заявленная таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена - не представлены документы и сведения, предусмотренные Решением Комиссии от 20.09.2010 N 376, необходимые для применения данной статьи, т.е. документы, указанные в решениях о проведении дополнительной проверки.
Согласно ДТС-1 при оформлении товаров по спорным таможенным декларациям в структуру заявленной таможенной стоимости декларантом включена стоимость товаров, указанная в инвойсах продавца, и транспортные расходы по их доставке до Яраг - Казмаляр.
В своем письме иранский предприниматель "Farideh Sharafuddin" (продавец) подтверждает, что между ним и обществом был заключен контракт от 01.08.2010 N 010902014, во исполнение которого на условиях поставки DAF Яраг - Казмаляр он поставил в адрес общества следующий товар: посуду фарфоровую - согласно инвойсу N 130 от 06.09.2012 на сумму 19 860 долларов США; мебель деревянную - согласно инвойсу N KS-L1327 от 10.06.2011 на общую сумму 40 000 долларов США; мебель деревянную - согласно инвойсу N HJCU1015693 от 01.08.2011 на общую сумму 24 000 долларов США; пленку прозрачную и оборудование для герметизации - согласно инвойсу N YJH110813J от 13.08.2011 на сумму 24 600 долларов США; мебель деревянную - согласно инвойсу N TS110830J от 30.08.2011 на сумму 17 415 долларов США; посуду фарфоровую, термосы вакуумные, сосуды для питья - согласно инвойсу N HD1109015 от 15.09.2011 на сумму 15 003,2 долларов США; диски колесные для автомобилей - согласно инвойсу N 2011HK0910 от 19.09.2011 на сумму 17 512 долларов США. Он также подтверждает, что доставка вышеуказанных товаров на условиях DAF Яраг - Казмаляр (граница РФ) производилась за счет продавца.
Дополнительным соглашением от 12.03.2014 N 11 изменен раздел 2 контракта от 01.08.2010. Изменен пункт 2.1 контракта, внесены изменения о том, что цена на товар определяется в долларах США, общая стоимость контракта составляет 6 000 000 долларов США. Оплата производится в долларах США и возможна предоплата (срок поставки в течении срока действия контракта). Изменения внесены и в пункт 3.1 контракта, которые предусматривают, что товар должен быть поставлен в срок с сентября 2010 года по 01 ноября 2015 года. Изменения внесены в пункт 6.1 контракта, которые предусматривают, что оплата за товар будет производиться в долларах США путем перечисления на банковский счет "продавца" или по другим указанным им реквизитам на основании выставленного поручения на оплату с указанием всех необходимых банковских реквизитов. Изменения внесены в пункт 6.2 контракта, согласно которым последняя дата платежа - 01 ноября 2015 года. Дополнительным соглашением от 12.03.2014 N 12 изменены реквизиты покупателя.
В поручении об оплате от 25.02.2014 N 2 продавец просит произвести оплату за товары, поставленные по инвойсам N 130 от 06.09.2012 (19 860 долларов США), N KS-L1327 от 10.06.2011 (40 000 долларов США), N HJCU1015693 от 01.08.2011 (24 000 долларов США), N YJH110813J от 13.08.2011 (24 600 долларов США), N TS110830J от 30.08.2011 (17 415 долларов США), N HD1109015 от 15.09.2011 (15 003,2 долларов США), N 2011HK0910 от 19.09.2011 (17 512 долларов США).
Согласно заявлению на перевод от 05.05.2014 N 04 через филиал ОАО "Аделантбанк" обществом произведена оплата в сумме 232 600 долларов США, в том числе и по поручению об оплате от 25.02.2014 N 2.
Письмом от 03.06.2014 продавец товаров также подтверждает поставку широкого ассортимента товаров во исполнение контракта от 01.08.2010 N 010902014 и что согласно поручениям об оплате N 2,7,8 общество должно было оплатить 570 793,2 доллара США (по поручению N 2 - 158 390,2 доллара США, по поручению N 7 - 279 708 долларов США, по поручению N 8 - 132 695 долларов США). Общество частично оплатило за товары 232 600 долларов США. Задолженность общества перед продавцом составляет 338 193,2 долларов США.
Предпринимателем также представлена ведомость банковского контроля по контракту. Однако спорные ДТ в ней не отражены. В судебном заседании представитель общества пояснил, что первоначально паспорт сделки по контракту был открыт в ОАО АКБ "Экспресс". В связи с отзывом лицензии у ОАО АКБ "Экспресс" и признания его банкротом паспорт сделки был переведен в ОАО АКБ "ЭНО". Однако ОАО АКБ "ЭНО" при открытии паспорта сделки от 13.02.2013 в разделе 6 не указал сведения о ранее открытом паспорте сделки от 30.10.2010. В последующем обществом паспорт сделки переведен в ОАО "Аделантбанк" филиал в г. Махачкале. 06.06.2014 общество обратилось в ОАО "Аделантбанк" с заявлением о внесении в изменений в раздел 6 паспорта сделки от 13.02.2013 о ранее оформленном паспорте сделки от 30.10.2010. Письмом от 10.06.2014 обществу отказано во внесении таких сведений в паспорт сделки.
В силу указанных доказательств суд признает обоснованным довод общества о необходимости расчета таможенных платежей, подлежащих уплате по спорным декларациям, исходя из таможенной стоимости товаров, указанной в инвойсах и подлежащей уплате продавцу.
Из решений о проведении дополнительных проверок следует, что таможня в обоснование заявленных стоимостей товаров дополнительно запрашивала у общества прайс - листы производителя на ассортиментном уровне с учетом условий поставки, экспортные таможенные декларации страны отправления, пояснения о физических характеристиках, качества и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование, бухгалтерские документы об оприходовании товаров, банковские документы об оплате за товар по предыдущим поставкам, договор перевозки и счет по оплате за перевозку, спецификация к контракту.
В то же время ни действующим законодательством, ни обычаями делового оборота не предусмотрена обязанность декларанта иметь в наличии экспортную декларацию, и ее отсутствие само по себе не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости товаров. Отсутствие прайс - листа и спецификации при наличии других документов (в частности инвойсов и упаковочных листов), содержащих полную информацию, необходимую для определения таможенной стоимости по цене сделки, не является основанием для корректировки таможенной стоимости по шестому (резервному) методу.
На момент проведения дополнительной проверки сроки оплаты товаров, предусмотренные контрактом не истекли, в связи с чем требование о представлении банковских документов по оплате за товар суд находит необоснованным. Документы частичной оплате за ввезенные товары представлены обществом в ходе судебного разбирательства.
Отсутствие документов об оприходовании товаров также не может служить основанием для корректировки заявленной таможенной стоимости, поскольку они являются внутренними документами общества.
При декларировании товаров в заявленную таможенную стоимость декларантом включены транспортные расходы. В судебном заседании представитель общества пояснил, что транспортные расходы были включены в заявленную стоимость для того чтобы довести ее до контрольного уровня во избежание полного досмотра товара и связанных с ними дополнительных расходов.
Необоснованность их включения в состав таможенной стоимости подтверждается тем, что товары ввезены на условиях DAF Яраг - Казмаляр, согласно которым расходы по доставке товара до границы российской Федерации несет продавец. Как было выше указано, продавец товаров также подтвердил, что расходы по доставке товаров до границы Российской Федерации по спорным инвойсам понес он сам. Соответственно общество не могло представить по требованию таможни договор перевозки и счета по оплате за перевозку товаров.
Требуя от общества представления пояснений о физических характеристиках, качества и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование, таможня не конкретизировала какие именно пояснения требуется представить.
Таможня в установленном порядке не выявила признаки недостоверности сведений о цене контракта, не доказала зависимость ее от условий, повлекших значительное отличие цены сделки от ценовой информации при сопоставимых условиях.
Изложенные обстоятельства и перечисленные выше доказательства в совокупности подтверждают, что декларантом представлен пакет документов, необходимый для таможенного оформления в соответствии с выбранным таможенным режимом, а также документы и сведения, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты, анализ и оценка которых позволяет суду сделать вывод о том, что они являлись достаточными для определения таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорной декларации, в соответствии со статьей 4 Соглашения - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Непредставление дополнительно запрошенных документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных предпринимателем при определении таможенной стоимости товаров по первому методу.
Доказательства, указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в представленных обществом документах, противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных товаросопроводительных и коммерческих документах, относящихся к контракту, таможня не представила.
Кроме того, при определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара.
Такие доказательства таможня не представила. Таможня также нарушила принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение предыдущих методов.
Таможня в обоснование сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товаров не доказала наличие условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, не подтвердила отсутствие возможности применения второго - пятого методов определения таможенной стоимости.
Довод таможни о низком ценовом уровне заявленной таможенной стоимости ввезенных предпринимателем товаров суд отклоняет как необоснованный, поскольку таможня не доказала, что имеющаяся в таможенном органе информация относится к аналогичным товарам этого же поставщика, на аналогичных условиях поставки и объема, именно за спорный период времени, поскольку любое различие этих условий может привести к существенным изменениям цены товара. Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделке предпринимателя с иранской фирмой, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки. Таможня не подтвердила сопоставимость условий ввоза соответствующего товара, его качественных и количественных характеристик с ввезенными обществом товарами.
На основании вышеизложенного суд считает, что действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров ввезенных обществом по спорным декларациям противоречит требованиям ТК ТС, Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" нарушают права и интересы заявителя в предпринимательской деятельности и незаконно возлагают на него обязанности по уплате дополнительных таможенных платежей.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствие с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Корректировка таможенной стоимости ввезенных обществом товаров, а также необоснованное включение в заявленную таможенную стоимость транспортных расходов, которые фактически не были понесены обществом, привели к возникновению у последнего незаконно возложенной обязанности по уплате дополнительно начисленных таможенных платежей
По данным таможни общая сумма таможенных платежей, доначисленных в результате корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным декларациям, составляет 392 139 рублей 94 копейки (письмо от 19.02.2014).
Согласно расчету общества, сумма излишне уплаченных таможенных платежей составляет 1 050 549 рублей. Данный расчет произведен обществом, исходя из стоимости товаров, указанной в инвойсах и подлежащей уплате продавцу, без учета транспортных расходов, которые фактически им не были понесены и необоснованно включены декларантом в заявленную таможенную стоимость. Расчет данной суммы сделан обществом по той же методике, что и таможней в КТС-1 и КТС-2, поэтому суд признает его правильным.
Расхождения в суммах объясняется необоснованным включением в заявленную таможенную стоимость транспортных расходов, которые фактически понесены отправителем товаров. В силу изложенного таможенные платежи в сумме 1 050 549 рублей, доначисленные в результате корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации по спорным декларациям, являются излишне уплаченными и подлежат возврату лицу, их уплатившему. Факт уплаты указанной суммы таможенных платежей подтверждается материалами дела и таможней не оспаривается. Доказательства наличия у общества задолженности по таможенным платежам таможней в суд не представлены. Досудебный порядок урегулирования спора обществом соблюден.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.06.2014 года по делу N А15-336/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-336/2014
Истец: ООО "ГЕР- ВЭД"
Ответчик: ГУ "Дагестанская таможня"
Третье лицо: Дагестанская таможня