г. Пермь |
|
22 сентября 2014 г. |
Дело N А60-8189/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя - Администрации города Екатеринбурга (ОГРН 1046603983800, ИНН 6661004661): Громут А.А., удостоверение, доверенность от 27.12.2013,
от заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга (ОГРН 1056603481428, ИНН 6670074344): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 июля 2014 года
по делу N А60-8189/2014,
принятое судье Савиной Л.Ф.,
по заявлению Администрации г. Екатеринбурга
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Администрация города Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области (далее - заявитель, администрация) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 19.02.2014 N 142/08, вынесенного Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора, административный орган), о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 11 000 руб..
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.07.2014 (резолютивная часть объявлена 25.06.2014) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заинтересованное лицо обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неверному толкованию судом норм материального права.
Заинтересованное лицо явку представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, что не является препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому возражал против требований и доводов жалобы.
Представитель Администрации г.Екатеринбурга в суде апелляционной инстанции поддержал изложенную в отзыве позицию.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 27.12.2013 в ходе внеплановой выездной проверки в отношении Администрации г. Екатеринбурга, проведенной в соответствии с распоряжением N 01-01-01-03-08/25754 от 27.11.2013 заместителя главного государственного санитарного врача по Свердловской области, руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области О.В.Диконской, по основанию истечения срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 20.05.2013 N01-36-15/3268, при обследовании территории муниципального образования "Город Екатеринбург" уполномоченными на проведение проверки должностными лицами выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Результаты проверки оформлены актом от 27.12.2013.
Согласно акту в ходе проверки обнаружены следующие нарушения:
1) на территории Ленинского, Железнодорожного, Орджоникидзевского, Кировского районов обнаружено отсутствие урн, наличие на газонах небольших ветвей деревьев, бытового мусора, обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов, загрязненного снега, на территории скверов обнаружены мешки с мусором; на дворовой территории административного здания администрации г. Екатеринбурга (г. Екатеринбург, пр. Ленина, 24а) на контейнерной площадке установлено 10 контейнеров для сбора бытовых отходов при норме не более 5, на территории внутри здания складированы оконные рамы, металлические контейнеры, доски, лежит использованный большой полиэтиленовый пакет вне специально отведенного места для сбора ТБО.
Данные обстоятельства отнесены Роспотребнадзором к нарушению пунктов 1.1, 1.2, 2.1.1, 2.1.3, 2.2.3, 2.3.1, 4.1, 4.11, 4.12, 5.3.2, 5.3.5, 6.2 СанПиН 42-128-4690-88.
Кроме того, проверкой установлено, что Администрацией города Екатеринбурга:
2) не организована планово-регулярная система и режим удаления бытовых отходов - не представлены решения администрации города Екатеринбурга об организации планово-регулярной системы и режима удаления бытовых отходов, что не соответствует п.п. 1.4 СанПиН 42-128-4690-88;
3) не утверждены:
- титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года;
- список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств (за исключением объектов, утвержденных постановлением Администрации города Екатеринбурга от 20.02.2013 N 550 "О закреплении объектов улично-дорожной сети и объектов зеленого хозяйства для организации их содержания в 2013 году за администрациями районов и муниципальными заказчиками");
- организации, ответственные за санитарное состояние набережных, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, территорий домовладений, торговых и зрелищных учреждений и др., что не соответствует п.1.6, п.6.2 СанПиН 42-128-4690-88;
4) не согласованы с органами Роспотребнадзора места размещения снежных свалок по ул. Суходольская, автодорога Екатеринбург-Кольцово, в г. Екатеринбурге, а именно: пунктом 63 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 г. N 29/61, предусмотрен вывоз снега с улиц и проездов на подготовленные снегоприемные пункты, определенные постановлениями Администрации города Екатеринбурга, что не соответствует п. 4.11 СанПиН 42- 128-4690-88;
5) допускается перемещение, переброска и складирование загрязненного снега на площади зеленых насаждений (газонов), в частности, в разделе "Содержание газонов" Приложения N 2 к Приказу заместителя главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Е.Е. Липовича N 8/0139-3 от 19.09.2013 г. предусмотрено разбрасывание снега на газонах, что не соответствует п. 4.12 СанПиН 42-128-4690-88;
6) не предусмотрен полив улиц с повышенной интенсивностью движения, нуждающихся в улучшении микроклимата в жаркое время года, в частности, в Регламенте содержания объектов улично-дорожной сети в летний период 2013 г. в разделе "Содержание дорог" Приложения N 1 к Приказу заместителя главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Е.Е. Липовича N 8/0139-3 от 19.09.2013 г. отсутствуют мероприятия по поливу улиц с повышенной интенсивностью движения, нуждающиеся в улучшении микроклимата, что не соответствует п. 4.6 СанПиН 42-128-4690-88.
Усмотрев признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо составило протокол об административном правонарушении от 24.01.2014.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением от 19.02.2014 N 142/08 Администрация города Екатеринбурга привлечена к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
Полагая, что привлечение к административной ответственности является неправомерным, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из недоказанности в действиях (бездействии) администрации состава вменяемого административного правонарушения.
Заслушав представителя заявителя, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы жалобы, письменного отзыва на жалобу, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону административного правонарушения образуют действия (бездействие) лиц по несоблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу требований ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ и п. 18 ч. 1 ст. 14, п.14 ст.15, п.24 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, решение которых является функцией органов местного самоуправления, относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К вопросам местного значения, решение которых является функцией органов местного самоуправления, в силу п.5 и п.25 ч.1 ст.14, п.5 и п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В объективную сторону административного правонарушения по ст.6.3 КоАП РФ Администрации города Екатеринбурга вменены нарушения пунктов 1.1, 1.2, 1.4, 1.6, 2.1.1, 2.1.3, 2.2.3, 2.3.1, 4.1, 4.6, 4.11, 4.12, 5.3.2, 5.3.5, 6.2 СанПиН 42-128-4690-88.
"СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, применяемые с 15 августа 2010 года в части, не противоречащей СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2011 N ГКПИ11-1881, Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2012 N АПЛ12-27), содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
В соответствии с п.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
В силу п.1.2 указанных санитарных правил и норм система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно п 1.4 данных СанПиН 42-128-4690-88 организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
В районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы. Во вновь застраиваемых жилых микрорайонах централизованная планово-регулярная очистка должна быть организована к моменту ввода зданий в эксплуатацию (п.1.6 СанПиН 42-128-4690-88).
В пунктах 2.1.1, 2.1.3, 2.2.3, 2.3.1, 4.1, 4.6, 4.11, 4.12, 5.3.2, 5.3.5, СанПиН 42-128-4690-88 определены объекты очистки, к каковым относятся: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (п.2.1.1), места обустройства и характеристики контейнерных площадок (п.2.1.3), требования к их размещению (п.2.2.3), положения по сбору жидких отходов в неканализованных домовладениях (п.2.3.1), положения по установке урн (п.4.1), требование по поливу улиц (п.4.6), согласование средств борьбы с гололедом и участков размещения и устройства снежных "сухих" свалок (п.4.11), запрет складирования льда, загрязненного снега на площади зеленых насаждений (п.4.12), требование к размещению на территории парка урн (п.5.3.2), туалетов (п.5.3.5).
Разделом 6 указанных СанПиН 42-128-4690-88 определена ответственность за санитарное содержание территорий населенных пунктов, разграничены обязанности субъектов, ответственных за санитарное содержание территорий.
Пунктом 6.2 СанПиН 42-128-4690-88 на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению:
- титульного списка улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередности их уборки в летний и зимний периоды года;
- норм накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год;
- списка городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств;
- состава инспекции по охране окружающей среды;
- мероприятий по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств;
- организаций, ответственных за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др.
Таким образом, исходя из смысла и содержания вышеуказанных нормативно-правовых и нормативных актов в их взаимосвязи следует, что орган местного самоуправления является субъектом, ответственным за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, в рассматриваемом случае - за надлежащее санитарное содержание территории населенных пунктов муниципального образования, в пределах объема его полномочий и обязанностей.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт выявленных нарушений, суд апелляционной инстанции находит доказанным событие административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, принял во внимание доводы заявителя, что Администрацией города Екатеринбурга приняты меры по организации содержания территории муниципального образования "город Екатеринбург", неисполнение же юридическими и физическими лицами требований нормативных актов, организующих и регулирующих данные вопросы, допущение нарушений неустановленными лицами, не свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления, в частности Администрацией города Екатеринбурга, обязанностей по организации содержания территории муниципального образования.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, не соглашается с данными выводами суда первой инстанции, находит их ошибочными, руководствуясь следующим.
Согласно ст.2 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", принятого Решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 N 8/1 (зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 27.10.2005 N RU663020002005023) муниципальное образование "город Екатеринбург" является городским округом. В состав муниципального образования входят населенные пункты, поименованные в п.2 ст.3 Устава, в целях организации управления территория муниципального образования делится на 7 административно-территориальных единиц - внутригородских районов: Верх-Исетский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Орджоникидзевский, Чкаловский (п.3 ст.3 Устава).
Компетенцию муниципального образования составляют вопросы местного значения муниципального образования, полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения муниципального образования и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Свердловской области, а также права органов местного самоуправления муниципального образования на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального образования (ст.8 Устава).
Согласно п.2 ст.9 Устава к вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе
-дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп.6);
-организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования (подп.12);
-создание условий для массового отдыха жителей муниципального образования и организация обустройства мест массового отдыха населения (подп.21);
-организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (подп.25);
-утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования (подп.26).
В соответствии со ст.36 Устава Администрация города Екатеринбурга является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, т.е. органом исполнительной власти, реализующим права и обязанности органа местного самоуправления - муниципального образования "город Екатеринбург".
Администрация города Екатеринбурга осуществляет все организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, решениями городской Думы, правовыми актами Администрации города Екатеринбурга (ст.37 Устава).
К полномочиям Администрации города Екатеринбурга в области обращения с отходами в силу статьи 3 решения Екатеринбургской городской Думы от 27.03.2007 N 18/39 "Об утверждении Положения "Об организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" относятся:
1) создание экономических, социальных и правовых условий для использования отходов, уменьшения их образования, внедрения малоотходных технологий, рационального использования природных ресурсов и вторичного сырья;
2) разработка и реализация городских целевых программ в области обращения с отходами;
3) организация научных исследований в целях разработки новых методов обезвреживания и переработки отходов, а также выявления ресурсной ценности отходов и их эффективного использования;
4) утверждение тарифов на сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов;
5) утверждение порядка и условий транспортирования отходов по территории муниципального образования "город Екатеринбург";
6) разработка и принятие правил по обращению с отходами строительства и сноса, с отходами от автотранспортных средств, с отходами IV, V классов опасности;
(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 10.11.2009 N 52/12)
7) обеспечение юридических и физических лиц специализированной информацией в области обращения с отходами;
8) организация и обеспечение комплексности и непрерывности просветительской деятельности по обращению с отходами;
9) координация деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов;
10) организация мероприятий по предотвращению образования несанкционированных свалок и ликвидации существующих;
11) организация мероприятий по созданию стационарных и передвижных приемных пунктов для раздельного сбора отходов;
12) организация мероприятий по реализации единой политики муниципального образования "город Екатеринбург" в области охраны окружающей среды и здоровья человека, максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья;
13) обеспечение условий для введения систем сбора и переработки отходов, а также координация деятельности в этой области;
14) участие в мероприятиях по экономическому стимулированию уменьшения образования отходов, раздельного сбора, сортировки и переработки отходов;
15) оказание методической, организационной и иной помощи субъектам хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности при осуществлении ими деятельности по организации системы сбора и переработки отходов;
16) осуществление экологического просвещения в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информирование населения по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды;
17) решение иных вопросов, связанных с организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч.1 ст.10 решения Екатеринбургской городской Думы от 27.03.2007 N 18/39 субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, обязаны по запросу уполномоченного органа Администрации города Екатеринбурга предоставлять информацию об обращении с отходами в целях создания эффективной системы управления отходами на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в сроки, указанные в запросе.
Таким образом, исходя из полномочий, целей и задач Администрации города Екатеринбурга по вопросам местного значения в области обращения с отходами (статьи 3 и 10 решения Екатеринбургской городской Думы от 27.03.2007 N 18/39), требований законодательства в данной области к органам местного самоуправления, суд апелляционной инстанции находит правомерными выводы ТО Управления Роспотребнадзора, что полномочия органа местного самоуправления не сводятся только к функциям нормотворчества в сфере надлежащего санитарного содержания территории МО "город Екатеринбург", а заключаются в том числе, в фактической организации и контроле за надлежащим санитарным содержанием города.
Данные функции подлежат исполнению органом местного самоуправления МО "город Екатеринбург" - Администрацией города Екатеринбурга, независимо от его территориального деления по районам и созданию в структуре Администрации города Екатеринбурга территориальных органов - администраций районов, являющихся юридическими лицами, и обязанностью, предусмотренной пунктом 3 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" по организации работ по благоустройству территории муниципального образования "город Екатеринбург", обеспечение которой возложено на собственников и (или) уполномоченных ими лиц, являющимися владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, если иное не установлено законодательством.
Закрепление объектов улично-дорожной сети и объектов зеленого хозяйства для организации их содержания в 2013 году Постановлением Администрации г. Екатеринбурга N 550 от 20.02.2013 за администрациями районов города также не освобождает заявителя от надлежащего содержания данных объектов, от осуществления контроля за выполнением обязанностей согласно данному постановлению территориальными структурными подразделениями Администрации города Екатеринбурга.
Неудовлетворительное санитарное состояние административных территорий города Екатеринбурга, выявленное в ходе проверки и зафиксированное в акте проверки от 27.12.2013 г., указывает на отсутствие должной организации и контроля санитарной очистки и уборки территории со стороны заявителя.
Администрация города Екатеринбурга не приняла достаточных мер к координации работы юридических лиц в целях надлежащего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения муниципального образования "город Екатеринбург".
Так, отсутствует титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, очередность их уборки в летний и зимний периоды, список территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств, перечень организаций, ответственных за санитарное содержание набережных, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, спортивных площадок, территорий домовладений, торговых и зрелищных учреждений и др. (административному органу представлен только перечень улиц, бульваров, проездов, парков, скверов).
Представленное в материалы дела с возражениями заявителя постановление Администрации города Екатеринбурга N 4387 от 30.12.2013 издано после завершения проверки (27.12.2013), кроме того, не содержит перечень организаций, ответственных за содержание пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, спортивных площадок, территорий домовладений, торговых и зрелищных учреждений и др.
Предусмотренное п.63 решения Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" осуществление вывоза снега с улиц и проездов на подготовленные снегоприемные пункты, определенные постановлениями Администрации города Екатеринбурга, должны быть, но не согласованы заявителем с органом Роспотребнадзора. Заявителем не представлены доказательства обращения, согласования либо отказа в согласовании данного вопроса, имеется лишь ссылка в информационном письме, без доказательств подтверждения приложений (л.д.5-10 том 2). Факт представления регламентов, на который ссылается заявитель, не является безусловным обстоятельством, освобождающим администрацию от выполнения данной обязанности.
Запрет складирования льда, загрязненного снега на площади зеленых насаждений не соблюдается заявителем, поскольку приказами зам.главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии N 8/0139-а от 19.09.2013 и N 30/41/0139 от 15.10.2013 предусмотрено разбрасывание снега на газонах.
Мероприятия по поливу улиц, отсутствие которых было выявлено административным органом, заявитель должен разработать с учетом повышенной интенсивности движения, являющейся определяющим фактором в жаркое время, для улучшения микроклимата в населенном пункте.
Довод представителя, что СанПиН 42-128-4690-88 не являются актуальными в силу изменений законодательства РФ, подлежит отклонению, поскольку они не противоречат действующему законодательству РФ, пункты санитарных правил и норм, нарушение которых вменены заявителю, направлены на организацию рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий муниципального образования, которая должна удовлетворять требованиям данных СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарных правил содержания территорий населенных мест", созданию благоприятных условий для проживания, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, содержащиеся в акте, протоколе и других представленных в материалы дела доказательствах правонарушения, объективно свидетельствуют о наличии у Администрации города Екатеринбурга вины в его совершении, которая в рассматриваемом случае выразилась в непринятии ею своевременных и достаточных мер, направленных на выполнение требований, установленных действующим законодательством РФ, специальными Правилами и иными нормативными правовыми актами, при наличии реальной к этому возможности.
Решение Ленинского районного суда по оспариванию постановления N 705/16 от 04.07.2013 о привлечении к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ главы Администрации г.Екатеринбурга А.Ю.Якоба в рассматриваемом случае не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего дела, поскольку вопросы вины должностного лица и юридического лица исследуются административным органом самостоятельно, вне зависимости друг от друга, обстоятельства, свидетельствующие о вине того и другого субъекта, различны.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях (бездействии) Администрации города Екатеринбурга состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении заявитель извещен надлежащим образом.
Администрация города Екатеринбурга привлечена к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности. С учетом характера совершенного административного правонарушения наказание Администрации города Екатеринбурга назначено выше минимального размера, в пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 июля 2014 года по делу N А60-8189/2014 отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга N 142/08 от 19.02.2014 о привлечении к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей Администрации города Екатеринбурга отказать.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8189/2014
Истец: Администрация г. Екатеринбурга
Ответчик: Заместитель главного государственного санитарного врача по Ленинскому району и Верх-Исетскому району, заместитель начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Лушев Виталий Борисович, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга