город Москва |
|
18 сентября 2014 г. |
Дело N А40-181982/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Красновой С.В., Кораблевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Новоподмосковский Технопарк"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 14 апреля 2014 года по делу N А40-181982/2013,
принятое судьей Голоушкиной Т.Г.
по иску ОАО "Новоподмосковский Технопарк"
(ИНН 5003004676, ОГРН 1025000657648)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН 7726639745, ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности
при участии в судебном заседании:
от истца представитель не явился, извещен;
от ответчика Кадыков А.Ю. по доверенности от 30.12.2013
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Новомосковский Технопарк" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании недействительным решения Управления Федеральной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленное сообщением от 25.11.2013 г. N 22/088/2013-349, об отказе в государственной регистрации права собственности на объект, расположенный по адресу: г. Москва, п. Филимонковское, с. Марьино; обязании Управления Федеральной регистрации, кадастра и картографии по Москве произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - сети канализации - объект недвижимости с кадастровым номером 77:17:01501116:188, протяженностью 3 126 м, 1979 года создания, расположенный по адресу: г. Москва, п. Филимонковское, с. Марьино.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ссылается на то, что для государственной регистрации прав был представлен полный пакет документов.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Управления поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Установлено, что 09.10.2013 ОАО "Новомосковский Технопарк" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - сети канализации с кадастровым номером 77:17:0150111:188, протяженностью 3 126 м, расположенный по адресу: г. Москва, п. Филимонковское, пос. Марьино.
Сообщением от 25.10.2013 Управление Росреестра уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации прав сроком на один месяц. В качестве основания для приостановления государственной регистрации было указано следующее: представленный на государственную регистрацию План реорганизации Марьинской птицефабрики в АОЗТ "Марьинская птицефабрика" не может рассматриваться в качестве надлежащего правоустанавливающего документа, поскольку на основании него не представляется возможным сделать вывод о том, что в состав приватизируемого имущества был включен объект недвижимости, право собственности на который заявлено к регистрации. Кроме того, План реорганизации представлен на государственную регистрацию лишь в одном экземпляре - копии.
25.11.2013, в связи с тем, что заявитель в течение срока приостановления не представил документы, необходимые для государственной регистрации права, Управлением Росреестра по Москве было принято оспариваемое решение N 22/088/2013-349.
Обращаясь с настоящим требованием в арбитражный суд, заявитель указал, что отказ в регистрации права нарушает его права в экономической и предпринимательской сфере. В частности: создает заявителю препятствия в осуществлении правомочия собственника в полном объеме, создает невозможность осуществлять транспортировку сточных вод через данный объект, делает невозможным проведение ремонтных работ на объекте, а также его включение в инвестиционную программу развития предприятия.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 1 июня 2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 4 указанного нормативно-правового акта, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Вышеуказанная функция Росреестра должна выполнятся в строгом соответствии с требованиями Закона о регистрации прав на недвижимое имущество.
В силу п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 4 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 2 ст. 2 указанного Закона, государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество право на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Вместе с тем, при изъявлении обладателем недвижимого имущества желания зарегистрировать права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, он обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по регистрации указанных прав, правоустанавливающие документы, которыми бесспорно подтверждается факт приобретения заявителем вещного права на конкретное недвижимое имущество.
Признание юридически действительными прав на недвижимое имущество, возникших до момента вступления в силу вышеуказанного Закона, не исключает проверку законности оснований их возникновения перед внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Согласно п. 5 ст. 8.1 ГК РФ, уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.
В случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица (абзацы первый, второй, четвертый п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество).
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 2 ст. 16 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации).
Строгое соблюдение установленного порядка регистрации прав на недвижимое имущество обусловлено закрепленными в п. 1 ст. 8.1 ГК РФ принципом проверки законности оснований регистрации, а также принципами публичности и достоверности государственного реестра.
Вместе с тем, из представленных заявителем на регистрацию правоустанавливающих документов: решения Комитета по управлению имуществом Московской области от 30 мая 1994 г. N 262 "О реорганизации Марьинской птицефабрики в АО "Марьинская птицефабрика", сводного протокола общего собрания трудового коллектива Марьинской птицефабрики, а также плана реорганизации Марьинской птицефабрики в АОЗТ "Марьинская птицефабрика" не следует, что правопредшественник заявителя АОЗТ "Марьинская птицефабрика" приобрел право собственности на объект недвижимого имущества - сети канализации - объект недвижимости с кадастровым номером 77:17:01501116:188, протяженностью 3 126 м, 1979 года создания, расположенный по адресу: г. Москва, п. Филимнковское, с. Марьино.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что технический паспорт указанного объекта недвижимого имущества от 6 апреля 2006 является техническим, а не правоустанавливающим документом, поскольку в силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ технический план (до 1 января 2013 г. технический паспорт) представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Не является правоустанавливающим документом и представленный на регистрацию и в материалы дела кадастровый паспорт сооружения от 9 октября 2013 г. N 77/501/13-489687, так как в силу ч. 4 ст. 14 того же закона кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
На основании изложенного, технический паспорт и кадастровый паспорт, являясь техническими документами, не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих факт возникновения у АОЗТ "Марьинская птицефабрика" права собственности на объект недвижимого имущества - сети канализации - объект недвижимости с кадастровым номером 77:17:01501116:188, протяженностью 3 126 м, 1979 года создания, расположенный по адресу: г. Москва, п. Филимонковское, с. Марьино.
Заявитель вопреки требованиям п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество не представил в регистрирующий орган оригинал плана реорганизации Марьинской птицефабрики в АОЗТ "Марьинская птицефабрика", что в свою очередь также явилось основанием отказа в проведении регистрации права. Доказательств невозможности выполнения требований данной нормы Закона о регистрации прав на недвижимое имущество заявителем не представлено.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 8);
- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
Поскольку представленные заявителем к регистрации документы не подтверждали факт возникновения у АОЗТ "Марьинская птицефабрика" права собственности на объект недвижимого имущества, не представлены необходимые документы, Управлением правомерно приостановлена регистрация, а, впоследствии, отказано в совершении регистрационных действий.
Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2014 года по делу N А40-181982/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181982/2013
Истец: ОАО "Новоподмосковский Технопарк", ОАО Новомосковский Технопарк
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве