г. Чита |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А19-2010/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ликвидатора Пахаревой Ларисы Викторовны и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 июня 2014 года по делу N А19-2010/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Складские технологии и логистика" о признании недействительной записи, внесенной 22.01.2014 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2143850015296 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Независимость" и обязании Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области аннулировать данную запись в Едином государственном реестре юридических лиц, третье лицо: ликвидатор Пахарева Лариса Викторовна,
(суд первой инстанции - О.П.Сураева),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Вакула Е.Г., конкурсный управляющий;
Печкин А.А., представитель по доверенности N 07/09-14 от 17.09.2014;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Складские технологии и логистика" (ОГРН 1023801429112, ИНН 3810028560, адрес: г. Иркутск, ул. Трактовая, 18, далее - Общество, ООО "СТиЛ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительной записи, внесенной 22 января 2014 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (ОГРН 10838449000014, ИНН 3849000013) в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2143850015296 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Независимость" и обязании Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области аннулировать данную запись в Едином государственном реестре юридических лиц.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ликвидатор ООО "Независимость" -Пахарева Лариса Викторовна.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Признана недействительной запись, внесенная 22.01.2014 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2143850015296 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Независимость", как несоответствующая Федеральному закону от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В обосновании суд первой инстанции указал, что, не смотря на отсутствие формальных нарушений со стороны регистрирующего органа, при ликвидации общества установленный статьями 61 - 64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, в связи с чем у суда не имеется правовых оснований для отказа в удовлетворении требования общества, чьи права как кредитора были нарушены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ликвидатор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.06.2014 года по делуN А19-2010/2014. В удовлетворении заявленных требований ООО "Складские технологии и логистика" отказать. Полагает, что ООО "Складские технологии и логистика" в установленный срок требование о выплате задолженности не заявляло. При этом при непредъявлении требования кредитора ликвидатор не вправе самостоятельно вносить в промежуточный ликвидационный баланс сведения о наличии кредиторской задолженности. Задолженность ООО "Независимость" перед ООО "Складские технологии и логистика" по оплате арендной платы отсутствует. Требование о взыскании арендной платы до настоящего времени ООО "Складские технологии и логистика" не предъявлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.06.2014 года по делу N А19-2010/2014, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что ООО "СТиЛ" как кредитор не реализовало свое право на предъявление требований к ликвидатору о включении своих требований в реестр кредиторов общества, так как заявление в ликвидационную комиссию не направило. Действующим законодательством не предусмотрено аннулирование записи из Единого государственного реестра юридических лиц.
На апелляционную жалобу ликвидатора поступил отзыв налогового органа, в котором он соглашается с ее доводами.
На апелляционную жалобу ликвидатора поступил отзыв общества, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.07.2014,15.08.2014.
Представители общества в судебном заседании дали пояснения согласно доводам отзыва на апелляционную жалобу ликвидатора. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Складские технологии и логистика" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1023801429112, что подтверждается основными сведениями по состоянию на 31.12.2013 (т.1 л.д.11-15).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "Независимость" было зарегистрировано 17 августа 2012 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1123805001847.
Единственным участником ООО "Независимость" являлся Заиченко Андрей Анатольевич.
18 сентября 2013 года единственным учредителем принято решение о ликвидации в добровольном порядке ООО "Независимость" в связи с прекращением финансово-хозяйственной деятельности. Данным решением ликвидатором назначена Пахарева Лариса Викторовна.
Сведения о ликвидации организации опубликованы ликвидатором в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 39 (448) от 02 октября 2013 г/337.
18 сентября 2013 года ООО "Независимость" уведомила Межрайонную инстанцию Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - регистрирующий орган, налоговый орган) по форме N Р15001 о ликвидации данного юридического лица.
15 января 2014 года в регистрирующий орган представлено заявление о государственной регистрации юридического лица - ООО "Независимость" в связи с его ликвидацией по форме N Р16001. К заявлению были приложены: документ об уплате государственной пошлины, решение, ликвидационный баланс, справка.
22 января 2014 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2143850015296 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "Независимость" в связи с его ликвидацией.
Полагая указанную запись не соответствующей Федеральному закону от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушающей прав и законные интересы ООО "Складские технологии и логистика", заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ликвидатор и налоговый орган обратились в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзывов, заслушав пояснения представителей заявителя в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно пункту 1 статьи 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (пункт 2 статьи 62 Гражданского кодекса РФ).
Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса РФ. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (пункт 2). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8).
В силу статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 указанного Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Статей 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ определен порядок представления документов при государственной регистрации, в силу пункта 4 которого предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Как следует из материалов дела и правильно указано судом первой инстанции, представленный в налоговый орган пакет документов полностью соответствовал требованиям пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ. При этом в заявлении подтверждено, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица. Расчеты с кредиторами завершены, сведения, содержащие в заявлении достоверны. Подлинность подписи ликвидатора - Пахаревой Л.В. засвидетельствована в нотариальном порядке.
Ликвидатором ООО "Независимость" приняты меры к публикации сведений о ликвидации данного юридического лица (журнал "Вестник государственной регистрации" от 02 октября 2013 г/322 часть 1 N 39 (448).
ООО "Складские технологии и логистика" в установленный срок требование о выплате задолженности не заявляло. При этом при непредъявлении требования кредитора ликвидатор не вправе самостоятельно вносить в промежуточный ликвидационный баланс сведения о наличии кредиторской задолженности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал, что формально никаких нарушений ни со стороны регистрирующего органа, ни со стороны ликвидатора не допущено.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно учел следующее.
Заявитель, оспаривая внесение регистрирующим органом записи о прекращении деятельности юридического лица - ООО "Независимость", указывал на представление в налоговый орган ликвидационного баланса, не содержащего сведений о наличии кредиторской задолженности перед ООО "СТиЛ", являющейся на момент принятия решения о ликвидации ООО "Независимость" предметом судебного разбирательства в рамках дела N А19-11062/2011, в связи с чем ликвидационный баланс является недостоверным, что, по мнению заявителя, являлось основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ.
Так, по условиям договора аренды недвижимости имущества от 01 марта 2013 года N А-03/2013-Ч, заключенного между ООО "СТиЛ" (Арендодатель) и ООО "Независимость" (Арендатор), Арендатору предоставлены во временное владение и пользование за плату следующие объекты недвижимого имущества:
фруктохранилище, назначение: складское. Площадь: общая 10942,5 кв.м Инвентаризационный номер: 5439-3 Литер: М. Этажность 2. Адрес: Читинская область, г. Чита, Ингодинский административный район, ул. Промышенная, 1 стр. 9;
овощехранилище, назначение: складское, Полщадь: общая 5702,5 кв.м. Инвентаризационный номер: 5439-3. Литер: Л, Этажность: 2. Адрес: Читинская область, г. Чита, Ингодинский административный район, ул. Промышленная, 1 стр. 12 (пункты 1.1 и 1.2 договора).
Пунктом 1.3 предусмотрено, что указанные выше объекты недвижимого имущества принадлежат Арендодателю на праве собственности, на основании свидетельств о государственной регистрации права серии 75 АБ 256458 и серии 75 АБ 256457, выданных Управлением Федеральной регистрационной службы по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу.
Недвижимое имущество предоставляется Арендатору в аренду на срок с 01 марта 2013 года по 31 января 2014 года (пункт 1.5 договора).
В силу пункта 3.1 договора аренды недвижимого имущества за использование помещением Арендатор оплачивает Арендодателю арендную плату в размере 300 000 руб. с учетом НДС в месяц.
В подтверждение своей позиции заявителем представлены следующие документы: договор аренды недвижимого имущества от 01 марта 2013 года N А-03/2013-Ч, акт приема-передачи помещений в аренду от 01 марта 2013 года (приложение к договору N А-03/2013-Ч), претензию об уплате арендных платежей от 24 июля 2013 года N 38/5, выписку из Единого государственного реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшие (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 01 ноября 2013 года N 38-00-4001/5001/2013-8471, договоры субаренды нежилых помещений от 01 мая 2013 года, от 01 апреля 2013 года, от 01 июня 2013 года, акты приема-передачи объектов в субаренду, платежные поручения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2013 года по делу N А19-11062/2011 ООО "Складские технологии логистика" признано несостоятельным (банкротом), в отношении не открыта процедура банкротства - конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утверждена Вакула Елена Григорьевна.
Как пояснила суду конкурсный управляющий Вакула Е.Г., первоначально о существовании договора аренды с ООО "Независимость" ей не было известно. Также Вакула Е.Г. пояснила суду, что местонахождение бывшего руководителя ООО "Складские технологии логистика" неизвестно, как неизвестно и местонахождение бывшего руководителя ООО "Независимость", что подтвердила ликвидатор Пахарева Л.В. В связи с чем, Вакула Е.Г. предполагает, что бывшие руководители обществ намеренно скрыли наличие договорных отношений по аренде помещений, действовали недобросовестно.
Далее конкурсный управляющий Вакула Е.Г. пояснила, что в адрес ООО "Независимость" направлена претензия от 24 июля 2013 года N 38/5 об уплате арендных платежей, в соответствии с которой в ходе осмотра недвижимого имущества, принадлежащего ООО "СТиЛ", по адресу: Читинская область, г. Чита, ул. Промышленная, 1, установлено, что объекты недвижимости предоставлены ООО "Независимость" в субаренду (субарендаторы - ООО "ТДК-Чита", ООО "Барис", индивидуальный предприниматель Иванов Э.Ю.), на основании договоров субаренды нежилых помещений от 01 мая 2013 года, от 01 апреля 2013 года, от 01 июня 2013 года и соответствующий актов приема-передачи объектов в субаренду.
Данной претензий ООО "Независимость" предложено в срок до 05 августа 2013 года произвести оплату задолженности арендной платы за вышеуказанные объекты недвижимости, за период действия договора аренды по 31 июля 2013 года в сумме 10000000 руб.
На момент составления указанной претензии текста договора аренды у конкурсного управляющего не имелось, поэтому номер договора аренды в претензии не указан, сумма задолженности указана предположительно.
Сходные пояснения даны апелляционному суду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в качестве соблюдения требований пункта 2 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" ООО "Складские технологии и логистика" конкурсным управляющим было подано в арбитражный суд заявление к ООО "Независимость" о признании недействительными договора аренды от 01 марта 2013 года и всех иных договоров аренды, заключенных между ООО "СТиЛ" и ООО "Независимость", в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Чита, ул. Промышленная, 1, и применении последствий недействительности ничтожных сделок в виде возврата от ООО "Независимость" к ООО "Складские технологии и логистика" всего полученного от использования недвижимого имущества (дело N А19-11062/2011).
В рамках рассмотрения указанного заявления арбитражным судом был истребован договор аренды от 01 марта 2013 года N А-03/2013-Ч, копия которого представлена в материалы настоящего дела.
Представленный в материалы дела договор аренды недвижимого имущества от 01 марта 2013 года N А-03/2013-Ч, акт приема-передачи помещений в аренду от 01 марта 2013 года (приложение к договору N А-03/2013-Ч), подтверждают наличие обязанности ООО "Независимость" по уплате арендной платы в размере, указанном в пункте 3.1 договора.
Кроме того, представитель Заявителя пояснил суду первой инстанции, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не закрыт расчетный счет ООО "Независимость". Так, согласно выписке Акционерного коммерческого банка "СОЮЗ" о движении денежных средств по расчетному счету ООО "Независимость" за период с 01 февраля 2013 года по 10 февраля 2014 года оборота по счету составили 34 176 734 руб. 66 коп.
Из анализа указанной выписки следует, что субарендаторами по рассматриваемому договору аренды, в частности, ООО "ТДК-Чита", ООО "Барис" и ИП Иванов Э.Ю., производилась уплата субарендных платежей в пользу Арендатора - ООО "Независимость".
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что факт осуществления ООО "Независимость" деятельности в соответствии с договором аренды от 01 марта 2013 года подтверждается материалами дела. Однако доказательства исполнения каким-либо из возможных способов ООО "Независимость" обязанности по уплате арендных платежей в материалы дела не представлены. Следовательно, задолженность по уплате арендных платежей действительно имеется.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в данном случае следует признать, что ликвидационный баланс не содержит действительного имущественного положения ликвидируемого лица, так как не учтены средства, находящиеся на открытом расчетном счете, а также расчеты лица с кредиторами, так как не учтена задолженность перед ООО "СТИЛ" по арендной плате. В связи с недобросовестными действиями бывших руководителей ООО "Независимость" и ООО "СТИЛ", скрывших осуществление деятельности по договору аренды как от ликвидатора ООО "Независимость", так и от конкурсного управляющего ООО "СТИЛ", имеющаяся задолженность не могла быть включена в ликвидационный баланс ООО "Независимость", а конкурсный управляющий не мог обратиться с надлежащими претензией и исковым заявлением в суд. Вместе с тем, с учетом имеющейся информации конкурсным управляющим была предпринята попытка обращения к ООО "Независимость" с претензией, а также обращение в арбитражный суд с заявлением из которого следуют имущественные претензии к ООО "Независимость" по имеющейся задолженности по арендным платежам. При сложившихся обстоятельствах у ООО "СТИЛ" не имеется другой возможности защитить свое право, а также права своих кредиторов, помимо обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на отсутствие формальных нарушений со стороны регистрирующего органа, при ликвидации общества установленный статьями 61 - 64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, в связи с чем у суда не имеется правовых оснований для отказа в удовлетворении требования общества, чьи права как кредитора были нарушены.
Апелляционный суд. поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционный жалоб, исходит из того, что действительный смысл закрепленного в гражданском законодательстве порядка ликвидации юридических лиц состоит, прежде всего, в том, что ликвидатор должен добросовестно выявлять кредиторов и ставить их в известность о начавшейся процедуре ликвидации, а иной подход будет создавать условия для злоупотреблений недобросовестных лиц.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 июня 2014 года по делу N А19-2010/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2010/2014
Истец: ООО "Складские технологии и логистика"
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области
Третье лицо: Ликвидатор Ооо "независимость", Ликвидатор ООО "Независимость" Пахарева Л. В., Ликвидатор ООО "Независимость" Пухарева Л. В., Ликвидатор Пахарева Л. В.